Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

adv@incrussia.ru

Журнал

Три бизнес-ошибки VR-сети: опыт бизнес-ангела Ильи Егоркина

Три бизнес-ошибки VR-сети: опыт бизнес-ангела Ильи Егоркина

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Мода на «ноготочки» прошла — «Инк.» и «Яндекс» выяснили, какой бизнес хотят открыть в России

Разобраться • 24 марта 2025

Мода на «ноготочки» прошла — «Инк.» и «Яндекс» выяснили, какой бизнес хотят открыть в России

Мода на «ноготочки» прошла — «Инк.» и «Яндекс» выяснили, какой бизнес хотят открыть в России

Текст: Григорий Щеглов, Ксения Темникова

Фото: Unsplash

Как и в одежде, в бизнесе есть свои тренды. Впрочем, сменяются они не так быстро — обычно должно пройти несколько лет, чтобы внимание предпринимателей перешло с одной ниши на другую.

Изучив вместе с аналитиками «Яндекса» поисковые запросы за 2024 год и сравнив их с запросами 2021 года , «Инк.» выяснил, что за последнее время сферы интересов предпринимателей сильно изменились. Также мы попросили специалистов из «Яндекс Рекламы» прокомментировать запросы исходя из собственной экспертизы и наблюдений. Делимся результатами исследования и рассказываем, какой бизнес популярно открывать сейчас и на какие направления стоит обратить внимание.

Методология

Каждый день потенциальные предприниматели делают первый шаг к собственному делу, начиная с поиска информации. Часто запросы включают в себя фразу «как открыть» и название бизнеса. И если с локациями для размещения офлайн-точек продаж могут помочь геоаналитические сервисы, например «Геоаналитика» от «Яндекс Карт», то выбор самой сферы бизнеса — вопрос куда более сложный. «Инк.» вместе с аналитиками «Яндекса» выделил наиболее популярные у предпринимателей направления на основе статистики поисковых запросов за 2024 год.

Чтобы соотнести идеи с реальным спросом, мы попросили прокомментировать их аналитиков «Яндекс Рекламы». В исследование вошли отрасли, которые демонстрируют рост по объему рекламных кампаний и сумме платежей за продвижение. Таким образом, удалось выделить ниши, находящиеся на пике своего развития.

ПВЗ и курьерские компании — новое золото

Запросы, связанные с открытием ПВЗ, стали самыми популярными среди российских предпринимателей. Этот тренд отражает и растущий спрос на услуги логистики, ведь сегодня не только маркетплейсы, но и брендовые интернет-магазины развивают собственные решения по доставке заказов. Многие популярные логистические службы даже предлагают открыть бизнес по франшизе. Такая тенденция не удивительна. В условиях импортозамещения и стремительного роста онлайн-продаж потребность в эффективных логистических решениях увеличивается.

При этом строить бизнес на выдаче заказов относительно недорого — зачастую открыть точку можно на собственные средства без внешних инвестиций, а спрос на услуги стабилен и предсказуем. По аналитике банка «Точка», запуск ПВЗ обычно обходится в 200–300 тыс. руб.

Данные специалистов «Яндекс Рекламы» подтверждают активность в сфере логистики. В рекламных кампаниях все чаще фигурируют грузоперевозки, пассажирские перевозки, каршеринг и различные сервисы доставки — еды, воды, готовых рационов и других товаров.

Шоурумы и бренды одежды остались в прошлом

Несмотря на то что текстиль представлен в топе сразу пятью запросами, практически у каждого из них наблюдается спад популярности. В 2024 году информацию о том, как открыть «магазин одежды», «секонд-хенд», «пошив и ремонт одежды» и «шоурум», искали реже, чем раньше. Исключением стал только «бренд одежды», что укладывается в уже упомянутый тренд на импортозамещение.

С развитием e-commerce люди все чаще покупают одежду онлайн из-за более широкого выбора и низких цен. Это делает традиционные магазины менее привлекательными. Если еще три года назад «магазин одежды» был на первом месте по количеству запросов в России, то сейчас он опустился на пять позиций, уступив место ПВЗ, кофейням, таксопаркам, кафе и аптекам.

