• Usd 66.74
  • Eur 75.61
  • Btc 3424.53 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Сыто-крыто. Как бросить карьеру юриста в 50 лет, чтобы открыть небольшое кафе (а потом заняться новым бизнесом)

Сыто-крыто. Как бросить карьеру юриста в 50 лет, чтобы открыть небольшое кафе (а потом заняться новым бизнесом)

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Зачем стартапу быстрые «похороны», или о пользе бизнес-обучения

Зачем стартапу быстрые «похороны», или о пользе бизнес-обучения
Фото: Mark Reinstein/Getty Images

Школы стартапов помогают начинающим предпринимателям быстрее двигаться к цели и экономить время. Иначе можно потратить долгие годы на разработку продукта, который, к тому же, окажется никому не нужен. Основатель онлайн-школы стартапов Russol Юрий Ярцев рассказал, как быстро проверить на прочность свою идею, что не так с государственными бизнес-инкубаторами и почему два технаря в команде — это плохо.


«Тут — грязь, там — яма»


Школы существуют, чтобы люди могли знакомиться с чьим-то опытом и учиться на чужих ошибках. Те, кто уже где-то падал или больно получал по лицу, рассказывают: вот здесь я упал, тут — грязь, там — яма, не ходите туда, а то и вы упадете… Ошибки — самое важное, что может быть в жизни стартапа (да и любой компании): на них учатся.

Еще один плюс школ — ресурсы, которые помогают двигаться дальше. Это может быть все что угодно: знакомства, связи, деньги, какие-то знания и инсайты о рынке.

Школа помогает расти быстрее. Не нужно ждать 10 лет, чтобы протестировать идею, — идеи умирают очень быстро (выстреливает лишь одна из тысячи, из 10 тысяч). Поэтому нужно постоянно пробовать. Если сегодня идея не выстрелила — окей, быстрее «замочите» ее. Тем лучше для вас — быстрее придете к следующей.


Одна из отличительных характеристик успешных основателей бизнеса — они постоянно генерят идеи. Но важно держаться за каждую из них лишь до тех пор, пока не убедишься, что не стоит больше тратить на нее время.


Школа помогает искать клиентов, пиариться и правильно доносить свои мысли до аудитории. Многие платят деньги за публикацию статей. Некоторые новостные ресурсы (скажем, о блокчейне) могут просить за это и $1 тыс., и даже $10 тыс. — чудовищную сумму. А мы рассказываем, как публиковаться в крутых изданиях быстро, бесплатно и своими силами.

Еще один «ништяк» — доступ к сообществу таких же, как и вы. Потому что одно дело — выйти на улицу и сказать: «Слушайте, я тут стартап делаю». Люди, далекие от всего этого, скажут: «Ты, че, дурачок? Иди лучше где-нибудь поработай!» Или поделиться своей идеей с мамой и услышать в ответ: «Иди лучше учись, получай профессию! Это не работа!» И совсем другое дело — пойти в бизнес-школу и влиться в сообщество таких же, как и вы.

В школу стоит идти за налаживанием связей с нужными людьми и за вдохновением от тех, кто чего-то добился. Кто-то умеет хорошо управлять командой (как  IKEA Center Russia), а у кого-то все хорошо с customer support (как у Модульбанка). Каждый такой спикер вдохновляет, подсказывает, рассказывает. И это сильно экономит время: вместо набивания шишек десятилетиями — несколько лекций, где эти шишки разбирают во всех подробностях.


За деньгами – в «Газпром»


Собственно, школы нужны, в основном, начинающим предпринимателям. Вообще, стартап — это такая сложная вещь, можно сразу вычеркнуть 10 лет своей жизни. Потому что если вы хотите создать что-то крупное вроде Airbnb или того же Mail.ru — не получится просто взять и сразу прийти к успеху: ну-ка, попробую эту штуку — вдруг выстрелит! Так это не работает.

Если вас интересуют только деньги — лучше пойти куда-нибудь в найм, если большие деньги — в «Газпром». Но если вы хотите заработать $1 млрд, то нужно создавать будущее уже сейчас, как это делает Илон Маск со своими Tesla и SpaceX. И это — адский труд: нужно много работать и общаться с самыми разными людьми, заниматься продажами и делать много черной работы самостоятельно. Но и люди будут верить в вас — с каждой итерацией все больше и больше. Это станет магнитом для всего, в том числе для продаж, поиска и привлечения талантов.

Очень многие стартаперы приходят в крупные акселераторы с какой-то идеей и говорят: «Дайте мне миллион (рублей или долларов)», — но не могут объяснить, на что им нужны эти деньги и какую проблему они решат с их помощью. Таким людям школа помогает сформулировать мысль и попасть в нормальные акселераторы. Ну, а там уже можно найти деньги для реализации своей идеи. Например, никто из отечественных инвесторов не верил в задумку ребят из Statsbot. В итоге они пошли в инкубатор 500 Startups (это как акселератор и школа одновременно) и получили $325 тыс. Сейчас у них более 30 тыс. корпоративных клиентов, которые платят от $45 в месяц. Легко посчитать, сколько они теперь получают.


Миллиард из ерунды


Я знаю много людей, которые тратили долгие годы и миллионы рублей на разработку того, что никому не нужно. Собрались 10 человек, что-то пилили по вечерам после работы, а все зря!

Собственно, «похороны» стартапа как раз и нужны, чтобы поскорее покончить с ним и перейти к следующему этапу в своей жизни. Школа помогает сделать это максимально быстро.

