Придумать • 13 августа 2024

Out of Cloud: как небольшая бизнес-инициатива выросла в CRM-агентство с многомиллионной выручкой

Придумать • 13 августа 2024

Out of Cloud: как небольшая бизнес-инициатива выросла в CRM-агентство с многомиллионной выручкой

Текст: Елизавета Пикулицкая

Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia


Чуть более десяти лет назад предприниматели в России не знали, что такое email-рассылка. Виталий Александров был одним из первых, кто заметил тренд и запустил маркетинговую компанию. Дела шли не так гладко, но выручило грамотное сотрудничество: он нанял консультантом по продажам Антона Самутина, который занимался бизнесом в сфере недвижимости. Объединив усилия, Александров и Самутин вывели компанию из кризиса и трансформировали ее в полноценное CRM-агентство со стомиллионной чистой прибылью.


Out of cloud в цифрах

2016

Выручка — 22 млн, прибыль — 0.

2017

Выручка — 42 млн, прибыль — 1,5 млн.

2018

Выручка — 68 млн, прибыль — 6,8 млн.

2019

Выручка — 88 млн, прибыль — 17 млн.

2020

Выручка — 92 млн, прибыль — 34 млн.

2021

Выручка — 120 млн, прибыль — 30 млн.

2022

Выручка — 137 млн, прибыль — 42 млн.

2023

Выручка — 301 млн, прибыль — 98 млн.

Источник: СПАРК



Out of cloud в цифрах

Источник: СПАРК


2016

Выручка — 22 млн,
прибыль — 0.


2017

Выручка — 42 млн,
прибыль — 1,5 млн.


2018

Выручка — 68 млн,
прибыль — 6,8 млн.


2019

Выручка — 88 млн,
прибыль — 17 млн.


2020

Выручка — 92 млн,
прибыль — 34 млн.


2021

Выручка — 120 млн,
прибыль — 30 млн.


2022

Выручка — 137 млн,
прибыль — 42 млн.


2023

Выручка — 301 млн,
прибыль — 98 млн.

Все началось с письма

Основатель компании Out of Cloud Виталий Александров начал свой путь в предпринимательстве еще в студенческие годы. Переехал в 2009 году из Кемерова в Москву и поступил в Высшую Школу Экономики. Активно участвуя в студенческой жизни и научной деятельности, Виталий параллельно задумался о том, чтобы заняться бизнесом. Вдохновленный примером своих сокурсников, увлеченных предпринимательством, Виталий Александров решил запустить собственный проект: встретился с товарищем, который тогда работал в SMM-агентстве, и после недолгих обсуждений они решили попробовать продавать собственные SMM-услуги.

Стартовый капитал студентов составил 7,5 тыс. руб. — эти деньги пошли на создание сайта агентства. Первую сделку они заключили в октябре 2011 года: подписали договор об оказании услуг по email-маркетингу с компанией, которая занималась подарочной упаковкой. Однако спустя несколько месяцев друзья разошлись — партнер Виталия решил, что хочет остаться в найме, поэтому Александров продолжил строить бизнес сам.

Виталий проанализировал рынок и решил развивать e-mail- маркетинг, который в середине 2011 года еще не получил широкого распространения в России. Предприниматель попробовал занять эту нишу одним из первых, добавив рассылки к своим услугам. Спустя время оказалось, что запрос на них даже выше, чем на SMM, поэтому компания полностью преобразовалась в агентство по e-mail-маркетингу.

Первые email-рассылки представляли собой обычные электронные письма с интересными предложениями от компаний на хорошо сверстанных шаблонах. Они легко читались на любом устройстве, будь то компьютер или телефон, и не попадали в спам.

Следующие несколько лет бизнес развивался небольшими темпами. В эти годы появились новые клиенты, команда росла и вскоре перебралась из Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ в собственный офис. Сам Виталий в это время активно выступал, за счет чего развивал бренд агентства и рассказывал бизнесу о необходимости запуска email-маркетинга для увеличения продаж.

Полезное знакомство

Несмотря на прогрессивную идею, Виталий столкнулся с тем, что продажи росли медленно — без помощи было не обойтись. Осенью 2015 года по рекомендации своего знакомого он встретился с Антоном Самутиным, который уже имел опыт работы в продажах.

