Придумать • 13 августа 2024
Придумать • 13 августа 2024
Текст: Елизавета Пикулицкая
Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia
Чуть более десяти лет назад предприниматели в России не знали, что такое email-рассылка. Виталий Александров был одним из первых, кто заметил тренд и запустил маркетинговую компанию. Дела шли не так гладко, но выручило грамотное сотрудничество: он нанял консультантом по продажам Антона Самутина, который занимался бизнесом в сфере недвижимости. Объединив усилия, Александров и Самутин вывели компанию из кризиса и трансформировали ее в полноценное CRM-агентство со стомиллионной чистой прибылью.
Out of cloud в цифрах
2016
Выручка — 22 млн, прибыль — 0.
2017
Выручка — 42 млн, прибыль — 1,5 млн.
2018
Выручка — 68 млн, прибыль — 6,8 млн.
2019
Выручка — 88 млн, прибыль — 17 млн.
2020
Выручка — 92 млн, прибыль — 34 млн.
2021
Выручка — 120 млн, прибыль — 30 млн.
2022
Выручка — 137 млн, прибыль — 42 млн.
2023
Выручка — 301 млн, прибыль — 98 млн.
Источник: СПАРК
2016
Выручка — 22 млн,
прибыль — 0.
2017
Выручка — 42 млн,
прибыль — 1,5 млн.
2018
Выручка — 68 млн,
прибыль — 6,8 млн.
2019
Выручка — 88 млн,
прибыль — 17 млн.
2020
Выручка — 92 млн,
прибыль — 34 млн.
2021
Выручка — 120 млн,
прибыль — 30 млн.
2022
Выручка — 137 млн,
прибыль — 42 млн.
2023
Выручка — 301 млн,
прибыль — 98 млн.
Основатель компании Out of Cloud Виталий Александров начал свой путь в предпринимательстве еще в студенческие годы. Переехал в 2009 году из Кемерова в Москву и поступил в Высшую Школу Экономики. Активно участвуя в студенческой жизни и научной деятельности, Виталий параллельно задумался о том, чтобы заняться бизнесом. Вдохновленный примером своих сокурсников, увлеченных предпринимательством, Виталий Александров решил запустить собственный проект: встретился с товарищем, который тогда работал в SMM-агентстве, и после недолгих обсуждений они решили попробовать продавать собственные SMM-услуги.
Стартовый капитал студентов составил 7,5 тыс. руб. — эти деньги пошли на создание сайта агентства. Первую сделку они заключили в октябре 2011 года: подписали договор об оказании услуг по email-маркетингу с компанией, которая занималась подарочной упаковкой. Однако спустя несколько месяцев друзья разошлись — партнер Виталия решил, что хочет остаться в найме, поэтому Александров продолжил строить бизнес сам.
Виталий проанализировал рынок и решил развивать e-mail- маркетинг, который в середине 2011 года еще не получил широкого распространения в России. Предприниматель попробовал занять эту нишу одним из первых, добавив рассылки к своим услугам. Спустя время оказалось, что запрос на них даже выше, чем на SMM, поэтому компания полностью преобразовалась в агентство по e-mail-маркетингу.
Первые email-рассылки представляли собой обычные электронные письма с интересными предложениями от компаний на хорошо сверстанных шаблонах. Они легко читались на любом устройстве, будь то компьютер или телефон, и не попадали в спам.
Следующие несколько лет бизнес развивался небольшими темпами. В эти годы появились новые клиенты, команда росла и вскоре перебралась из Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ в собственный офис. Сам Виталий в это время активно выступал, за счет чего развивал бренд агентства и рассказывал бизнесу о необходимости запуска email-маркетинга для увеличения продаж.
Несмотря на прогрессивную идею, Виталий столкнулся с тем, что продажи росли медленно — без помощи было не обойтись. Осенью 2015 года по рекомендации своего знакомого он встретился с Антоном Самутиным, который уже имел опыт работы в продажах.
Антон отучился на экономиста в ГУУ и уже в 22 года стал начальником отдела продаж в компании «Что делать Консалт». Позже он открыл свой бизнес — компанию, которая проверяла квартиры в новостройках. Для этого он нанимал юристов, инженеров и других специалистов для обследования: все ли в порядке в квартире и можно ли в ней жить.
Виталий рассказал Антону о своей компании и о том, что ему нужен человек, который поможет с продажами. Антон согласился, но попросил зарплату в 40–50 тыс. руб. Виталий отказал — хоть компания и зарабатывала миллионы, прибыли пока не было. Обменявшись контактами, молодые люди разошлись.
