Когда мэр Москвы Сергей Собянин объявил о карантине, владелица отеля «Сказка» в Измайловском кремле Валентина Константинова всего за одни выходные потеряла всех постояльцев, брони на ближайший месяц и команду. Проблема усугубилась тем, что владелица индийского кафе, которое занимает первый этаж отеля, не смогла заплатить Валентине за аренду. Тогда Константинова бесплатно поселила у себя в номерах персонал кафе и помогла организовать доставку, за счёт чего покрывает часть своих убытков. Она рассказала Inc., как два разных по духу места поддержали друг друга, не дожидаясь помощи от государства.
Чтобы привлечь молодую и платежеспособную аудиторию, владельцы Измайловского кремля предложили команде Flacon-X, открывшей площадки «Хлебозавод» и «Флакон», управлять половиной территории. Они согласились, и в конце 2017 года рядом с резными теремами появился творческий квартал Vernissage с кофейней, тату-студией и магазином одежды московских дизайнеров.
Когда ребята решили открыть на территории отель, они обратились в наше с Ромой Сабиржановым бюро Hot Consulting. Вместе с ним мы открыли первый в стране арт-хостел Fabrika на «Красном Октябре» и больше 20 других проектов. Команда Flacon-X пригласила нас, потому что хотела сделать из кремля новый творческий кластер и превратить его в технопарк — только не для айтишников, а для креативных предпринимателей.
Здание, которое нам показали, было таким необычным, что решение мы приняли почти сразу. Это полностью розовый дворец в неорусском стиле: с балконами, переходами, башнями и винтовыми лестницами. С одной стороны — разноцветные деревянные терема, с другой — парк и озеро, и всё это в пяти минутах от метро.
Помещение нам досталось абсолютно разбитым, потому что раньше там было общежитие для гастарбайтеров. Нас встретили тараканы, крысы и горы мусора.
На старте мы вложили примерно 15 млн руб. Пришлось снять все поверхности, демонтировать стены, провести электричество и воду в каждый номер, а потом потратить полгода на то, чтобы всё покрасить и задекорировать. Часть мебели в номерах сделана вручную, остальное — старинные сундуки, жостовские подносы, резные деревенские зеркала — мы искали на «Авито» и восстанавливали.
Отель разместился в пятиэтажном здании, на первом этаже которого было место точно под кафе. На момент открытия я не хотела им заниматься и искала арендатора, который будет делить помещение с нами. В 2019 году ко мне пришла Айгуль Шелунцова с двумя поварами-индусами и открыла кафе «Маха Рикша».
Айгуль в ресторанном бизнесе уже 22 года. Она работала официанткой, бухгалтером, а потом стала управляющей ресторана «Тибет Гималаи». Тогда она решила, что всю жизнь будет заниматься индийской кухней и работать с индусами. С тех пор прошло 13 лет. Когда я спросила, почему именно индусы, она объяснила, что они иначе относятся к гостям.
Например, ее шеф-повар Пракаш Бадони согласился сидеть без зарплаты два месяца, но заменить свежие помидоры на томатную пасту не позволил. Индусы готовы уходить в минус, для них важнее выдавать качественный продукт. Мелкое воровство — это норма для всех кухонь нашего города. Но индусы очень религиозны, поэтому никогда не украдут полкило мяса из ресторана.
Пракаш из индийской династии поваров и готовит с 18 лет. Раньше он работал в пятизвездочном Hyatt Regency Delhi в Нью-Дели и в премиальных отелях Африки, а теперь — у нас в теремке. Традиционно у индийских поваров очень узкая специализация. Если твои родители стояли на тандыре, то и тебе всю жизнь придется печь хлеб, но Паркаш — универсал. Он не любит готовить блюда, которые не относятся к индийской кухне, зато его баттер чикен лучший в городе.
Курица в сливочно-томатном соусе.
Каждое утро, когда повара делают заготовки и лепят момо [тибетские пельмешки], они зажигают благовония, включают видеосвязь с Индией и кухня превращается в Мумбаи — ее наполняют детские голоса и песни на хинди.
До карантина в кафе работали двое индусов, но недавно к ним присоединился третий. Он знакомый поваров Айгуль и до карантина работал в другом индийском ресторане.
До карантина мы имели оборот примерно в 1,7 млн руб. и 500 тыс. руб. чистой прибыли. Средняя загрузка отелей по Москве — 75%, у нас она была на 10% больше, а в последний квартал 2019 года поднялась до 92%. У отеля в центре обязательно есть провалы по выручке в выходные, а в этом отеле провалов не было, потому что многие люди его расценивали как рекреацию. То есть с рабочими целями к нам заезжали в будние дни, а в субботу и воскресенье — чтобы отдохнуть.