Антон отучился на экономиста в ГУУ и уже в 22 года стал начальником отдела продаж в компании «Что делать Консалт». Позже он открыл свой бизнес — компанию, которая проверяла квартиры в новостройках. Для этого он нанимал юристов, инженеров и других специалистов для обследования: все ли в порядке в квартире и можно ли в ней жить.

Виталий рассказал Антону о своей компании и о том, что ему нужен человек, который поможет с продажами. Антон согласился, но попросил зарплату в 40–50 тыс. руб. Виталий отказал — хоть компания и зарабатывала миллионы, прибыли пока не было. Обменявшись контактами, молодые люди разошлись.

В феврале 2016 года Виталий снова связался с Антоном: с продажами в компании все было так же плохо, поэтому решено было все-таки нанять в Out of Cloud консультанта. Сейчас Самутин вспоминает, что изначально он не верил в успех компании, однако его зацепили амбиции Виталия и его вера в успех собственного продукта. Поэтому он решил попробовать себя в новом начинании: «В конце концов я подумал, раз открывается возможность и у меня есть ресурс, чтобы ее воплотить, нужно этим пользоваться», — говорит он.

Продажи и потребности

Новому эксперту по продажам надо было сделать выбор: продавать продукт самому или создать отдел продаж. Небольшой поток клиентов (10–20 в месяц) подтолкнул его к первому варианту. Договорившись о проценте с каждой сделки, он приступил к работе. Изучив ситуацию, Антон понял, почему лиды не превращались в продажи: компания не предлагала клиентам решения, отвечающие их потребностям. Антон решил эту проблему, наладив коммуникацию и задавая правильные вопросы.

Результат не заставил себя ждать: «Когда клиент приходил в агентство и говорил, что нужны рассылки, ему называли цену 30 тыс. руб. за одно письмо. Естественно, такое предложение никто не покупал. Я много читал об инструментах диагностики клиента, спрашивал, что компании-клиенту нужно, какие у нее критерии выбора, какие ожидания на будущее, — эти вопросы позволяли понять, что нужно будет учитывать в коммерческом предложении».

Антон считал, что главное — понять, чего клиент ждет от email-рассылок. Этот вопрос часто заставлял маркетологов консультироваться с руководством, чтобы сформулировать свои ожидания. Получив ответ, Самутин адаптировал предложение под конкретного клиента. Такой подход, основанный на выявлении потребностей бизнеса, привел к значительному росту продаж: в 2016 году, после прихода Антона, на 10 лидов заключалось около трех сделок.

Антон считал, что главное — понять, чего клиент ждет от email-рассылок. Этот вопрос часто заставлял маркетологов консультироваться с руководством, чтобы сформулировать свои ожидания. Получив ответ, Самутин адаптировал предложение под конкретного клиента. Такой подход, основанный на выявлении потребностей бизнеса, привел к значительному росту продаж: в 2016 году, после прихода Антона, на 10 лидов заключалось около трех сделок.

Самутин быстро понял, что Out of Cloud — это совсем другая история, нежели рынок недвижимости. Никакого напряжения и жесткой конкуренции, только дружеские беседы с молодыми специалистами. Несмотря на опыт в продажах, Антону пришлось осваивать ранее неизвестную терминологию. Сейчас Антон с улыбкой вспоминает, что первое время было сложно научиться говорить на новом для себя языке, несмотря на умение продавать.

Карьера «в облаках»

За первые полгода Самутин убедился, что продает действительно полезный продукт, а сам процесс продаж доставляет удовольствие. Отношения с Виталием тоже сложились отлично: руководитель дал ему полную свободу действий. За шесть месяцев Антон Самутин привлек в Out of Cloud несколько десятков контрактов на сумму около 20 млн руб.

Антон сильно увлекся работой в Out of Cloud: он решил оставить свой бизнес в сфере недвижимости и полностью посвятить себя агентству. Виталий, в свою очередь, оценил вклад Самутина, и в 2017 году, всего через год после его прихода, назначил его коммерческим директором. На новой должности Антон поставил перед собой две задачи: оптимизировать финансовые процессы и научиться точно прогнозировать прибыль.