В феврале 2016 года Виталий снова связался с Антоном: с продажами в компании все было так же плохо, поэтому решено было все-таки нанять в Out of Cloud консультанта. Сейчас Самутин вспоминает, что изначально он не верил в успех компании, однако его зацепили амбиции Виталия и его вера в успех собственного продукта. Поэтому он решил попробовать себя в новом начинании: «В конце концов я подумал, раз открывается возможность и у меня есть ресурс, чтобы ее воплотить, нужно этим пользоваться», — говорит он.
Новому эксперту по продажам надо было сделать выбор: продавать продукт самому или создать отдел продаж. Небольшой поток клиентов (10–20 в месяц) подтолкнул его к первому варианту. Договорившись о проценте с каждой сделки, он приступил к работе. Изучив ситуацию, Антон понял, почему лиды не превращались в продажи: компания не предлагала клиентам решения, отвечающие их потребностям. Антон решил эту проблему, наладив коммуникацию и задавая правильные вопросы.
Результат не заставил себя ждать: «Когда клиент приходил в агентство и говорил, что нужны рассылки, ему называли цену 30 тыс. руб. за одно письмо. Естественно, такое предложение никто не покупал. Я много читал об инструментах диагностики клиента, спрашивал, что компании-клиенту нужно, какие у нее критерии выбора, какие ожидания на будущее, — эти вопросы позволяли понять, что нужно будет учитывать в коммерческом предложении».
Антон считал, что главное — понять, чего клиент ждет от email-рассылок. Этот вопрос часто заставлял маркетологов консультироваться с руководством, чтобы сформулировать свои ожидания. Получив ответ, Самутин адаптировал предложение под конкретного клиента. Такой подход, основанный на выявлении потребностей бизнеса, привел к значительному росту продаж: в 2016 году, после прихода Антона, на 10 лидов заключалось около трех сделок.
Самутин быстро понял, что Out of Cloud — это совсем другая история, нежели рынок недвижимости. Никакого напряжения и жесткой конкуренции, только дружеские беседы с молодыми специалистами. Несмотря на опыт в продажах, Антону пришлось осваивать ранее неизвестную терминологию. Сейчас Антон с улыбкой вспоминает, что первое время было сложно научиться говорить на новом для себя языке, несмотря на умение продавать.
За первые полгода Самутин убедился, что продает действительно полезный продукт, а сам процесс продаж доставляет удовольствие. Отношения с Виталием тоже сложились отлично: руководитель дал ему полную свободу действий. За шесть месяцев Антон Самутин привлек в Out of Cloud несколько десятков контрактов на сумму около 20 млн руб.
Антон сильно увлекся работой в Out of Cloud: он решил оставить свой бизнес в сфере недвижимости и полностью посвятить себя агентству. Виталий, в свою очередь, оценил вклад Самутина, и в 2017 году, всего через год после его прихода, назначил его коммерческим директором. На новой должности Антон поставил перед собой две задачи: оптимизировать финансовые процессы и научиться точно прогнозировать прибыль.
Первым делом он разработал систему грейдов (распределение должностей внутри компании по возрастанию профильных навыков. — Прим. ред.). Это позволило установить прозрачную систему оплаты труда, где зарплата зависела от навыков и опыта сотрудника. (Хотя идея грейдов появилась в 2017 году, ее полноценная реализация завершилась только к 2020 году.)
А вторая инициатива Антона — система мотивации сотрудников — помогла увеличить количество сделок и точнее прогнозировать доходы. Также Антон внедрил систему контроля клиентского бюджета: с каждым клиентом стали оговаривать среднемесячный объем продаж, что позволило точнее планировать доходы. В результате Out of Cloud научилась правильно рассчитывать свою прибыль и планировать расходы. К концу 2017 года прибыль составила около 1.5 млн руб. Виталий был впечатлен и поэтому усилил полномочия Антона, а сам решил отойти от управления агентством, чтобы развивать новые проекты.
Возглавив Out of Cloud, Антон занялся трансформацией продукта. До этого момента сервис занимался только email-рассылками, которые были доведены до совершенства, но Самутин решил расширить каналы коммуникации с клиентами, добавив мессенджеры и SMS.
Вместе у команды Out of Cloud появилась идея: а что, если сделать взаимодействие с клиентом более персональным? Станет ли коммуникация эффективнее, если каждый человек получит предложение, зависящее напрямую от него?
