Придумать • 29 июня 2022
Карты, свечи, лубриканты. Как бывшие менеджеры Natura Siberica зарабатывают на товарах для вдумчивого секса
Текст: Джейхун Мамедов
Фото: Виктор Юльев / Екатерина Рогачева
Когда все сидели дома на первом карантине, Лена Захарова и Анфиса Савченко придумали свечи с ароматом локаций, в которых хотелось бы заняться сексом, — на стоге сена, крыше, последнем ряду кинотеатра, в самолете или кабриолете, едущем по Италии. Пробную партию сварили у себя на кухне по ролику из YouTube.
Денег на рекламу не было. Свечи разложили на простыне, красиво сфотографировали и сделали рассылку по блогерам в Instagram*. Первой откликнулась фемактивистка Ника Водвуд (131 тыс. подписчиков) и своим репостом запустила вирусную волну: о свечах для секса написали сразу несколько СМИ, продажи подскочили, девушки не успевали варить новые партии свечей. Но это было только начало большой истории Purpur — проекта для тех, кто хочет научиться говорить о сексе открыто.
Purpur в цифрах:
300 тыс. руб.
потребовалось на запуск производства лубриканта.
1,2 млн рублей
выручка в 2020 году.
7 млн рублей
выручка в 2021 году.
В 3 раза
упала выручка в марте по сравнению с февралем.
$220 тыс.
инвестировал в компанию бизнес-ангел.
11 человек
в команде.
Из «Натуры» с любовью
До запуска Purpur основательницы проекта работали в Natura Siberica. Лена была креативным директором, Анфиса — бренд-менеджером. Вместе они разрабатывали новый бренд «Сибирский вертолет», под которым должны были выпускать шампуни, кремы и другую косметику. Основатель Natura Siberica Андрей Трубников рассказывал, что передумал запускать этот бренд после того, как сгорел склад с упаковкой от «Вертолета» на $2 млн: «Боженька мне как будто давал понять, что я с этим спешу». Захарова и Савченко после заморозки проекта ушли из компании. В пресс-службе Natura Siberica на запрос Inc. о причине ухода сотрудниц не ответили.
Работая в Natura Siberica, Лена и Анфиса почувствовали, что хорошо дополняют друг друга: одна была спокойной и организованной, вторая — энергичной и креативной. Как-то раз, читая один из маркетинговых текстов Анфисы, Лена в шутку оставила комментарий: «С таким описанием нам нужно делать продукты для секса». Случайно брошенная фраза попала в цель: Анфиса давно мечтала о собственном стартапе, и девушки решились попробовать.
Они изучили российский рынок секс-товаров и поняли, что на нем нет бренда интимной косметики для людей разных возрастных и социальных групп, который соответствует принципам комфорта и безопасности — не только физиологических, но и психологических. «Взять хотя бы рекламу Vizit — там лубрикант стоит в фойе московского метро и подпись: „Если твой пассажир не может попасть в подземку“. Это пошло и несмешно», — считает Лена.
Так возникла идея производить лубрикант с правильной подачей. Но случилась пандемия и, испугавшись неопределенности с производством, девушки решили сосредоточиться на секс-просвете и завели аккаунт в Instagram*. Страничку назвали Purpur. «У нас был файл с кучей идей по названиям, а потом я просто летела в самолете из Нью-Йорка в Москву и поняла, что это должен быть Purpur. Без логики», — объясняет Лена.
Первым постом стал перевод инструкции департамента здравоохранения Нью-Йорка о том, как безопасно заниматься сексом в пандемию. Знакомые блогеры по просьбе основательниц Purpur поделились публикацией, и она набрала около 1 тыс. лайков.
Карантин натолкнул Анфису и Лену на еще одну задумку: делать свечи с ароматами мест, в которых люди хотели бы заняться сексом, но не могли из-за ковидных ограничений. Это не требовало больших вложений и партнерства с заводами — девушки начали разливать свечи дома по ролику из YouTube, на запуск ушло около 100 тыс. руб.: на них купили упаковки, отдушки и воск.