Первым делом он разработал систему грейдов (распределение должностей внутри компании по возрастанию профильных навыков. — Прим. ред.). Это позволило установить прозрачную систему оплаты труда, где зарплата зависела от навыков и опыта сотрудника. (Хотя идея грейдов появилась в 2017 году, ее полноценная реализация завершилась только к 2020 году.)

А вторая инициатива Антона — система мотивации сотрудников — помогла увеличить количество сделок и точнее прогнозировать доходы. Также Антон внедрил систему контроля клиентского бюджета: с каждым клиентом стали оговаривать среднемесячный объем продаж, что позволило точнее планировать доходы. В результате Out of Cloud научилась правильно рассчитывать свою прибыль и планировать расходы. К концу 2017 года прибыль составила около 1.5 млн руб. Виталий был впечатлен и поэтому усилил полномочия Антона, а сам решил отойти от управления агентством, чтобы развивать новые проекты.

Новый курс

Возглавив Out of Cloud, Антон занялся трансформацией продукта. До этого момента сервис занимался только email-рассылками, которые были доведены до совершенства, но Самутин решил расширить каналы коммуникации с клиентами, добавив мессенджеры и SMS.

Вместе у команды Out of Cloud появилась идея: а что, если сделать взаимодействие с клиентом более персональным? Станет ли коммуникация эффективнее, если каждый человек получит предложение, зависящее напрямую от него?

Вместе у команды Out of Cloud появилась идея: а что, если сделать взаимодействие с клиентом более персональным? Станет ли коммуникация эффективнее, если каждый человек получит предложение, зависящее напрямую от него?

До этого Out of Cloud просто собирала статистику: сколько людей «кликнули» на кнопку, перешли по ссылке, и т. д. Эта информация использовалась для оценки эффективности рассылок. Но Антон решил пойти дальше и создать индивидуальные рассылки, основанные на интересах каждого покупателя. Для реализации этой амбициозной задачи нужны были квалифицированные эксперты. Out of Cloud обратилась за помощью к специалистам с кафедры эмпирического анализа Высшей Школы Экономики. Экономисты предложили множество идей, но многие из них оказалось невозможно реализовать из-за ограничений, связанных со структурой агентства.

В 2018 году Антон активно экспериментировал с организационной структурой Out of Cloud, внедряя методы управления проектами, такие как Kanban, Scrum и Agile. Не все сотрудники были в восторге от постоянных перемен, ведь это влияло на их роли и зарплаты. Но у руководства было четкое видение будущего компании.

«Несмотря на то что выручка в 3–4 млн руб. могла вырабатываться практически при любой структуре агентства, важно было придумать модель, которая могла бы обеспечить и 20 млн без значимых изменений».

«Несмотря на то что выручка в 3–4 млн руб. могла вырабатываться практически при любой структуре агентства, важно было придумать модель, которая могла бы обеспечить и 20 млн без значимых изменений».

К концу 2018 года Out of Cloud превратилась в полноценное CRM-агентство, где email-рассылки стали лишь одной из многих функций. Теперь компания делала клиентам индивидуальные предложения, основанные на их истории покупок. Например, чем чаще клиент покупал, тем большее внимание ему уделяли: персональные предложения, скидки и более дорогие рекламные каналы. Вместе с расширением услуг вырос и штат компании. К команде присоединились дизайнеры, аналитики, стратеги, маркетологи и технические специалисты. После всех изменений выручка компании к концу 2018 года составила 68 млн руб., а прибыль — 6,8 млн руб.

Обретая ценности

К началу 2019 года в команде Out of Cloud были 25 человек. Вместе с изменениями структуры работы в компании решили повысить уровень корпоративной культуры. Чтобы дать сотрудникам мотивацию и сплотить их, после продолжительных обсуждений были придуманы миссия и принципы компании.

Своей внутренней миссией Out of Cloud определила раскрытие потенциала своих сотрудников. Компания активно помогала им развиваться как специалистам, а если кто-то чувствовал себя не на своем месте, ему предлагали попробовать себя в других отделах. Антон верил, что каждый талантливый человек найдет свое место в компании.

