Зачем они это делают: инвестируют в коворкинги

Зачем они это делают: инвестируют в коворкинги
Фото: DPA/TASS

За последний год число коворкингов в Москве и ближайшем Подмосковье выросло втрое (компании, предприниматели, фрилансеры экономят на аренде). Коворкингами заинтересовались инвесторы: сооснователь компании «ТехноНИКОЛЬ» и «Рыбаков Фонда» Игорь Рыбаков, основатель KupiVIP и CarPrice Оскар Хартманн инвестировали 150 млн рублей в сеть коворкингов «Ключ». Экс-совладелец аптечной сети «А5» Роман Буздалин запустил коворкинг «Ясная поляна» в Питере, вложив 200 млн руб. А основной владелец O1 Properties, российский миллиардер Борис Минц намерен привести в Россию международную сеть коворкингов WeWork (первое пространство будет открыто в Москве в 2018 году). Коворкинги — это новый способ использования недвижимости, в будущем — место объединения карьеры и образования, ключ к сердцу миллениалов. Бизнесмены рассказали Inc., зачем еще инвестируют в коворкинги.


Причина №1. Клуб по интересам


Сергей Богданов

основатель компании YellowRockets

Коворкинг становится прибыльным, когда есть доход не только от аренды рабочих мест, но и от мероприятий, образовательных курсов по выходным. Для нас коворкинг важен еще и тем, что мы размещаем здесь некоторых участников нашего акселератора, а также предлагаем разместиться стартапам, в которые мы инвестировали. Объем наших инвестиций в коворкинг составил более 8 млн рублей, мы планируем окупить их в течение трех лет. Мы вложились, чтобы иметь место, где люди могут собираться для обсуждения интересующих нас тем: разработчики собираются на встречу в «блокчейн-четверг», на «биржевых вторниках» все желающие могут обсудить новые тренды и особенности работы с инвестициями. Мы изначально решили, что на нашей площадке должны проходить мероприятия, связанные с предпринимательством: питч-сессии стартапов, семинары по PR, маркетингу, интеллектуальной собственности и пр. Мы ориентируемся не на всех – здесь не место инфобизнесу, – и очень избирательно относимся к тем, кто хочет арендовать презентационный зал.


Причина №2: Место для себя


Аркадий Лопухов

Учредитель клуба предпринимателей «Деловар»

Клуб предпринимателей «Деловар» инвестирует в коворкинг, чтобы иметь площадку для своих мероприятий. В нашем клубе владельцы нескольких компаний встречаются пару раз в месяц на несколько часов. Нам невыгодно и неудобно постоянно искать свободное место для собеседований и различных мероприятий. А арендовать пространство, которое большую часть времени будет пустовать, – невыгодно. Поэтому и родилась мысль вложиться в собственный клубный офис, а когда он свободен, мы сдаем в аренду другим предпринимателям класс для проведения семинаров, тренингов, переговорные комнаты для собеседований, рабочие места для фрилансеров и т. п. Мы инвестируем в то, чем сами пользуемся и на чем сами зарабатываем, когда не нужен офис. Очень удобно и прибыльно.


Причина №3. Экономия на офисе


Наталья Подгорецкая

Вице-президент Фонда развития международной торговли

Коворкинг – это отличный способ мобилизовать всех коллег из России и зарубежья под одной крышей для более продуктивной работы. Инвестору смарт-офиса (нашему партнеру, Центру импортозамещения) важно, чтобы в коворкинге нам было проще работать с иностранными компаниями и их сотрудниками. Уже нет смысла вкладывать больше денег в обычный офис с кабинетами. Нашим работникам и партнерам нет необходимости иметь привязку к рабочему месту, при этом у нас нет текучки кадров, но место за столом для работы с компьютером постоянным сотрудникам все же требуется. В условиях смарт-офиса, то есть без коридоров и сотни закрытых кабинетов, каждый сотрудник может пересекаться с новыми представителями разных компаний, обретая новые связи и контакты.


Причина №4. Миллениалы


Ирек Аллаяров

Советник по управлению активами Игоря Рыбакова, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK

Количество предпринимателей (индивидуальных или тех, кто объединяется в группы для реализации какого-то бизнес-процесса) будет только увеличиваться, как и потребность в новых пространствах для коворкинга. Сегодня весь мир движется в сторону sharing economy, т.е. когда какие-то активы разделяются между группой людей и используются совместно для более бюджетного способа реализации своих идей.

Поколение миллениалов и старше – это люди, одной из ключевых ценностей которых является внутренняя свобода, возможность работать на себя, для чего больше подходит просторный коворкинг, а не пыльный офис с закрытыми кабинетами. Поэтому смарт-офисы стали более привлекательны для вложения, чем кабинеты старого формата.


Причина №5. Использование недвижимости


Нодари Кезуа

Вице-Президент фонда Invest AG, член СД компании Knotel

Модель коворкинга производит революцию в смежных отраслях. Больше не нужны брокеры для офисной недвижимости, компании по управлению недвижимостью вытесняются с рынка, а также меняются условия труда как в маленьких фирмах, так и в больших корпорациях. Забавно, но работая с недвижимостью, как физическим активом, компании, создающие коворкинги, умудряются стремительно развиваться как технологические компании. Онлайн маркетинг, масштабирование команды продаж и поиска помещений, технологическая платформа – это все компоненты успешного технологического стартапа, а никак не стандартного бизнеса недвижимости. Такой подход создает основу для высоких темпов роста компаний и хорошей доходности инвестиций.


Причина №6. Новая аудитория


Алексей Федоров

Управляющий партнер ГК «220 вольт»

С точки зрения бизнес-процессов, инвестирование в коворкинг помогает нам привлекать молодых клиентов, повышать узнаваемость бренда и формировать образ компании – эксперта в своем рыночном сегменте.

Чтобы осовременить идею уроков труда, нам нужно было большое пространство под специальные мастер-классы для всех возрастов. Мы вложились в место для людей, у которых есть потребность в работе с инструментом, но нет возможности или необходимости его приобретать. Коворкинг отлично подходит не только для работы при помощи инструмента (перфораторов, дрелей, электропил и т. п.), так и для тест-драйва оборудования перед покупкой.


Причина №7. Экономия времени


Евгений Пермяков

Руководитель проекта Start HUB

Смарт-офисы закрывают потребность в организации рабочих мест, предоставляя качественное пространство с общей инфраструктурой (переговорные комнаты, кухни, общие зоны, душа, капсулы для сна и т. п.). Коворкинг дает гибкость в плане резкого роста или сокращения компании: добавить или уменьшить количество мест можно без потери времени и денег. Помимо готовой инфраструктуры, арендаторы получают классное сообщество вокруг, в лице представителей которого можно найти как клиентов и исполнителей, так и партнеров для новых совместных проектов. Сейчас коворкинг является обязательной составляющей инфраструктуры любого качественного бизнес-центра. Все это увеличивает интерес инвесторов к теме.