Заказы принимали через сайт, который Лена сама написала на Tilda, и отправляли их курьерами, которых искали на YouDo. За первый месяц дело принесло 120 тыс. руб. выручки, 20 тыс. руб. чистой прибыли и около тысячи новых подписчиков в Instagram*.
Лубрикант во время чумы
Пандемия становилась чем-то привычным, и страх перед запуском серьезного производства отступил. В апреле 2020 года Лена и Анфиса начали поиски завода, который взял бы на себя производство лубрикантов под ключ. Остановились на трех кандидатах, которые согласились произвести тестовый образец геля. Конечный выбор сделали в пользу завода, чьи сотрудники справились с установкой Zoom и вышли с основательницами на видеосвязь.
В мае 2020 года Purpur заключил контракт на выпуск первой партии в 3 тыс. упаковок лубриканта. Весь процесс производства, включая закупку ингредиентов (гиалуроновая кислота, вода и химические соединения с эффектом увлажнения кожи), брал на себя завод, за брендом оставались авторские права на формулу. Товар оплачивали по факту отгрузки. На старт ушло 300 тыс. руб. собственных сбережений.
Рынок sexual wellness в России и мире
По данным исследовательской компании Arizton, в 2020 году объем глобального рынка товаров для сексуального здоровья составил $28,6 млрд. К 2026 году, по прогнозу агентства, он вырастет до $45 млрд. На развитие рынка повлияла пандемия: ограниченные социальные контакты способствовали популярности сегмента sexual wellness (сексуальное здоровье), например вибраторов. Продажи стимулировал также рост интереса к онлайн-покупкам. Еще один драйвер рынка — растущая осведомленность людей о секс-продуктах благодаря социальным медиа, говорится в исследовании.
По оценкам Александры Гавриловой, соосновательницы онлайн-сексшопа nabanan.ru, российский рынок товаров для взрослых за последние два года вырос в два раза, по итогам 2021 года его объем составил около 20 млрд руб. С этой оценкой согласна и директор по маркетингу компании «Поставщик счастья» Юлия Половинка: по ее словам, в 2021 году количество игроков на рынке товаров для взрослых выросло до 10 тыс., а это в пять раз больше, чем было в России в 2019 году. Есть у этого роста и минус, отмечает Половинка: «ниша оказалась перегретой, и категория товаров 18+ имеет среднюю маржинальность». Свой вклад в перегрев рынка внесли и крупные сети («Золотое яблоко», «Л’Этуаль»), которые тоже пошли в этот сегмент, добавляет Гаврилова.
Согласно исследованию Ozon, подготовленному по запросу Inc., ассортимент в категории товаров для взрослых за пять месяцев 2022 года вырос почти в 2,5 раза, по сравнению с тем же периодом годом ранее. Продажи всех товаров для взрослых на Ozon за первый квартал 2022 года показали почти трехкратный рост год к году. Похожая ситуация на Wildberries: в мае — июне 2022 года россияне приобрели товаров для взрослых на 79% больше, чем в те же месяцы годом ранее. На обоих маркетплейсах чаще всего покупают презервативы и лубриканты.
Пока ждали первую партию лубриканта, придумали карточную игру «Purpur. Секс». Перед этим опросили 160 человек — знакомых и подписчиков, — которые рассказали о своих сексуальных желаниях и поделились вопросами, которые хотели бы задать своим партнерам. Идея была в том, чтобы инициировать диалог о сексе и раскрепостить участников. Игроки перемешивают колоду и по очереди вытягивают карточки с вопросами вроде «Фантазируешь ли ты о сексе втроем?» или заданиями «Сними с меня нижнее белье, используя что угодно, кроме рук». «В этой игре нет победителей и жестких правил. Главное — процесс, ну и, может быть, окончание тоже», — говорит Лена.
Оформлением карточек, как и других продуктов Purpur, занималась знакомая основательниц, дизайнер Полина Загуменова. Нашли типографию, напечатали первые 120 наборов карт и запустили в продажу — сначала на собственном сайте, потом на Ozon, Wildberries и в небольших интернет-магазинах, например в zero waste-проекте «Котомка» и онлайн-сексшопе «Киса».
