Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Разобраться

Зачем искусственному интеллекту человеческие эмоции (и как они изменят бизнес)

Зачем искусственному интеллекту человеческие эмоции (и как они изменят бизнес)

Детекция, мониторинг и автоматический анализ эмоций человека недавно казались фантастикой — а сегодня это реальность. Инвесторы вкладывают деньги в сферу эмоционального искусственного интеллекта и эмоциональных вычислений (Emotion AI).  По разным оценкам, объем рынка распознавания эмоций к 2021-2022 гг. вырастет с $19,96 млрд до $36,07 млрд. Компании с прорывными решениями могут стать «новыми Google». Разбираемся, что это за технология и какие у неё перспективы.


Интерес корпораций вроде Apple, Google, Microsoft, Facebook, Samsung, Nintendo и т.п. к эмоциям и их распознаванию — вовсе не праздный. Специалисты считают, что без этой технологии невозможно развивать системы искусственного интеллекта. Несколько месяцев назад эту мысль озвучил технический директор исследовательского центра Google Грег Коррадо: «Следующий большой вызов для искусственного интеллекта — это быстрое и легкое взаимодействие с человеком. Чтобы «гладкий» разговор человека и машины стал возможен, машина должна научиться понимать эмоциональный интеллект».

Объем рынка систем детекции и распознавания эмоций, включая так называемые «эмоциональные вычисления» (affective computing), относительно невелик, в 2016 году он достиг $6,72 млрд, — но на этом молодом рынке работают десятки компаний.


В каких сферах пригодится распознавание эмоций

Эксперты полагают, что для распознания эмоций продуктивны два блока каналов. Первый — микроэкспрессии лица и биосенсоры, встраиваемые в носимые устройства (первым тренд задал Google). Второй — анализ речи, голоса и  отслеживание взгляда. Комбинацией нескольких методов идентифицируются самые незаметные изменения в настроении и самочувствии человека, за которым ведется наблюдение. Эта технология встраивается во многие, в том числе нишевые  индустрии:

№1

Автомобили


Самый простой пример использования технологии распознавания эмоций или общего (эмоционального и физиологического) состояния водителя — остановка машины (с постепенным торможением и сворачиванием к обочине), если человек за рулём не в состоянии контролировать транспортное средство (слишком медленно откликается на дорожные ситуации, уснул, находится в состоянии аффекта, опьянения и т.п.). Умные датчики «узнают», способен ли человек нормально вести автомобиль, и если нет, то решают проблему сами.

№2

Игровая индустрия


Обратная связь с игроком позволяет модифицировать сюжет игры, исходя из его эмоций (радуется ли он, обижен, раздосадован, удивлен и т.п.). Недостаточно напуган «ужастиком»? Выпускаем на сцену дополнительных монстров. Недоволен сложным интерфейсом и избыточным действием? Действуем по ситуации.

В психологическом триллере Nevermind от компании Flying Mollusk, при участии разработчика технологии распознавания эмоций Affectiva, сложность игры зависит от уровня стресса игрока: если он не справляется со страхом, игровые локации наполняются препятствиями. Алгоритм обратной связи определяет, что игрок успокоился, и игра становится проще. В Star Citizen от Faceware Technologies протокол потокового распознавания выражения лиц (Face Over Internet Protocol — FOIP) анимирует лица персонажей, «считывая» эмоции игроков.

№3

Коммуникации


Аватары, или «маски», добавляют мессенджерам эмоций. Таким аватаром можно симулировать эмоции, имитировать поведенческие модели.

Распознавание эмоций пригодится выступающим на конференции, участникам деловой встречи, переговоров, собеседования. Пользователь в очках наподобие Microsoft Hololens увидит эмоции слушателей и скорректирует аргументацию.

№4

Робототехника


До мира Айзека Азимова нам далеко, но роботы скоро могут поумнеть благодаря нейросетям, глубокому обучению, компьютерному зрению. Робототехника также будет интегрировать технологии распознавания эмоций — без обратной связи робот не может взаимодействовать с человеком. А человекоподобные роботы научатся демонстрировать эмоции в ответ (сейчас эта технология в зачаточном состоянии).

№5

Нейромаркетинг


В фантастических фильмах (например «Особое мнение») реклама адаптируется под эмоциональную реакцию человека, а затем её предугадывает и предопределяет. Эта технология (её разрабатывает стартап NuraLogix) тестируется в нескольких универмагах Торонто (Канада), она у истоков развития. Если возникнут надежные, точные, высокочувствительные, резистентные к условиям внешней среды технологии распознавания эмоций, то подобные системы внедрят в супермаркетах, бутиках, автосалонах и т.п.

№6

Безопасность


Детекция эмоционального состояния в местах скопления людей и на объектах инфраструктуры поможет полиции выявить того, кто «слишком нервничает», подозрительно себя ведёт или подозрительно выглядит — и задержать преступника.


Перспективы рынка

По данным Markets&Markets, к 2021 году объем рынка распознавания эмоций достигнет $36,07 млрд при ежегодном росте в 39,9%. Аналитики Reportlinker и Orbis Research осторожнее: они обещают к 2021-2022 гг. рост в $29,17 млрд и $19,96 млрд соответственно при ежегодном увеличении объёма рынка на 27,4% и 21,2%. Наиболее перспективными рынками для индустрии считаются Северная Америка, ЕС и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Постоянная работа аналитиков (не исключая и Big4) по оценке тенденций в этой сфере — признак формирования рынка. Первые отчеты появились в конце 2016 — начале 2017 гг., и информации все больше. Большинство компаний в этой сфере относительно молоды, но некоторые развиваются очень быстро.

Нидерландская компания Noldus Information Technology разработала сервис FaceReader: он оценивает эмоции человека, распределяя по семи категориям,определяет направление взгляда и некоторые персональные характеристики человека. Похожее решение у калифорнийской компании Eyeris для оценки эмоционального отклика человека на видеоклипы (ту же рекламу). Компания NuraLogix разработала технологию определения скрытых эмоций по подкожному кровотоку лица (изменению цвета пикселя). Компания, восходящая к 1990-м годам, Beyond Verbal Communications создала сервис, определяющий эмоции, настроение, самочувствие человека после просмотра 10-секундного ролика.

На рынке появилась интересная тенденция: независимых игроков все меньше — их покупают технологические гиганты. Инвесторы не боятся вкладывать значительные средства (той же Affectiva удалось привлечь порядка $30 млн).

Прорыв (и научный, и предпринимательский) случится, когда ученые и разработчики свяжут все аспекты распознавания эмоций вместе и совладают с мультимодальностью (комплексным анализом эмоций, физиологии и поведенческих паттернов человека), объединившись с экспертами в области искусственного интеллекта. Коммерческий  успех ждет тех, кто сможет «подружить» общий искусственный интеллект (AI) с эмоциональным искусственным интеллектом (Emotion AI) — иначе не будет «мыслящих и чувствующих» роботов, ни человека будущего, ни сингулярности.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России