В декабре прошлого года трейлер фильма «Мстители: Финал» установил мировой рекорд популярности, набрав за первые 24 часа 289 млн просмотров в интернете. При создании фильма Marvel Studios активно использовала искусственный интеллект, чтобы скопировать лица людей и воспроизвести их в цифровых персонажах. Искусственный интеллект в Голливуде применяется прежде всего для создания визуальных эффектов. Но это далеко не единственная сфера его использования в современной киноиндустрии. Вот четыре компании, использующие ИИ, чтобы ее изменить.
Digital Domain
Одни из самых впечатляющих изменений, которые ИИ привносит в кинопроизводство, связаны с компьютерной графикой. Костюм с так называемым захватом движения в Голливуде используется уже давно. С его помощью рисованные персонажи полностью повторяют пластику живых актеров.
В лос-анджелесской продюсерской компании Digital Domain (одним из ее основателей в 1993 году стал режиссер «Титаника» Джеймс Кэмерон), художники используют собственный ИИ, чтобы более эффективно копировать движения людей при создании персонажей в компьютерной графике.
«Мы действительно можем взять особенности движения и особенности конкретных актеров — прежде всего мимики — и точно перенести их на цифровых персонажей, — рассказывает Даррен Хэндлер, директор созданного только в прошлом году подразделения Digital Human Group. — Раньше для этого требовалось создать при помощи компьютерной графики полную версию головы актера, чтобы она выглядела реалистично, как на фотографии». Digital Domain использовала свою технологию для воспроизведения мимики актера Джоша Бролина, который в «Мстителях» этого года сыграл Таноса: это суперзлодей ростом 2,5 метра, с угрожающим обликом мутанта.
Хэндлер ожидает, что технология станет популярной и это сократит расходы на визуальные эффекты как для блокбастеров, так и для независимого кино. Но, по его мнению, это не увеличит количество безработных в киноиндустрии. «Количество людей, необходимое для создания художественного фильма, конечно, становится меньше. Но в то же время количество самих художественных фильмов растет. Так что я не знаю, снизит ли это число сотрудников, — считает он. — Скорее, технологии улучшают качество и повышают производительность».
IBM
В 2016 году IBM с помощью искусственного интеллекта создала альтернативный трейлер для снятого кинокомпанией 20th Century Fox научно-фантастического фильма «Морган», в котором рассказывалось о созданном учеными антропоморфном роботе.
Чтобы обучить суперкомпьютер IBM Watson выбирать сцены для хорошего трейлера, аналитики компании заставили его «посмотреть» 100 фильмов и трейлеров к ним. Поняв, по какой модели в визуальном и звуковом ряде выбирают кадры для трейлера, Watson затем посмотрел «Морган» и вскоре предложил 10 сцен. Режиссер-монтажер использовал 9 из них, создав новый трейлер за один день. Стандартный процесс выбора сцен для трейлера длится несравнимо дольше.
«IBM добилась больших успехов в том, чтобы научить компьютеры понимать визуальные образы, речь и язык, — отмечает Джон Смит, глава подразделения IBM по ИИ в научно-исследовательском центре Уотсона. — Со временем компьютер сможет получать из такого контента все более и более подробную информацию».
В прошлом году IBM для компании Disney при помощи Watson выбрала 10 наиболее эмоциональных моментов с участием робота C-3PO из «Звездных войн». Так как лицо C-3PO неподвижно, Watson не мог анализировать его мимику. «Нам пришлось смотреть на другую информацию — жесты, признаки волнения в интонации голоса и другие звуки, которые могли быть признаками того, что робот проявляет эмоции», — говорит Смит.
Arraiy
Основанная в 2016 году в Пало-Альто (Калифорния) компания Arraiy разработала и запатентовала другой тип ИИ. Среди прочего с его помощью можно добавлять в фильмы созданные с помощью компьютерной графики объекты так, что они выглядят естественно даже в том случае, если и камера, и сам объект находятся в движении. Одна из причин, по которой это было всегда сложно сделать, состоит в том, что при движении камеры угол, под которым зритель видит объект, меняется. Обычно художникам, работающим с визуальной графикой, нужно было менять вид этого объекта отдельно для каждого кадра (в секунде их 24). А Arraiy делает это автоматически.
«То, для чего иначе потребовалась бы целая команда, теперь может сделать один художник, — говорит сооснователь Arraiy Итан Рабли. По его словам, художник может «обучить» эту программу для автоматизации бесконечного множества конкретных случаев: «Когда вы учите сеть делать такие вещи, вы делаете это один раз, а потом она работает в режиме реального времени с любым количеством кадров».
Arraiy продемонстрировала свою технологию на нескольких короткометражных проектах, в том числе в клипе на песню «Street Livin’» группы The Black Eyed Peas. В нем авторы наложили рты музыкантов на изображения из истории борьбы за права чернокожих в США.
В марте прошлого года Arraiy привлекла более $10 млн от инвесторов во главе с Lux Capital и Softbank Ventures, а уже в начале 2019 года компания намерена вывести свой продукт на рынок. «Вам больше не нужно быть студией с многомиллиардными бюджетами, чтобы делать лучшие визуальные эффекты, — говорит партнер Lux Capital Шахин Фарши. — Теперь вы можете быть небольшой студией или даже независимым художником и создавать визуальные эффекты такого уровня, который вы видите в фильмах про Железного человека или Людей-Икс».
Sinemia
Созданная в 2014 году в Лос-Анджелесе инженером Рыфатом Огузом компания Sinemia предлагает сервис подписки на билеты в кино. Он позволяет подписчикам смотреть в кинотеатрах 3 фильма в месяц за ежемесячную плату $8,99 (есть и более дорогие тарифные планы). Его главным конкурентом был MoviePass, но этот проект провалился.
Отличие Sinemia состоит в том, что компания использует ИИ, чтобы рекомендовать фильмы подписчикам. В отличие от Netflix (собирает только данные о фильмах, которые вы посмотрели на этой платформе), приложение Sinemia задает вопросы пользователям, какие фильмы им нравятся или нет, в том числе и про фильмы, выбывшие из проката. Затем компания сравнивает ваши ответы с ответами других подписчиков, чтобы предсказать, какие фильмы вам понравятся.
«ИИ пытается найти родственные вам души в плане любви к одним и тем же фильмам, — рассказывает Огуз. — Так как у вас схожие вкусы с такими людьми, вам скорее всего понравятся одинаковые картины. Они в некотором роде становятся вашими учителями».
У Sinemia есть подписчики в Австралии, Канаде, Великобритании и других странах. По словам Огуза, в США у компании уже положительная выручка. Если доверия подписчиков рекомендациям ИИ Sinemia окажется достаточно, чтобы они стали ходить в кино чаще, компания может помочь остановить снижение посещаемости кинотеатров. По данным сайта Box Office Moj, в 2017 году в США и Канаде число проданных билетов упало на 5,8%, до $1,24 млрд, — это самый низкий показатель с 1992 года.