Игра вызвала настоящий ажиотаж, вспоминают основательницы (показатели уже не помнят). При этом на ее раскрутку не потратили ни копейки: заказывали рекламу у блогеров с аудиторией от 5 тыс. до 20 тыс. человек, с которыми работали по бартеру. «Мы договаривались с блогерами так, чтобы они делали посты с нашей игрой в одно время. Люди открывали ленты и видели наш „Секс“ сразу в нескольких аккаунтах. Складывалось ощущение, что это что-то классное, раз об этом все говорят», — делится лайфхаком Анфиса. «Мы поняли: людям очень нужен был фасилитатор интимной беседы. И сформулировали главную идею Purpur — нормализовать диалог о сексе», — говорит Лена.
Товар с двойным дном
Лето прошло под знаком рекордных продаж игры, а к сентябрю подоспела первая партия лубрикантов. Товары для взрослых нельзя напрямую продвигать через таргетированную рекламу, поэтому пришлось креативить: девушки нашли добровольцев, которые согласились бесплатно сфотографироваться с лубрикантом. Среди моделей был даже курьер, который доставлял заказы Purpur. «Нужен был человек из Средней Азии, чтобы показать, что лубрикантом может пользоваться любой человек. Настоящее российское diversity», — говорит Лена.
«Говорить на нескромные темы сложно, поэтому приходится работать с двойными смыслами, но так, чтобы люди понимали с первого раза, — и у Purpur это получается», — считает бренд-директор Skillbox Владилен Ситников. По его словам, связанный с интимностью запрос потребителя можно удовлетворить только через сторителлинг, «контент с точечными, но глубокими касаниями бессознательного, в социальных сетях и даже через музыку», и советует послушать плейлисты Purpur в Apple Music.
До конца 2020 года Захарова и Савченко работали вдвоем — обрабатывали заказы, упаковывали их и отправляли покупателям. Однажды в декабре, во время предновогоднего ажиотажа, пришлось отправить 50 заказов за день. «Ко мне приехали друзья отметить Новый год. В итоге мы вместо этого вшестером упаковывали заказы», — смеется Лена.
По итогам первого года работы выручка Purpur составила 1,2 млн руб.: основательницы отбили вложенные средства, но еще не могли себе платить полноценную зарплату. К началу 2021-го у проекта было уже 10 магазинов-партнеров, одним из ключевых стала «Республика».
«Purpur мы выбрали из-за близкой нам истории. Это настоящий sexwellness — бренд не про непосредственно секс, а про улучшение жизни с помощью интимных товаров, — комментирует Александра Гаврилова, соосновательница секс-шопа nabanan.ru, в котором продаются товары Purpur. — Как и мы, они говорят про уважение друг к другу, чувства, учат диалогу и ведут активный секс-просвет, борясь с сексуальной неграмотностью, которая до сих пор окружает нас».
Вложения в интим
Со временем основательницы поняли: их игра позволяет задавать вопросы о сексе, но не помогает на них отвечать. «Например, мы выяснили, что один из нас хочет секс втроем, а другой нет. Что дальше?» — рассуждает Лена.
Они решили разработать новую версию игры и создать мобильное приложение, которое дополнит карточки инструкциями. Но для этого нужны были деньги, а их у девушек не было.
Сначала писали друзьям и знакомым, но безуспешно. Тогда Анфиса загуглила «бизнес-ангелы России» и написала «вхолодную» 50 разным инвесторам. Из них откликнулось десять. «Один из них спросил, есть ли в команде человек с техническим образованием или только две диверсифицированные гуманитарные бабы. Когда-нибудь мы с Анфисой сделаем поп-группу с таким названием», — смеется Лена.
Один из бизнес-ангелов поверил в проект и вложил в него $220 тыс. Его имя и условия сделки основательницы не раскрывают. По данным СПАРК.Интерфакс, летом 2021 года Захарова и Савченко зарегистрировали ООО «Пурпур», 20% которого принадлежат сооснователю the Untitled Ventures Костантину Синюшину (еще 40% и 40% — основательницам). Синюшин эту информацию комментировать отказался.