После того как власти анонсировали режим самоизоляции, все развивалось стремительно. О планах ввести карантин мы узнали в пятницу и за выходные потеряли всех постояльцев и брони на ближайший месяц. В понедельник в номерах уже никого не было.
За апрель получилось заработать не больше 15 тыс. руб. К счастью, мы не сильно закредитованы. У нас есть один кредит в банке «Точка», но мы попросили освободить нас от платежей до конца коронакризиса. Банк пошел навстречу и дал нам отсрочку на 3 месяца. Команда Flacon-X, которая управляет пространством отеля, сделала большую скидку на аренду и пообещала реструктурировать задолженность до конца года, если мы не сможем платить.
После того как власти объявили карантин, 5 из 7 моих сотрудников подошли и сказали, что больше не будут работать. Кто-то захотел поменять вид деятельности, кто-то — переждать карантин дома. Не знаю, бросили они меня или поддержали, но увольнять никого не пришлось. То есть сейчас деньги нужны только на коммуналку и зарплаты оставшимся сотрудникам. Несмотря на это, за апрель я вложила в отель около 250 тыс. руб.
Когда Айгуль сказала, что хочет закрываться, я предупредила: «После карантина открыться смогут только те, у кого есть подушка безопасности на 1,5—2 убыточных месяца. У кафе этих денег нет, поэтому надо думать, как выживать в новых условиях». Я предложила ей остаться и не платить за аренду, пока не будет выручки.
До карантина ее повара снимали жилье в разных местах: один на Новослободской, два других — в Мытищах и Звенигороде. Добирались они на общественном транспорте, а Айгуль нужно было свести риски заражения к минимуму. В отеле сейчас из гостей никто не живет, и я приняла решение отдать номера шеф-повару и всей команде кухни. Теперь они точно не заразятся коронавирусом по пути на работу.
Чтобы выжить, мы объединились с «Маха Рикшей»: я поселила у себя поваров и помогаю развивать доставку, а Айгуль пообещала платить за ЖКХ. Уже сейчас понятно, что выручка за апрель покроет не только коммунальные платежи, но и часть аренды.
У «Маха Рикши» была доставка и до карантина, но от нее зависело намного меньше, чем сейчас. Раньше все заказы доставляли курьеры Яндекс.Еды и Delivery Club, но в апреле мы решили нанять четырех помощников и теперь развозим сами. Ареал покрытия у агрегаторов небольшой, а мы доставляем заказы по всей Москве и ближайшему Подмосковью.
Айгуль следит за качеством каждого блюда, поэтому 60-70% заказов в день — повторные.
Курьеры сидят в машине рядом с Измайловским кремлем и ждут, пока приготовят еду. Когда заказ собран, Айгуль сообщает, что можно заходить. Они проходят внутрь через отдельный вход, где стоит бактерицидный рециркулятор, обрабатывают руки антисептиком, и только после этого получают заказ. Внутри ресторана никто не сидит.
Поскольку за коммуналку платить все равно приходится, я решила, что отель не должен простаивать, и предложила нескольким благотворительным фондам воспользоваться этой возможностью.
Сейчас в отеле живут жертвы домашнего насилия — подопечные фонда «Китеж». К нам заезжают на разное время. Кто-то селится на день-два, а потом возвращается к своему мужу или понимает, что может уехать к другим родственникам. Кто-то живет дольше, например, одна женщина гостит у нас уже две недели.
Мы решили не умирать, а делать то, что должны. Не унывать, готовить еду, приводить отель в порядок и помогать друг другу. Поэтому создали проект на Boomstarter и хотим собрать 390 тыс. руб. Если у нас получится, мы сможем не только пережить тяжелые времена, но и перейти в другой сегмент потребления. Мы хотим, чтобы гости приезжали в отель за новыми впечатлениями, а не просто переночевать.
Айгуль Шелунцова и Пракаш Бадони смогут увеличить площадь кухни, купить мощную плиту, индийскую посуду и светильники в зал. А ещё в планах — добавить в меню блюда казахской кухни.
Наши друзья Иван и Роксана Жилины хотят открыть на территории отеля чайную лавку с атмосферой 19 века. Чай будут подавать по всем традициям: с кипятком из самовара, колотым сахаром и в чашках с блюдцами.
Керамист Василиса Лисавед, которая сделала посуду для отеля и кафе, снова сможет принимать учеников в своей мастерской.
Мы с директором отеля Никитой Пищугиным сможем довести до конца идею востока в русском интерьере, собрать новые артефакты и отремонтировать ещё несколько комнат.
Если мы не изменимся сейчас, в новом мире нам не выжить.