До этого Out of Cloud просто собирала статистику: сколько людей «кликнули» на кнопку, перешли по ссылке, и т. д. Эта информация использовалась для оценки эффективности рассылок. Но Антон решил пойти дальше и создать индивидуальные рассылки, основанные на интересах каждого покупателя. Для реализации этой амбициозной задачи нужны были квалифицированные эксперты. Out of Cloud обратилась за помощью к специалистам с кафедры эмпирического анализа Высшей Школы Экономики. Экономисты предложили множество идей, но многие из них оказалось невозможно реализовать из-за ограничений, связанных со структурой агентства.
В 2018 году Антон активно экспериментировал с организационной структурой Out of Cloud, внедряя методы управления проектами, такие как Kanban, Scrum и Agile. Не все сотрудники были в восторге от постоянных перемен, ведь это влияло на их роли и зарплаты. Но у руководства было четкое видение будущего компании.
«Несмотря на то что выручка в 3–4 млн руб. могла вырабатываться практически при любой структуре агентства, важно было придумать модель, которая могла бы обеспечить и 20 млн без значимых изменений».
К концу 2018 года Out of Cloud превратилась в полноценное CRM-агентство, где email-рассылки стали лишь одной из многих функций. Теперь компания делала клиентам индивидуальные предложения, основанные на их истории покупок. Например, чем чаще клиент покупал, тем большее внимание ему уделяли: персональные предложения, скидки и более дорогие рекламные каналы. Вместе с расширением услуг вырос и штат компании. К команде присоединились дизайнеры, аналитики, стратеги, маркетологи и технические специалисты. После всех изменений выручка компании к концу 2018 года составила 68 млн руб., а прибыль — 6,8 млн руб.
К началу 2019 года в команде Out of Cloud были 25 человек. Вместе с изменениями структуры работы в компании решили повысить уровень корпоративной культуры. Чтобы дать сотрудникам мотивацию и сплотить их, после продолжительных обсуждений были придуманы миссия и принципы компании.
Своей внутренней миссией Out of Cloud определила раскрытие потенциала своих сотрудников. Компания активно помогала им развиваться как специалистам, а если кто-то чувствовал себя не на своем месте, ему предлагали попробовать себя в других отделах. Антон верил, что каждый талантливый человек найдет свое место в компании.
Любые изменения — это риск. Как понять, стоит ли переводить сотрудника на новую позицию или лучше с ним попрощаться? Чтобы принимать такие решения, Out of Cloud разработала три главных принципа: результат, ответственность и искренность. Эти слова стали отражением приоритетов фирмы.
«Мы жили через призму этих трех ценностей, и оказалось, что это максимально наша история: быть искренним, приносить результат и брать на себя как можно больше ответственности — все это ведет к тому, что ты растешь, ты развиваешься и вокруг тебя строится экологичная среда».
Новая структура компании привела Out of Cloud к успеху. В 2019 году агентство стало лидером CRM-маркетинга в России, работая с такими гигантами, как «М.Видео» и «Росинтер». Сотрудничество с «Росинтером» даже помогло усовершенствовать систему аналитики компании.
Out of Cloud работала над программой лояльности для «Росинтера» и решила проверить, какая скидка выгоднее — 5% или 10%. Протестировав разные предложения на миллионе контактов, выяснили, что меньшая скидка приносит большую прибыль.
В конце 2019 года выручка компании составила 88 млн руб., а прибыль — 17 млн руб.
Сейчас Антон вспоминает:
«Казалось, в 2019 году мы просто сели на ракету, чтобы полететь в небеса: структура компании показывала себя волшебно, все работало как часы. Клиенты, с которыми мы год назад не справлялись, потому что они требовали большого продакшена, в 2019 году обсуждали с нами больший объем, — казалось, что все идеально».
С оглядкой на успехи прошлого года, в 2020 году компания планировала заработать 150 млн, руб. но свои коррективы внесла пандемия коронавируса. С введением ограничений на передвижение агентство полностью перешло на удаленную работу — такой шаг вызвал беспокойство сотрудников, ведь никто, включая руководство, не понимал, надолго ли затянется карантин и каков масштаб опасности на самом деле.
«Каждому человеку было страшно, но когда страшно тебе и у тебя еще компания, которой нужно управлять и в которой тоже всем неспокойно, твои эмоции как будто уходят на задний план, ведь нужно взять и обеспечить людям поддержку, а бизнесу — работу».
Переход на удаленку — стресс для всех. В Out of Cloud эту проблему решили по-своему: запустили командные активности, чтобы сплотить коллектив и поддержать боевой дух, а также предоставили сотрудникам доступ к корпоративному психологу. Проблемы возникали и у топ-менеджмента: контролировать проекты из дома стало сложнее. Это не обошло и Антона: «Если раньше я на кончиках пальцев чувствовал, в каких проектах все плохо, то когда ты сидишь дома с ноутбуком, сложно понять, где все хорошо, а где — пожар».
