РАЗОБРАТЬСЯ 27 марта

Прочитайте истории пяти предпринимателей, смело изменивших свой бизнес, чтобы выжить в карантин

РАЗОБРАТЬСЯ 27 марта

Прочитайте истории пяти предпринимателей, смело изменивших свой бизнес, чтобы выжить в карантин

Текст

Мария Салтыкова

Многие предприятия в России столкнулись с падением выручки до 80% или полной остановкой продаж из-за пандемии коронавируса. Некоторые из них, впрочем, стараются не отчаиваться, а менять бизнес-модель в прыжке и искать новых клиентов и возможности. Мы нашли пять компаний, которые полностью переформатировали свой бизнес, чтобы продолжать зарабатывать.


Александра Герасимова, основательница цифрового фитнес-сервиса Fitmost: «Дома главное не сильно прыгать»

Что с нами сделал вирус

Мы работаем как IT-платформа для фитнес-клубов: у нас около 1,3 тыс. партнеров в России (сервис предлагает клиентам абонемент с неограниченным доступом в фитнес-центры и студии, входящие в сеть проекта. — Inc.). Из них 680 находятся в Москве: 21 марта, когда вышел приказ Роспотребнадзора о закрытии фитнес-клубов в столице, они перестали работать. Через три дня вышел приказ для Санкт-Петербурга и питерские студии тоже начали закрываться. Падение продаж началось еще до этого момента, сейчас их фактически нет. В марте мы планировали выручить больше 20 млн руб., но по факту будет чуть выше 10 млн. В марте у нас всегда был пик продаж, потому что все начинают готовиться к лету и выходить на тренировки. Именно тогда можно было накопить финансовую подушку перед спадом спроса, но сейчас это уже не получится.

Что мы придумали

Наша компания за 5 дней переформатировалась в агрегатор live-тренировок. 16 марта мы запустили бесплатную заморозку баллов для клиентов, 20 марта создали чат для 200 владельцев и управляющих фитнес-клубами, чтобы придумать выход сообща, а 23 марта, когда вышел указ мэра Москвы о закрытии фитнес-студий, стартовал наш проект Fitmost Live. Мы запускаем корпоративные и индивидуальные онлайн-тренировки двух типов: первые — спокойные (йога, стретчинг, медитации), вторые — такие, чтобы можно было подвигаться, например потанцевать, но использовать минимальное количество оборудования и не сильно прыгать, потому что соседи сейчас тоже наверняка в самоизоляции.

Занятия проходят через Zoom, тренеры выполняют упражнения у себя дома. До карантина абонемент стоил минимум 2490 руб., новые абонементы для занятий онлайн — от 990 руб. (в него входит меньший пакет занятий). С 25 марта мы дали возможность всем фитнес-клубам добавлять и проводить свои онлайн-тренировки с помощью нашей площадки.


Ольга Флер, основательница Meet For Charity: «В условиях самоизоляции многие сталкиваются с проблемой одиночества, поэтому мы придумали „Карантиндер“»

Что с нами сделал вирус

Meet For Charity раньше работала как аукцион встреч с известными людьми. Сейчас мы проводим их онлайн и средний чек немного упал: с 80—100 тыс. руб. до 60 тыс. руб. Посещаемость сайта при этом остается достаточно высокой, мы видим, что людям интересно общаться онлайн и поддерживать друг друга.

Что мы придумали

В условиях самоизоляции многие сталкиваются с проблемой одиночества, поэтому мы придумали новый формат — аукцион онлайн-свиданий «Карантиндер». Чтобы участвовать в нем, надо заполнить анкету на сайте Meet For Charity. Например, девушка рассказывает о себе, мы выкладываем ее фотографию и текст, после этого молодой человек может сделать ставку. Полученные средства пойдут в помощь благотворительным фондам-партнерам, а человек получит свидание по скайпу.

Пока свиданий еще не было, мы только закрыли первый аукцион. Самая большая ставка на прошлой неделе была 30 тыс. руб. Затраты на запуск этого проекта были минимальные, в основной команде у нас 10 человек, здесь потребовалось четыре сотрудника. Основной расход — это оплата работы айтишников.

Сейчас мы также планируем запускать благотворительные программы с различными ретейл-площадками. Думаю, что карантин может продлиться еще от двух до четырех месяцев, но мне не хочется верить, что это отрицательно скажется на выручке проекта. Я надеюсь, что в кризисное время люди объединятся и станут помогать друг другу еще больше.


Анна Филиппова, основательница сервиса сопровождения детей KidsWay: «Пост в Facebook — 60 новых партнеров»

Что с нами сделал вирус

Наша компания — это сервис по доставке детей на такси к месту учебы и обратно. Когда школы закрылись на карантин (мэр Москвы Сергей Собянин подписал соответствующий указ 16 марта, 21 марта было объявлено о полном закрытии. — Inc.), у нас отменилось 70—80% заказов. Без работы фактически остались все 300 автонянь, которые есть у нас в штате.

Что мы придумали

Мы срочно запустили три новых направления: поездки для родителей, доставку продуктов и бебиситтинг. Первое направление пока самое популярное, потому что в общественном транспорте сейчас не очень безопасно, в такси многие тоже боятся ездить. А мы предлагаем услуги только для наших клиентов, у нас нет такого, что водитель работает по 24 часа и берет любых пассажиров.

Для запуска второго направления мы нашли партнеров — подключили к этому группу компаний ПИК, Gett, «Пятерочку», «Азбуку вкуса», «ВкусВилл». Я опубликовала на своей личной странице в день указа пост о поиске партнеров, после этого у нас было около 60 запросов от ресторанов и торговых сетей. Кроме доставки из гипермаркетов, мы сделали услугу экспресс-доставки: автоняня может приехать, закупить необходимые продукты из ближайшего магазина, купить лекарства в аптеке, забрать вещи из химчистки и т. д.