Любые изменения — это риск. Как понять, стоит ли переводить сотрудника на новую позицию или лучше с ним попрощаться? Чтобы принимать такие решения, Out of Cloud разработала три главных принципа: результат, ответственность и искренность. Эти слова стали отражением приоритетов фирмы.

«Мы жили через призму этих трех ценностей, и оказалось, что это максимально наша история: быть искренним, приносить результат и брать на себя как можно больше ответственности — все это ведет к тому, что ты растешь, ты развиваешься и вокруг тебя строится экологичная среда».

«Мы жили через призму этих трех ценностей, и оказалось, что это максимально наша история: быть искренним, приносить результат и брать на себя как можно больше ответственности — все это ведет к тому, что ты растешь, ты развиваешься и вокруг тебя строится экологичная среда».

Новая структура компании привела Out of Cloud к успеху. В 2019 году агентство стало лидером CRM-маркетинга в России, работая с такими гигантами, как «М.Видео» и «Росинтер». Сотрудничество с «Росинтером» даже помогло усовершенствовать систему аналитики компании.

Out of Cloud работала над программой лояльности для «Росинтера» и решила проверить, какая скидка выгоднее — 5% или 10%. Протестировав разные предложения на миллионе контактов, выяснили, что меньшая скидка приносит большую прибыль.

В конце 2019 года выручка компании составила 88 млн руб., а прибыль — 17 млн руб.

Сейчас Антон вспоминает:

«Казалось, в 2019 году мы просто сели на ракету, чтобы полететь в небеса: структура компании показывала себя волшебно, все работало как часы. Клиенты, с которыми мы год назад не справлялись, потому что они требовали большого продакшена, в 2019 году обсуждали с нами больший объем, — казалось, что все идеально».

Сложное время

С оглядкой на успехи прошлого года, в 2020 году компания планировала заработать 150 млн, руб. но свои коррективы внесла пандемия коронавируса. С введением ограничений на передвижение агентство полностью перешло на удаленную работу — такой шаг вызвал беспокойство сотрудников, ведь никто, включая руководство, не понимал, надолго ли затянется карантин и каков масштаб опасности на самом деле.

«Каждому человеку было страшно, но когда страшно тебе и у тебя еще компания, которой нужно управлять и в которой тоже всем неспокойно, твои эмоции как будто уходят на задний план, ведь нужно взять и обеспечить людям поддержку, а бизнесу — работу».

«Каждому человеку было страшно, но когда страшно тебе и у тебя еще компания, которой нужно управлять и в которой тоже всем неспокойно, твои эмоции как будто уходят на задний план, ведь нужно взять и обеспечить людям поддержку, а бизнесу — работу».

Переход на удаленку — стресс для всех. В Out of Cloud эту проблему решили по-своему: запустили командные активности, чтобы сплотить коллектив и поддержать боевой дух, а также предоставили сотрудникам доступ к корпоративному психологу. Проблемы возникали и у топ-менеджмента: контролировать проекты из дома стало сложнее. Это не обошло и Антона: «Если раньше я на кончиках пальцев чувствовал, в каких проектах все плохо, то когда ты сидишь дома с ноутбуком, сложно понять, где все хорошо, а где — пожар».

Потеря контроля — одна из главных проблем удаленной работы. Чтобы справиться с этим, Out of Cloud ввела систему рейтингов и обратной связи. Оценивалось все: удовлетворенность клиентов, мнение сотрудников о компании и эффективность каждого члена команды. Такой подход помог пережить локдаун и сохранился в фирме по сей день.

Несмотря на все попытки противостоять обстоятельствам, первые несколько месяцев в кризисном 2020 году компании (впервые за несколько лет) пришлось работать без прибыли: многие клиенты заморозили свое сотрудничество с Out of Cloud — из-за введенных ограничений у клиентов попросту не было продаж.

Пандемия ударила по многим, но рынок доставки еды и продуктов, наоборот, вырос. Out of Cloud оказались в нужное время в нужном месте: они помогли компаниям выстроить коммуникацию с клиентами и адаптироваться к новым реалиям. Агентство гарантировало прозрачность доставки: клиенты могли отслеживать курьера, менять заказ и быть в курсе всех этапов процесса.