Иногда человеку нужно просто понять: это – не его. Слышал историю о стартапере, который окончил медуниверситет, а потом пришел в акселератор: «Запулю-ка я свою идею — она классная!» Но вдруг задумался: «Блин, я же потратил 6 лет, чтобы получить профессию хирурга!» И ушел… Вот такой уход в найм, по сути, и есть понимание, что это – не мое.


Тема стартапов — очень модная, и все думают: «Вау! Класс! Я могу стать миллионером!» Но так не получается. Чтобы заработать миллионы и миллиарды, нужны долгие годы постоянного движения вперед. И совсем не факт, что ваша изначальная идея будет выглядеть точно так же лет через 10.


Вот пришел чувак и говорит: хочу надеть на голову камеру и ходить с ней по улицам. В результате тестирования его идея видоизменилась и превратилась в сервис трансляций онлайн Twitch. Компания стримит игры и стоит $1 млрд — ее купил сам Amazon. А началось все с какой-то банальной и дурацкой ерунды.

Любая идея может оказаться клевой и стоящей — разница лишь в том, доводит стартапер дело до конца или нет. Инвесторы обычно заинтересованы, в первую очередь, в основателях бизнеса, а не в их идеях. Если человек жесткий, прямой и способен довести дело до конца — это уже половина успеха.

И очень важно, чтобы у стартапа была команда. Если вас 2 человека — это нормально. Если один — в принципе тоже, но будет в 100 раз тяжелее, чем вдвоем. При этом команда из двух технарей — тоже плохо. Потому что вы можете застрять: будете «пилить» каждый день какую-нибудь новую фичу и не заниматься больше ничем (включая продажи).


Платить ли за «прокачку» ?


Школы бывают самые разные: при акселераторах, фондах и университетах, платные, полу-бесплатные и полностью бесплатные. Например, в бизнес-школе Сколково (она очень дорогая, но и крутая) за обучение нужно платить миллионы рублей. И наоборот, есть акселераторы, где деньги платят вам — в обмен на долю в бизнесе. Полу-бесплатные школы — это когда часть информации (скажем, несколько лекций) вы получаете даром, а уже за более серьезную «прокачку» придется заплатить.

Существуют и государственные бизнес-инкубаторы. В них все хорошо, но придется заполнять кучу отчетов и прочих бумаг. Если вы идете туда ради бесплатного места и бесплатной бухгалтерии — будьте готовы тратить кучу времени на формальности.

Хакатон — это самый классный способ проверить свою идею за несколько дней. Туда можно прийти абсолютно с любым проектом и посмотреть, как люди реагируют на него, присоединяются или не присоединяются. Так вы сможете понять, востребована ли ваша идея еще хоть кем-то, кроме вас.

Нетворкинг — это когда проводят кучу разнообразных мероприятий (в том числе онлайн), где можно просто рассказать о себе и своем продукте, получить какую-то обратную связь.

Есть еще онлайн-курсы. Они хороши тем, что можно самостоятельно просмотреть все, от корки до корки. Единственный минус — нужно очень много времени, чтобы все просмотреть и проанализировать. Плюс онлайн-формат не позволяет общаться с экспертами. Поэтому такие курсы подойдут только людям с твердым стержнем внутри, которые танком идут вперед и не остановятся.

С точки зрения длительности обучения я бы разделил школы на 3 типа: супер-интенсив (это хакатоны, длятся 3 дня), мягкий интенсив (1-2 недели — хакатон совмещен с курсом лекций) и интенсив (стандартный акселератор от 2 до 5 месяцев). Больше — это уже ненормально, потому что за полгода все может кардинально поменяться.


В школах и бизнес-инкубаторах бывают определенные ограничения. Например, от вас может потребоваться очное участие — придется все время туда ходить и что-то делать. В некоторые акселераторы не берут с одной лишь идеей в голове: вы должны знать свой рынок и уже иметь продажи (то есть должна быть уже зрелая стадия стартапа).


Опять же, есть географические ограничения: жителю Пензы достаточно трудно ездить постоянно в Москву или Петербург — поездки (а порой и само обучение) требуют денег, которых может и не быть. Для этой категории людей лучшее решение — онлайн-школы нового образца (например Russol): обучение ведется бесплатно по интернету, не нужно никуда ехать и отсутствуют какие-либо барьеры. Человек, у которого есть просто идея, может прийти и рассказать: «Вот, у меня есть решение какой-то проблемы». Какой бы дурацкой ни была идея, мы помогаем людям быстро ее протестировать и не тратить на нее полжизни.


Хаки быстрого роста


Все ищут универсальные рецепты быстрого роста, но их просто не существует в природе. Как раз школа и помогает понять, что у каждого стартапа — свои собственные хаки.

Иногда может помочь случай — как с Facebook. У соцсети была проблема: никак не удавалось привлечь рекламодателей. И вот однажды они увидели, что количество рекламы во французской версии сайта почему-то растет. Оказалось, что при переводе с английского допустили ошибку: вместо «реклама» написали «рекламируйтесь здесь». Facebook применил этот хак и в английской версии, после чего число рекламодателей стало быстро расти.

И не стоит сбрасывать со счетов интуицию. Зачастую после хакатонов команды разваливаются: участвовали (возможно, даже выиграли), ну и ладно. Если ни у кого нет желания развивать идею дальше — ничего не получится. Но если вы чувствуете внутри себя искорку («блин, неплохо бы все-таки что-нибудь с этим сделать») — хватайтесь за эту мысль! Потому что это и есть та самая интуиция, которая привела к успеху Airbnb, Delivery Club, «Яндекс», Mail.ru…

Нужно просто доверять себе, своему чутью, — и важно этот момент не упустить. Иначе искорка погаснет, и на этом все закончится.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России