Третье направление — это бэбиситтинг: не все родители смогли перейти на удаленную работу, а детей, которые теперь сидят дома, оставлять не с кем. Мы ввели услугу «няня на час». При этом нам пришлось изменить концепцию: раньше наши автоняни работали с детьми от 6 лет, но по бэбиситтингу больше спрос для детей младше 6 лет.

За первые пять дней примерно 60% тех, кто воспользовался новыми услугами, — это были наши старые клиенты, остальные 40% — новые. У нас нет финансовой подушки, так что мы планируем продолжать зарабатывать, выпуская новые продукты и тестируя гипотезы на ходу.


Михаил Кнеллер, проект научно-популярных мероприятий «Умная Москва»: «Из Ботанического сада украли коллекцию цветов — это надо расследовать»

Что с нами сделал вирус

Мы занимались организацией детских мероприятий, в 2019 году выросли в полтора раза по сравнению с предыдущим годом, достигли оборота в 150 млн руб., работали в 32 городах России. Сейчас мероприятий для детей больше нет, 16 марта выручка упала до нуля. Многие ходят к нам по сезонному абонементу, они оплатили мероприятия до конца сезона, сейчас мы переносим их на май и на сентябрь. Спасибо нашим клиентам, что они в основном не требуют возвратов, а соглашаются на перенос, — это говорит о том, что у нас лояльная клиентская база, но источники дохода, чтобы существовать сейчас, остаются нужны.

Что мы придумали

За 3—4 дня до полной остановки продаж мы разработали план В: доставку на дом наборов для научных экспериментов. Сделали сайт, где каждую неделю выкладываем для детей новую детективную историю. Например, из Ботанического сада украли ценную коллекцию цветов — нужно расследовать это преступление. Для анализа улик и определения подозреваемых нужно проводить опыты по химии и медицине, мы доставляем наборы для этого. В течение двух дней курьер привозит все необходимое лабораторное оборудование и реактивы.

Стартовый набор — колба, горелка, защитные очки — в Москве стоит 1650 руб., в регионах — на 200—300 руб. дешевле. Дальше можно покупать наборы для каждой новой истории за 1,2 тыс. руб. Это чуть дешевле стоимости лекции. За первую неделю в Москве продали несколько сотен наборов, со среды (24 марта) начали потихоньку подключать всю филиальную сеть. Сейчас уже доставляются наборы в Санкт-Петербурге, 25 марта открыли прием заявок еще в нескольких городах.

За десять дней нам удалось выйти на треть стандартных объемов по выручке. Ждем, как будет развиваться ситуация. Кредиты никогда не брали и брать не планируем, да сейчас их никто и не даст. Главная цель — сохранить команду: сейчас у нас работает около 30 человек, мы расстались лишь с несколькими сотрудниками — не из-за карантина, а потому что раньше планировали это сделать, просто эти события ускорили принятие решения.


Дмитрий Анисимов, основатель проекта арт-вечеринок Painty: «Перед онлайн-встречей нужно пройти „фейсконтроль”»

Что с нами сделал вирус

У нас сервис арт-вечеринок, и неделю назад все стало очень плохо: частные клиенты не записывались, корпоративные тоже были неактивны. Во вторник (17 марта) выручка исчезла полностью — в тот же день мы закрыли проект. Поняли, что надо действовать супероперативно: у нас высокие косты — аренда, офисы, сотрудники, — и если бы мы затянули, все стало бы еще хуже. За один день я пообщался отдельно с каждым членом команды (у нас было больше 40 сотрудников), поблагодарил всех за работу, мы решили вопрос со складами и офисами и разошлись.

Что мы придумали

После этого мне пришла мысль о формате онлайн-вечеринок. Только теперь уже не про рисование, а про знакомства, потому что надо расширять аудиторию. Каждая вечеринка будет посвящена определенной теме: «Кризис как повод найти нового себя», «Как не растерять форму, сидя дома», «То, что хотел узнать о маркетинге, но боялся спросить», игра в мафию и т. д. Встречи будут проходить в кулуарном формате: это будут небольшие вечеринки на десять человек — пять девушек и столько же юношей.

При этом это не «групповой Tinder», не дейтинг — а возможность пообщаться с новыми людьми в режиме онлайн. Не обязательно знакомиться для романтических отношений. Мальчик может познакомиться с мальчиком как с единомышленником. Задача ведущего — направлять и раскрывать ребят, познакомить их между собой и создать атмосферу (как в ресторане или в кафе). Затем это должно перейти в обсуждение заявленной темы.

Перед встречей нужно пройти «фейсконтроль». Для этого нужно заполнить анкету: ответить, сколько вам лет, из какого вы города, оставить ссылку на Facebook/Instagram и телефон. После этого человек получает клубную карту: с ее помощью он может бронировать вечеринки на сайте.

Над новым Painty трудится четыре человека из нашей прежней команды, включая меня; ведущих также будем привлекать из бывших сотрудников. На разработку проекта у нас ушло шесть дней. Затраты на запуск у нас были минимальные: дизайн сайта, тексты и SMM я делал сам. Основные расходы — это сервера. Для встреч используем сервис видеоконференций Wherebay, потому что у него есть ограничение по количеству регистраций на встречи до 12 человек; Zoom для нас — это слишком бизнесовый формат.

Первые вечеринки будем проводить бесплатно. Пока заявки поступают из Москвы и Питера, позже, если будет спрос, подключим другие города. Возможность делать что-то в прежнем формате, вероятно, появится года через полтора — когда вирус уйдет и рестораны снова заработают.

Фото: Maja Hitij/Getty Images