• Usd 63.26
  • Eur 73.96
  • Btc 6648.98 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Новые и холодные: как производители мороженого пытаются перещеголять друг друга и урвать часть рынка у ледяных глыб

Новые и холодные: как производители мороженого пытаются перещеголять друг друга и урвать часть рынка у ледяных глыб

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Завещать бизнес: как правильно посчитать офшорки, долги и капиталы

Завещать бизнес: как правильно посчитать офшорки, долги и капиталы
Изображение: The Grand Budapest Hotel

Планирование передачи бизнеса потомкам стоит начать как можно раньше. Неподготовленный к наследованию бизнес часто просто рушится без энергии и навыков основателя компании. Серийный предприниматель и филантроп Рубен Варданян написал первое завещание в тридцать лет, Джон Рокфеллер начал готовить Standard Oil к передаче по наследству за пятьдесят лет до смерти. Для подготовки хорошего наследства нужно посчитать, сколько у вас активов и долгов. И сделать эти три шага.


Наследственное планирование начинается с философского вопроса о том, что человек хочет сделать со своим состоянием: передать потомкам, потратить на себя или на увековечение своего имени. Каждому из этих ответов соответствует своя стратегия. Чаще всего основную часть своих активов предприниматели все же планируют передать наследникам. Пройти этот путь можно за три шага.


Шаг первый

Определить, есть ли состояние, и инвентаризировать его


Казалось бы, наличие активов делает человека состоятельным. Но наследство – это не только активы, но и долги, поручительства и залоги за бизнес. Не всегда баланс оказывается положительным.

При наличии существенных обязательств может оказаться, что процедура наследования не дар, а бремя для потомков. В таких случаях можно подумать, например, о прижизненной передаче части активов. Но при этом стоит внимательно проанализировать перспективы действий кредиторов, которые могут оспаривать сделки как при жизни должника, так и после его смерти в рамках банкротства наследственной массы (так, в деле о банкротстве Тельмана Исмаилова суд признал недействительным дарение двух его квартир внуку).

Нужно понять, что из фактически контролируемых бизнесменом активов «наследопригодно», то есть может быть передано юридически или с использованием альтернативных механизмов. В отношении каждого актива и структуры, из которых состоит бизнес, разумно продумать порядок передачи.

Если материальные активы перейдут к наследникам без какого-то ущерба, то бизнес-контакты, «административный ресурс», отношения с партнерами нужно передавать следующему поколению «из рук в руки», лично вводя преемника в курс дела и нарабатывая его репутацию.

Особую сложность при передаче вызывают активы, оформленные на доверенных лиц и офшорные структуры, ведь без наличия у наследников подробной информации о таких активах их даже невозможно выявить: ведь бенефициар их сознательно анонимизировал. Кроме того, и номинальные владельцы должны быть в курсе личности преемника активов.


Шаг второй

Составить операционный план


Внезапная смерть собственника – один из самых тяжелых периодов для бизнеса. Как минимум месяц (до назначения доверительного управляющего наследством) никто не сможет принимать решения от имени собственника. При наличии споров между наследниками такая возможность может не возобновиться и в течение года. Бывали случаи, когда из процедуры наследования бизнес плавно переходил в процедуру банкротства.

В ситуации любого внезапного отсутствия владельца (смерть, болезнь, проблемы с правоохранительными органами) выживаемость бизнеса полностью зависит от наличия в компании операционного плана.

Для его составления нужно провести стресс-тест: смоделировать действия работников, партнеров, контрагентов. Кто будет подписывать документы, кого будет слушать персонал, как будет обеспечена ритмичность поставок? Определив уязвимые места, составить четкие инструкции, ознакомить с ними заинтересованных лиц, а в идеале – проверить боеготовность компании на практике.


Шаг третий

Подготовить наследников


Необходимо решить, как разделить состояние между наследниками. Существует удивительно простой и справедливый (на первый взгляд) способ:  раздать всем поровну, передать каждый актив в долевую собственность наследников. Этот способ можно указать в завещании, просто прописав равные доли для указанных в нем наследников. Таким же образом будет разделено наследство между всеми наследниками по закону, если завещание не будет обнаружено. У этого способа есть довольно яркие недостатки: например, как наследники будут пользоваться общим имуществом и определять его судьбу? Как показывает практика, совместное управление – почва для конфликтов.

Существуют более рациональные и менее конфликтогенные решения, которые также учитывают наклонности наследников. Например, можно распределить активы между наследниками, более компетентными в управлении, сохраняя при этом стоимостное равенство, или создать мотивацию и конкуренцию для детей, обозначив критерии, по которым будет распределяться наследство.

Очень важно определить роль преемников в бизнесе. Хорошо, если они уже принимают участие в делах фирмы и подают хорошие надежды. А если нет? Какова будет их роль в бизнесе? Они могут быть как владельцами бизнеса с наемным менеджментом, так и управлять полученным от продажи бизнеса финансовым капиталом. В любом случае наследника необходимо подготовить, иначе от состояния не останется и следа! Вспомним пример Дениса Громова из Казани, который проиграл все унаследованное его женой состояние за одну торговую сессию на валютной бирже и еще остался должен банку 9,5 миллионов рублей.

Эти три шага – важные, но не единственные вопросы наследственного планирования. Оставлять их без разрешения – значит увеличить риски потери бизнеса при передаче следующему поколению, получить перспективу судебных споров между наследниками.

Как их пройти? Думать об этом, обсуждать с семьей, бизнес-партнерами, менеджментом, специализированными консультантами.


Завещание и команда по наследованию


Ответив для себя на обозначенные вопросы, можно приступать к работе над документами. Чаще всего тут на ум приходят две ассоциации: нотариус и завещание.

Завещание должно быть не только юридически безупречным, но и в комплексе с иными инструментами наследственного планирования (прижизненной передачей имущества, операционным планом для бизнеса, планом подготовкой наследников) отвечать общему наследственному плану. Не каждый нотариус имеет опыт работы по наследованию бизнеса и больших состояний. Большинство из них удостоверяют стандартные формы завещаний, ведь в большинстве случаев передается имущество, не нуждающееся в оперативном управлении. Для работы над текстом завещания важно выбрать компетентного специалиста по наследственному праву: хорошего нотариуса или юриста, специализирующегося в этой области.

Для работы над документами компании нужны специалисты по корпоративному праву. Для организации эффективной системы менеджмента, позволяющей управлять компанией и в отсутствие собственника, требуются специалисты по корпоративному управлению.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России

Сколько вы сэкономите, если подключите сотрудников к Yota?

Сколько вы сэкономите, если подключите сотрудников к Yota?

Сколько у вас сотрудников: 1

Сколько минут исходящих звонков по России нужно каждому: 1

Безлимитные SMS на месяц за 50 ₽

Стоимость услуг Yota в месяц: 9 990

Укажите ваши текущие расходы на связь: 200 000₽ / в месяц

Вы экономите:199 010

Подключиться