На конец года Out of Cloud удалось сохранить большу́ю часть своего штата (сократили около 10% персонала) и даже не упасть в доходах: по сравнению с 2019 годом их выручка увеличилась на 4,5% (во многом за счет роста продаж во второй половине года) и составила 92 млн руб., из которых 34 млн руб.— чистая прибыль.

Ограничения постепенно ослабевали: открывались магазины и кафе, можно было без опасений выходить на улицу и ездить в метро без маски, но популярность сервисов доставки не уменьшалась. Агентство продолжало сотрудничать с теми, кто пришел к ним в 2020 году, а позже возобновило работу и с бизнесами, которые заморозили контракты во время простоя.

Фокус на команду

Пережив трудности, Out of Cloud продолжает трансформироваться: после своего отъезда в Америку Виталий Александров практически не принимал участия в управлении агентством, поэтому в 2021 году Самутин официально переходит на должность генерального директора. Правда, такое повышение было скорее формальностью — Самутин управлял компанией самостоятельно уже несколько лет.

Out of Cloud взяла курс на оптимизацию работы и повышение лояльности сотрудников. С помощью сервиса Kaiten компания отслеживала задачи и эффективность проектов, а опросы «360 градусов» помогли оценить вклад каждого члена команды. Может показаться, что это привело к усилению контроля, но нет: сотрудники остались довольны, оценив свое рабочее место на 4,7 балла из пяти.

Антон считает, что это очень хороший результат, учитывая рабочие нагрузки, свойственные индустрии маркетинговых агентств:

«Вообще в агентском бизнесе текучка кадров — это большая боль. Чаще всего агентство — это достаточно бессистемный организм, в котором ты, приходя сюда, должен делать просто все. Задача, которая на тебя сваливается, напрямую зависит от желаний клиента. Задачи разные, заказчиков много, и ты можешь работать с восьми утра до 12 часов ночи. И это, конечно, ведет к тому, что люди выгорают, им просто некомфортно».

О том, что людям действительно нравилось работать в компании, говорил не только опрос персонала, но и статистика: более половины сотрудников работают в агентстве свыше трех лет.

«Мы хотели сделать так, чтобы люди могли в шесть-семь вечера закончить работу и их ничего не беспокоило, — вспоминает Антон. — Понятно, что бывают периоды, когда нужно поработать и больше. Но я планировал добиться, чтобы это не было в порядке вещей». И команде действительно удалось провести такую реформу. Out of Cloud закрыли 2021 год, заработав 107 млн руб. выручки и 30 млн прибыли.

Идеальный партнер

Out of Cloud регулярно получали предложения о партнерстве, в основном от крупных холдингов. Антон Самутин рассматривал такой вариант развития, но все же искал партнера с похожими взглядами на бизнес и влияние на рынок digital-маркетинга.

Спустя множество встреч и переговоров такими партнерами для агентства стали Kokoc Group — эксперты в интернет-маркетинге. 5 февраля 2022 года Kokoc Group оформили M& A-сделку (Mergers and Acquisitions, слияние и поглощение, — сделка по объединению юридических лиц и их активов. — Прим. ред.) по покупке Out of Cloud.

После этого начался процесс интеграции Out of Cloud в Kokoc Group. Перестройка системы и документации совпала с оттоком зарубежных клиентов (около 30% от общего числа) из-за событий февраля 2022 года. Так как с рынка ушли множество компаний, прибыль агентства упала на 30-40% и до середины года в Out of Cloud работали практически «в ноль».

«Маржинальность агентского бизнеса — 20–30%, — поясняет Антон. — То есть агентство обычно закрывается, когда падает больше чем на 30%, либо попросту увольняет половину сотрудников, чтобы можно было жить „наполовину“. Мы так не делали, и мы не закрылись».

Чтобы преодолеть кризис, Out of Cloud сфокусировалось на малом и среднем бизнесе, а также усилило продажи. С помощью Kokoc Group они нашли новых российских клиентов. Уже к сентябрю ситуация начала улучшаться, а к концу года компания вышла в плюс. Out of Cloud даже выросла на 30-40%, разработав новую стратегию развития. Выручка за 2022 год составила 137 млн руб., прибыль — 42 млн.