На полученные деньги Лена и Анфиса наняли разработчика и дизайнера для приложения, продакт-менеджера, редакторов для ведения соцсетей и пиар-специалиста. Появились две новые версии игры: «Purpur. Ближе», игра-эксперимент через диалог и телесные практики, и «Purpur. Отношения» — разговорная игра про глобальные вопросы, которые помогают глубже узнать друг друга: дети, родители, травмы, смерть. А «Purpur. Секс» перевели на английский, чтобы выйти с ней на международный рынок. «Инвестиции для нас — возможность сделать Purpur проектом, о котором знает весь мир, буквально за полтора года. Сами мы шли бы к этому гораздо дольше», — говорит Анфиса.
В 2021 году Purpur вышел в операционный плюс: выручка выросла до 7 млн руб., прибыль составила 700 тыс. руб. Самым популярным продуктом оставалась первая игра, «Секс», 10% всех заказов приходили из-за рубежа. «В начале года мы чувствовали, что весь мир наш. Выручка продолжала расти и покрывала все наши расходы. Нам даже казалось, что мы мало тратим и нужно больше», — вспоминает Анфиса.
В планах было расширить команду и начать производить новые продукты — возбуждающий гель, масло для массажа, презервативы. Но сразу после начала «спецоперации» 24 февраля выручка резко упала: люди сократили расходы на необязательные товары. Лена и Анфиса приняли решение выплатить сотрудникам зарплату за март, независимо от того, что будет с компанией. В апреле одного сотрудника — пиарщицу — сократили.
Выручка Purpur в феврале составила 2 млн руб. (помогли 14 и 23 февраля), а в марте, несмотря на 8 марта, — уже всего 700 тыс. руб. И это еще с учетом долгов за реализацию товаров, проданных магазинами в январе — феврале. Продажи начали восстанавливаться только в мае: выручка составила 900 тыс. руб. Прибыль вернуть пока так и не удалось.
Пока что Purpur продает февральские запасы лубриканта, но они подходят к концу. У поставщика туб закончился материал для их изготовления, и предпринимательницы ищут нового партнера. Сырье для производства пока есть в России, проблема только в цене — она выросла на 20%, поэтому и розничную стоимость лубриканта пришлось поднять с 870 руб. до 1130 руб.
Чтобы возместить просадку по продажам, Захарова и Савченко решили запустить производство простого и маржинального продукта — прокладок. Договорились с заводом в Китае и заключили контракт на производство первой партии в 100 тыс. штук. Запуск обошелся в 800 тыс. руб., но эти затраты окупятся, уверены девушки: «Тема месячных — непаханное поле в России. Мы хотим говорить о них по-новому — так, чтобы люди не стыдились этого», — объясняет Лена.
В конце апреля App Store одобрил первую версию приложения Purpur на английском, которое разрабатывали почти полгода. Пока оно бесплатное: в нем только инструкция к играм и чат для пользователей. По подписке будут открываться дополнительные функции — например подсказки, помогающие вести диалог на любую тему из карточек.
Из-за нового кризиса инвестиции расходуются намного быстрее, чем на это рассчитывали вначале, признаются предпринимательницы, и в ближайшее время проекту снова нужны будут деньги. Захарова и Савченко надеются снова привлечь венчурные инвестиции и покорить международный рынок, несмотря на происходящее в мире. А еще — создать новую игру «Purpur. Семья» для родителей и их взрослых детей. «Я продолжаю верить в силу человеческих отношений. Наш проект помогает быть ближе. Сейчас это стало еще актуальнее», — говорит Лена Захарова.
*входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской в России.
Сфера сексуального здоровья и благополучия интимных отношений
Философия многоразового использования вещей, которая пропагандирует сведение к минимуму количества мусора в мире.
Принцип гендерного, этнического, сексуального и другого разнообразия в обществе