На прошлой неделе завершилась фишинговая кампания: появилось множество правдоподобных — и полностью мошеннических — электронных писем, связанных с ICO. В них мошенники объясняют, куда переводить деньги, чтобы купить токены, и обещают скидку, если поторопиться. В некоторых сообщениях говорится, что вы просили прислать уведомление, когда токены станут доступны, и у вас есть только 24 часа, прежде чем начнется продажа для широкой публики по более высокой цене. Мошенники вытянули из своих жертв $150 тыс. под видом инвестиций. Вот как читать свою электронную почту, чтобы избежать обмана.
Помните, что вы — привлекательная цель
За последнее время под прикрытием ICO прошло по меньшей мере две успешные фишинговые кампании, а значит, у мошенников найдется немало подражателей. Имейте в виду: любые манипуляции на криптовалютном рынке привлекают к вам внимание киберпреступников. Будьте бдительны: подумайте дважды, прежде чем открывать любые ссылки — и тем более переводить кому-либо деньги.
Как распознать «фейк» при инвестициях в ICO
На странице компании в разделе token design или token economy можно увидеть, как спроектирован токен. Если задача венчура — продаться дороже, то задача криптокомпании — чтобы токены росли в цене.
Все успешные стартапы, собравшие на ICO миллионы долларов за несколько дней, построили крепкое коммьюнити. База лояльных юзеров даже важнее, чем прибыльность с первых дней: Instagram не зарабатывал ни копейки, но при покупке его оценили в $1 млрд.
Гало-эффект, частая смена команды, отсутствие релевантного опыта, мутные люди с сомнительным бэкграундом повышают ваши риски.
Изучите фаундеров — поговорите с ними, узнайте, откуда они родом, как пришли в IT, какое у них образование. Соберите референсы от тех, кто с ними работал, пробейте основателей компании по сайтам и базам.
Вкладывайте в компании, связанные друг с другом, — они не рухнут: вы не удалите позвонок, не сломав позвоночник.
Остерегайтесь любых электронных писем, связанных с ICO
Мошенники чрезвычайно активны. Каждый день они рассылают множество писем — возможно, даже больше, чем организаторы реальных ICO.
Всегда проверяйте реквизиты платежей несколькими способами
Всегда проверяйте адрес, на который планируете совершить платеж, сравнив его с адресом, указанным на официальном веб-сайте эмитента (если таковой имеется) и во всех его предыдущих рассылках. Кроме того, можно сверить реквизиты, обратившись к эмитенту и другим участникам кампании через официальные каналы связи. Любые расхождения будут указывать на значительный риск.