Потеря контроля — одна из главных проблем удаленной работы. Чтобы справиться с этим, Out of Cloud ввела систему рейтингов и обратной связи. Оценивалось все: удовлетворенность клиентов, мнение сотрудников о компании и эффективность каждого члена команды. Такой подход помог пережить локдаун и сохранился в фирме по сей день.
Несмотря на все попытки противостоять обстоятельствам, первые несколько месяцев в кризисном 2020 году компании (впервые за несколько лет) пришлось работать без прибыли: многие клиенты заморозили свое сотрудничество с Out of Cloud — из-за введенных ограничений у клиентов попросту не было продаж.
Пандемия ударила по многим, но рынок доставки еды и продуктов, наоборот, вырос. Out of Cloud оказались в нужное время в нужном месте: они помогли компаниям выстроить коммуникацию с клиентами и адаптироваться к новым реалиям. Агентство гарантировало прозрачность доставки: клиенты могли отслеживать курьера, менять заказ и быть в курсе всех этапов процесса.
На конец года Out of Cloud удалось сохранить большу́ю часть своего штата (сократили около 10% персонала) и даже не упасть в доходах: по сравнению с 2019 годом их выручка увеличилась на 4,5% (во многом за счет роста продаж во второй половине года) и составила 92 млн руб., из которых 34 млн руб.— чистая прибыль.
Ограничения постепенно ослабевали: открывались магазины и кафе, можно было без опасений выходить на улицу и ездить в метро без маски, но популярность сервисов доставки не уменьшалась. Агентство продолжало сотрудничать с теми, кто пришел к ним в 2020 году, а позже возобновило работу и с бизнесами, которые заморозили контракты во время простоя.
Пережив трудности, Out of Cloud продолжает трансформироваться: после своего отъезда в Америку Виталий Александров практически не принимал участия в управлении агентством, поэтому в 2021 году Самутин официально переходит на должность генерального директора. Правда, такое повышение было скорее формальностью — Самутин управлял компанией самостоятельно уже несколько лет.
Out of Cloud взяла курс на оптимизацию работы и повышение лояльности сотрудников. С помощью сервиса Kaiten компания отслеживала задачи и эффективность проектов, а опросы «360 градусов» помогли оценить вклад каждого члена команды. Может показаться, что это привело к усилению контроля, но нет: сотрудники остались довольны, оценив свое рабочее место на 4,7 балла из пяти.
Антон считает, что это очень хороший результат, учитывая рабочие нагрузки, свойственные индустрии маркетинговых агентств:
«Вообще в агентском бизнесе текучка кадров — это большая боль. Чаще всего агентство — это достаточно бессистемный организм, в котором ты, приходя сюда, должен делать просто все. Задача, которая на тебя сваливается, напрямую зависит от желаний клиента. Задачи разные, заказчиков много, и ты можешь работать с восьми утра до 12 часов ночи. И это, конечно, ведет к тому, что люди выгорают, им просто некомфортно».
О том, что людям действительно нравилось работать в компании, говорил не только опрос персонала, но и статистика: более половины сотрудников работают в агентстве свыше трех лет.
«Мы хотели сделать так, чтобы люди могли в шесть-семь вечера закончить работу и их ничего не беспокоило, — вспоминает Антон. — Понятно, что бывают периоды, когда нужно поработать и больше. Но я планировал добиться, чтобы это не было в порядке вещей». И команде действительно удалось провести такую реформу. Out of Cloud закрыли 2021 год, заработав 107 млн руб. выручки и 30 млн прибыли.
Out of Cloud регулярно получали предложения о партнерстве, в основном от крупных холдингов. Антон Самутин рассматривал такой вариант развития, но все же искал партнера с похожими взглядами на бизнес и влияние на рынок digital-маркетинга.
Спустя множество встреч и переговоров такими партнерами для агентства стали Kokoc Group — эксперты в интернет-маркетинге. 5 февраля 2022 года Kokoc Group оформили M& A-сделку (Mergers and Acquisitions, слияние и поглощение, — сделка по объединению юридических лиц и их активов. — Прим. ред.) по покупке Out of Cloud.
После этого начался процесс интеграции Out of Cloud в Kokoc Group. Перестройка системы и документации совпала с оттоком зарубежных клиентов (около 30% от общего числа) из-за событий февраля 2022 года. Так как с рынка ушли множество компаний, прибыль агентства упала на 30-40% и до середины года в Out of Cloud работали практически «в ноль».
