Обычный акселератор научит вас делать бизнес. Корпоративный — научит делать бизнес в конкретной сфере и на конкретном рынке. Правда, взамен корпорация потребует адаптировать ваш продукт под свои нужды — зато не исключено, что сама же его и купит. Как устроены корпоративные акселераторы, зачем подавать в них заявку и что делать, чтобы ее приняли, объясняет ментор акселератора Bayer G4A(Grants4Apps) Евгений Борухович.
Акселерационные программы организуют в том числе крупные корпорации. Объявляют конкурсы и проводят отбор сильнейших проектов (конкуренция крайне высокая — как правило, из сотен заявок отбираются несколько победителей). Лучшим командам предоставляют рабочее место в коворкинге или собственном офисе, обучают всему, что умеют сами. В программе — лекции, тренинги, встречи с экспертами отрасли.
№1
Отраслевая экспертиза
Обычный бизнес-акселератор дает общую экспертизу развития бизнеса, продаж, но эксперта с актуальными знаниями в какой-либо узкой области там может не быть. В корпоративном акселераторе можно получить именно отраслевую экспертизу.
№2
Условия, приближенные к боевым
Корпоративные акселераторы дают резидентам возможность погрузиться в бизнес-процессы конкретной компании. Столкновение с практикой — реальными проблемами и задачами и живым примером того, как их можно решать, — ускоряет запуск пилотного проекта.
№3
Ресурсы компании
Технологии и партнерская база корпорации.
№4
Связи на рынке
Через крупного отраслевого «покровителя», которого заинтересовала ваша бизнес-модель, проще привлечь внимание инвесторов. В дальнейшем выпускники могут развивать свой бизнес как самостоятельно, так и в партнерстве с корпорацией, стать для нее поставщиком услуг и продуктов, встроиться в ее каналы дистрибуции. А возможно — и полностью влиться в ее бизнес.
Известные международные корпоративные акселераторы
Корпорация Microsoft еще в 2017 году объявила о реализации Startup Accelerator Program. Внимание в программе компании уделялось двум аспектам — разработке программного обеспечения на корпоративной платформе и повышению узнаваемости продуктов участников на рынке.
Сегодня акселераторы есть почти у всех ведущих «цифровых» корпораций. Так, Citrix в 2010 г. запустила Citrix Startup Accelerator. Одна из крупнейших в мире телекоммуникационных компаний Telefónica — программу wayra.
В России также действуют международные акселерационные программы у SAP Labs для ИТ проектов, Bayer G4A для проектов в области цифровой медицины и цифрового земледелия, NUMA Moscow для ИТ проектов.
№1
Определите свою стадию
Идея. Для программы акселерации еще рано. На этой стадии задача стартапа — обсудить идею с будущими потребителями и заняться созданием прототипа.
Прототип. Оптимальный момент для обращения в региональный акселератор: вам уже есть что показать и еще не поздно пересмотреть концепцию продукта. Наличие прототипа дает крупной компании больше оснований поверить в серьезность намерений стартапа — да и просто обратить внимание (на «просто идеи» без проработки никто не посмотрит). Региональный акселератор поможет отточить решение; для попадания в глобальный, где конкуренция очень высока, одного прототипа может быть мало.
Первый продукт. Эта стадия также подходит для акселерационной программы, но на ней стартапу сложнее «услышать» потребности крупной компании и подстроиться под них. Многие эмоционально не готовы перерабатывать существующий продукт и менять бизнес-модель.
Проработанный продукт. Стадия, на которой корпоративный акселератор практически бесполезен, т.к. стартап, скорее всего, не готов серьезно менять свой продукт.
№2
Изучите стратегию и потребности корпорации
Обязательно изучите бизнес-стратегию компании, на которую нацелены. Большинство крупных компаний являются публичными и в ежегодных отчетах по развитию бизнеса раскрывают стратегию развития портфеля исследований и разработок. Эту информацию надо использовать, выбирая, в чей бизнес-акселератор подать заявку. Ищите акселератор, который больше соответствует направлению вашего бизнеса.
Потребности корпорации можно угадать, а можно узнать из первых рук — от источника в бизнес-кругах или от самой корпорации напрямую: многие проводят для этого неформальные встречи (митапы) с командами стартапов на ранней стадии. Информацию о митапах ищите на корпоративных сайтах и в соцсетях.
Важное замечание: очень часто стартапу, который видит пользу от взаимодействия с корпорацией, в рамках акселератора придется адаптировать либо продукт, либо бизнес-модель. Это не означает, что проект придется полностью трансформировать, но немного доработать бывает необходимо.
№3
Определите географию
Команды, предлагающие решения только для локального рынка, менее интересны для глобального акселератора и глобального бизнеса — не достигается мультипликативный эффект от внедрения. Если ваша команда уже обладает продуктом высокой степени зрелости и готова конкурировать на международной арене — смело подавайте заявку на глобальный акселератор.
Но обычно начинать лучше с локального акселератора (такие запускаются при региональных подразделениях международных корпораций) — и вот почему:
локальная акселерационная программа поможет «обкатать» продукт и бизнес-модель, исследовать рынок;
выход на зарубежные рынки связан с дополнительными затратами, повышает риски на основном рынке и может негативно сказаться на прибыли;
если стартап при работе с международной компанией не смог сделать «пилот» на локальном уровне, начать взаимодействие на глобальном уровне будет еще сложнее;
пройти отбор на локальном уровне, при всей его жёсткости, реальнее;
вам не придется покидать пределы страны.
Иногда проект ограничен спецификой продукта и рынка. Например, сервис для оценки новых лекарств Semantic Hub просто не мог сразу выходить на глобальный уровень, ведь особенности регистрации лекарственных средств на национальных рынках различаются. Логично развивать этот бизнес поэтапно, начиная с собственного, российского рынка.
Узнать, какие международные акселерационные программы действуют в России, можно в интернете.
№4
Оформите ООО
С командами, оформившими юрлицо, можно сразу заключать договор на пилотный проект. Более того, требования глобального акселератора подразумевают грантовую поддержку, которая невозможна без наличия юрлица. Таким образом, наличие ООО открывает гораздо более широкие горизонты. Кроме того, подчеркивает мотивацию предпринимателя развивать свой проект.
№5
Подготовьте презентацию
Большинство претендентов на попадание в акселератор терпят неудачу по одной причине: не смогли правильно сформулировать свою бизнес-идею. Сформулируйте понятную гипотезу: объясните в заявке, чтó предлагаемый вами продукт даст потребителю, — гипотеза может быть ошибочной, но она должна быть! Разработайте бизнес-модель: вы должны уметь объяснить, каким образом и почему выручка превысит затраты. Особое внимание привлекают заявки, которые рассказывают, как предлагаемое решение поможет удовлетворить интерес корпорации.
Рассказывая о своем проекте, сделайте акцент на:
цифрах (прибыль, экономический эффект);
точках соприкосновения интересов стартапа и корпорации;
позиционировании — избегайте общих фраз вроде «каждый человек нуждается в…», «людям с различными заболеваниями необходимо…», «наше решение в виде приложения и устройства, и веб-сайта, и чат-бота, и блокчейна поможет всем и сразу».
№6
Будьте настойчивы и терпеливы
Шанс начать совместный бизнес с крупной корпорацией есть всегда. Даже если это 1%. Не бойтесь услышать «нет», добивайтесь своей цели.