Если сопоставить самые активные отрасли по данным «Яндекс Рекламы», с рейтингом популярных запросов, можно сделать вывод, что российские предприниматели все больше стремятся создавать новое, нежели работать с имеющимися материалами. В стране наблюдается снижение спроса на ремонт одежды и секонд-хенды (-5 и -9 позиций в рейтинге соответственно), но остается активной реклама предметов роскоши, в том числе часов и ювелирных изделий.

Серьезные инвестиции: недвижимость и медицина

Некоторые сферы бизнеса остаются востребованными вне зависимости от экономической ситуации. Недвижимость и медицина — именно такие отрасли. Обе требуют серьезных инвестиций, работают на долгосрочный спрос и связаны с базовыми потребностями: жильем и здоровьем.

Запрос на «агентство недвижимости» показал самый большой рост среди всех категорий. Вопреки повышению ключевой ставки и стремительному росту цен на недвижимость, в России интерес к этому бизнесу только увеличивается. Жилая недвижимость также попала в подборку самых активных отраслей по данным «Яндекс Рекламы».

Что касается медицины, спрос на медицинские услуги остается стабильно высоким в стране. Появление новых технологий расширяет доступность медицинской помощи, а интерес к частным клиникам продолжает расти. В некоторых регионах наблюдается отток медицинских работников в государственных структурах, что делает частные медицинские центры еще более востребованными.

В 2024 году запрос «медицинский центр» вошел в топ-25. Среди наиболее востребованных направлений, по данным «Яндекс Рекламы», — стоматология, фармацевтические производства, аптеки, реабилитационные центры и лаборатории.

Снижение спроса на салоны красоты и парикмахерские

Несмотря на то что спрос на услуги салонов красоты остается относительно стабильным даже в трудные экономические времена, в большинстве категорий этой отрасли замечен спад. Количество поисковых запросов, связанных с маникюрными салонами и парикмахерскими, снизилось.

Этот тренд можно связать с изменяющимися предпочтениями потребителей. Здоровый образ жизни становится все более важным аспектом жизни россиян, что способствует популярности массажа, который помогает расслабиться и восстановить силы. При этом на рынке салонов маникюра и парикмахерских за последние годы сформировались сильные игроки, с которыми сложно конкурировать новичкам, — резкий взлет популярности ниши в 2020–2021 годах привел к ее быстрому заполнению.

По данным аналитиков «Яндекс Рекламы», бьюти-услуги активно продвигаются. Судя по количеству рекламных кампаний, спрос смещается в сторону медицинской косметологии, аппаратных процедур и специализированных услуг, таких как эпиляция и уход за кожей.

Фермы и bio-продукты — это модно

В России растет интерес к экологически чистым продуктам, выращенным без пестицидов и химических удобрений. Это подтверждается увеличением запросов, связанных с открытием собственных ферм.

При этом открытие фермы требует значительных инвестиций и усилий, что ограничивает количество желающих заняться этим бизнесом. По данным портала «Мойбизнес.рф», открытие фермы на 50 голов скота обойдется примерно в 15 млн руб. Однако тренд на здоровое питание и осознанное потребление создает перспективы для развития рынка в будущем.

В то же время спрос на хлебобулочные изделия идет вразрез с общей тенденцией к ЗОЖ, что объясняет снижение интереса к открытию пекарен. С 2021 года это направление потеряло четыре позиции в рейтинге.

Итоги исследования

За последние годы приоритеты предпринимателей в России заметно изменились. Лидерами по росту стали логистические компании, особенно пункты выдачи заказов, что связано с развитием e-commerce и потребностью в надежных сервисах доставки в условиях импортозамещения. Одновременно с этим наблюдается спад в традиционных розничных форматах, таких как шоурумы и секонд-хенды, в то время как интерес к созданию собственных брендов одежды растет.

Стабильный спрос сохраняется на недвижимость и медицину — отрасли, требующие значительных инвестиций и ориентированные на долгосрочную перспективу. В то же время бьюти-услуги постепенно теряют популярность, уступая место более специализированным и медицинским направлениям, таким как массаж и косметология. Общий тренд на натуральность отражается и в пищевых привычках. Покупатели все чаще делают выбор в пользу натуральных продуктов от фермеров и реже смотрят на выпечку. Помимо описанных сфер, растут также фитнес и ментальное здоровье.