Чтобы развиваться дальше, компания разделила направления работы с клиентами: отдельно для малого и среднего бизнеса (SMB) и отдельно для крупных компаний (Enterprise). Для каждого направления создали свои продукты и команды, что позволило привлекать больше крупных клиентов и повышать качество услуг. По мере роста числа клиентов и качества работы, Out of Cloud внедрили дополнительные продажи. Менеджеры предлагали клиентам дополнительные услуги, увеличивая средний чек на 50–100%. Инвестиции клиентов в CRM-маркетинг окупались за счет увеличения трафика и лояльности аудитории, готовой тратить больше благодаря эффективным коммуникациям.

Оглядываясь назад

Рост числа задач привел к увеличению штата Out of Cloud до 110 человек к 2023 году. Чтобы эффективно управлять такой командой, помимо генерального директора и топ-менеджеров, ввели должности руководителей отделов (мидл-менеджмент). Это позволило не понижать планку в сервисе и удерживать клиентов.

В 2023 году компания представила новый метод работы с аудиторией, позволяющий анализировать реакцию клиентов на продукты и рекламные кампании. Это помогало определить, что именно влияет на увеличение или уменьшение покупок. Услуга оказалась особенно востребована среди крупных компаний, готовых адаптировать свои продукты и маркетинг под потребности клиентов.

Сейчас Out of Cloud продолжает развиваться и адаптироваться к изменениям, ставя перед собой амбициозные цели. В 2024 году планируется увеличить прибыль на 60–70%. Антон Самутин считает, что CRM-маркетинг переходит на новый уровень — CVM (управление потребительской ценностью). В отличие от CRM, который фокусируется на коммуникации и стимулировании покупок, это более комплексный подход, учитывающий ценность клиента для бизнеса в долгосрочной перспективе.

CVM-маркетинг выходит за рамки обычных коммуникаций с клиентами. Он учитывает весь опыт покупки, включая качество продукта, ассортимент, сервис и программу лояльности. Анализ этих данных позволяет выявить ценности потребителя — то, что он ищет в продукте. Это знание помогает создавать товары, удовлетворяющие потребности как клиентов, так и бизнеса.

Сейчас компания работает над проектом, который поможет клиентам внедрить CVM-стратегию и увеличить доход за счет повышения ценности каждого покупателя. По оценке Самутина, новая инициатива должна принести дополнительные 10–15% к обороту. Out of Cloud также планирует продолжать создавать новые коллаборации внутри Kokoc Group.

Сейчас в Out of Cloud работают 110 сотрудников. Их крупнейшие клиенты на сегодня — «Яндекс Маркет», Vprok.ru, Leroy Merlin, «Ашан» и другие, а выручка в 2023 составила рекордные 301 млн руб. Рассказывая свою историю, Антон часто улыбается, а порой делится: «Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня от радости мурашки по коже пошли». Оглядываясь назад, он анализирует свой путь и то, как получилось построить компанию со стомиллионным годовым оборотом и не выгореть по пути.

Сам Антон считает, что наверх его вывело правильно выстроенное партнерство: он и Виталий Александров были «пронизаны» одинаковой структурой ценностей в бизнесе: «Мы с Виталием в рамках нашей практически восьмилетней истории сотрудничества только один раз подписали документ — корпоративный договор. Все остальные договоренности выполнялись на рукопожатии. И мы ни разу друг друга не подвели».

Сам Антон считает, что наверх его вывело правильно выстроенное партнерство: он и Виталий Александров были «пронизаны» одинаковой структурой ценностей в бизнесе: «Мы с Виталием в рамках нашей практически восьмилетней истории сотрудничества только один раз подписали документ — корпоративный договор. Все остальные договоренности выполнялись на рукопожатии. И мы ни разу друг друга не подвели».

Несмотря на то что создателем и первым CEO Out of Cloud был именно Виталий Александров, Антон признается, что бизнес они строили вдвоем. Друзья до сих пор поддерживают контакт и строят совместные проекты.

«Мы отлично друг друга дополняем, — делится Антон, — Виталий широко смотрит на рынок, отлично находит связи вовне, а я — системный управляющий, вижу слабые стороны, которые нужно развивать. Мы никогда не лезем в зону ответственности друг друга».