«Маржинальность агентского бизнеса — 20–30%, — поясняет Антон. — То есть агентство обычно закрывается, когда падает больше чем на 30%, либо попросту увольняет половину сотрудников, чтобы можно было жить „наполовину“. Мы так не делали, и мы не закрылись».
Чтобы преодолеть кризис, Out of Cloud сфокусировалось на малом и среднем бизнесе, а также усилило продажи. С помощью Kokoc Group они нашли новых российских клиентов. Уже к сентябрю ситуация начала улучшаться, а к концу года компания вышла в плюс. Out of Cloud даже выросла на 30-40%, разработав новую стратегию развития. Выручка за 2022 год составила 137 млн руб., прибыль — 42 млн.
Чтобы развиваться дальше, компания разделила направления работы с клиентами: отдельно для малого и среднего бизнеса (SMB) и отдельно для крупных компаний (Enterprise). Для каждого направления создали свои продукты и команды, что позволило привлекать больше крупных клиентов и повышать качество услуг. По мере роста числа клиентов и качества работы, Out of Cloud внедрили дополнительные продажи. Менеджеры предлагали клиентам дополнительные услуги, увеличивая средний чек на 50–100%. Инвестиции клиентов в CRM-маркетинг окупались за счет увеличения трафика и лояльности аудитории, готовой тратить больше благодаря эффективным коммуникациям.
Рост числа задач привел к увеличению штата Out of Cloud до 110 человек к 2023 году. Чтобы эффективно управлять такой командой, помимо генерального директора и топ-менеджеров, ввели должности руководителей отделов (мидл-менеджмент). Это позволило не понижать планку в сервисе и удерживать клиентов.
В 2023 году компания представила новый метод работы с аудиторией, позволяющий анализировать реакцию клиентов на продукты и рекламные кампании. Это помогало определить, что именно влияет на увеличение или уменьшение покупок. Услуга оказалась особенно востребована среди крупных компаний, готовых адаптировать свои продукты и маркетинг под потребности клиентов.
Сейчас Out of Cloud продолжает развиваться и адаптироваться к изменениям, ставя перед собой амбициозные цели. В 2024 году планируется увеличить прибыль на 60–70%. Антон Самутин считает, что CRM-маркетинг переходит на новый уровень — CVM (управление потребительской ценностью). В отличие от CRM, который фокусируется на коммуникации и стимулировании покупок, это более комплексный подход, учитывающий ценность клиента для бизнеса в долгосрочной перспективе.
CVM-маркетинг выходит за рамки обычных коммуникаций с клиентами. Он учитывает весь опыт покупки, включая качество продукта, ассортимент, сервис и программу лояльности. Анализ этих данных позволяет выявить ценности потребителя — то, что он ищет в продукте. Это знание помогает создавать товары, удовлетворяющие потребности как клиентов, так и бизнеса.
Сейчас компания работает над проектом, который поможет клиентам внедрить CVM-стратегию и увеличить доход за счет повышения ценности каждого покупателя. По оценке Самутина, новая инициатива должна принести дополнительные 10–15% к обороту. Out of Cloud также планирует продолжать создавать новые коллаборации внутри Kokoc Group.
Сейчас в Out of Cloud работают 110 сотрудников. Их крупнейшие клиенты на сегодня — «Яндекс Маркет», Vprok.ru, Leroy Merlin, «Ашан» и другие, а выручка в 2023 составила рекордные 301 млн руб. Рассказывая свою историю, Антон часто улыбается, а порой делится: «Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня от радости мурашки по коже пошли». Оглядываясь назад, он анализирует свой путь и то, как получилось построить компанию со стомиллионным годовым оборотом и не выгореть по пути.
Сам Антон считает, что наверх его вывело правильно выстроенное партнерство: он и Виталий Александров были «пронизаны» одинаковой структурой ценностей в бизнесе: «Мы с Виталием в рамках нашей практически восьмилетней истории сотрудничества только один раз подписали документ — корпоративный договор. Все остальные договоренности выполнялись на рукопожатии. И мы ни разу друг друга не подвели».
Несмотря на то что создателем и первым CEO Out of Cloud был именно Виталий Александров, Антон признается, что бизнес они строили вдвоем. Друзья до сих пор поддерживают контакт и строят совместные проекты.
«Мы отлично друг друга дополняем, — делится Антон, — Виталий широко смотрит на рынок, отлично находит связи вовне, а я — системный управляющий, вижу слабые стороны, которые нужно развивать. Мы никогда не лезем в зону ответственности друг друга».