Придумать • 25 июля 2024

Преданность делу: как братья с Камчатки основали «человеческий» бренд амуниции для собак и заработали 60 млн

Придумать • 25 июля 2024

Преданность делу: как братья с Камчатки основали «человеческий» бренд амуниции для собак и заработали 60 млн

Текст: Ксения Темникова

Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia


Братья Артемовы придумали бизнес, когда один из них завел свою собаку. До этого у обоих был колоссальный опыт в маркетинге и fashion-бизнесе. Но вокруг совсем не было стильных брендов амуниции для собак. Staya стала примером вот такой компании, когда захотелось делать в первую очередь что-то, что нравится нам самим. Спустя 5 лет компания уже принесла основателям 61 млн руб.

При этом братьев вдохновляла не только своя работа в рекламном бизнесе, но и то, как их отец создавал бизнесы, делал проекты и зарабатывал деньги. Идея пришла им в голову в 2018 году, а сделали компанию — год спустя. При этом денег вначале не было, но бизнес быстро стал приносить миллионы.


staya в цифрах:

2,5 млн руб. — инвестиции в первую коллекцию.

6 млн руб. — выручка за 2020 год.

17 млн руб. — выручка за 2021 год.

41 млн руб. — выручка за 2022 год.

61 млн руб. — выручка за 2023 год.

от 100 млн руб. — ожидаемый оборот в 2024 году.

> 15 тыс. человек — число клиентов.

Источник: данные компании



staya в цифрах:

Источник: данные компании


2,5 млн

руб. — инвестиции в первую коллекцию.


6 млн

руб. — выручка за 2020 год.


17 млн

руб. — выручка за 2021 год.


41 млн

руб. — выручка за 2022 год.


61 млн

руб. — выручка за 2023 год.


от 100 млн

руб. — ожидаемый оборот в 2024 году.


15 тыс. 

человек — число клиентов.

Бизнес в крови

Братья Артемовы выросли в небольшом военном поселке рядом с Петропавловском-Камчатским. Их отец после увольнения из армии в середине 90-х годов пошел работать в сферу перевозки нефтепродуктов, затем открыл первый современный кинотеатр в городе, а также запускал небольшие проекты — от кофеен до теннисных кортов. Тем самым он показал братьям, насколько собственный бизнес может быть интересным делом — плацдармом для реализации идей. Оба брата отучились на экономическом факультете Московского гуманитарного университета. Олег выпустился в 2009 году и пошел на курс по арт-дирекшну в Академии коммуникаций Wordshop, а Евгений закончил вуз в 2012-м и занялся изучением fashion-дизайна в Британской высшей школе дизайна.

Перебравшись в Москву, Олег начал карьеру в рекламе, но довольно быстро понял, что хочет работать на себя, и запустил с партнерами маркетинговое агентство. К работе в новом проекте он привлек и брата. После нескольких лет рекламной деятельности, работая с брендами, создающими продукты, а не только сервисы, Олег и Евгений вдохновились идеей организации собственного продуктового бизнеса. Партнеры ориентировались на бренды, которые не просто стремились наращивать обороты и капиталы, а своими продуктами выражали идеи основателей.

«Спусковым крючком послужило то, что в 2015 году я завел хаски по имени Форрест, который каждый день приходил со мной в офис, — вспоминает Олег Артемов. — И что самое интересное,  именно имея опыт работы с такими брендами, как Nike, и набрав опыта в дизайне и маркетинге, мы решили это перенести на мир продуктов для собак. То есть мы не вдохновлялись другими собачьими брендами».

«Спусковым крючком послужило то, что в 2015 году я завел хаски по имени Форрест, который каждый день приходил со мной в офис, — вспоминает Олег Артемов. — И что самое интересное, именно имея опыт работы с такими брендами, как Nike, и набрав опыта в дизайне и маркетинге, мы решили это перенести на мир продуктов для собак. То есть мы не вдохновлялись другими собачьими брендами».

В 2012 году братья Олег и Евгений Артемовы основали диджитал-агентство GoCream. За годы работы компания сотрудничала с такими брендами, как Nike, Disney, Miro и другие. По мере набранного опыта в дизайне и программировании Артемовы пришли к идее создания собственного продукта.

Что-то уникальное

Предприниматели стали изучать рынок амуниции для собак, где было множество качественных брендов, но, по их мнению, абсолютно отсутствовало понятие стиля и культуры дизайна, которые присущи одежде для людей. Директор по маркетингу staya Матвей Чудновский работает в компании с самого начала и лично наблюдал за первыми шагами Артемовых на рынке амуниции для собак.

«Идея Олега и Жени казалась классическим стартапом из „учебников по бизнесу“, когда в первую очередь предприниматели устраняют свою проблему и компенсируют потребность людей, которые их окружают», — отметил он.

Братья подошли к делу исходя из собственных предпочтений: рассуждали, какую шлейку и поводок они бы сами хотели для своего питомца, с чем было бы удобно ходить и почему это трудно найти в магазинах.

«Staya — это пример вот такой компании, когда захотелось делать в первую очередь что-то, что нравится нам самим. Так получилось, что вкус и желание создать что-то для себя и своих собак преобразовалось в концепцию компании», — вспоминает Евгений Артемов.

«Staya — это пример вот такой компании, когда захотелось делать в первую очередь что-то, что нравится нам самим. Так получилось, что вкус и желание создать что-то для себя и своих собак преобразовалось в концепцию компании», — вспоминает Евгений Артемов.

Реализовывать идею братья начали в 2018 году, а в 2019-м зарегистрировали компанию. На старте предприниматели вложили в проект примерно 2,5 млн руб., куда входила стоимость заказа первых комплектующих и материалов для пошива первой коллекции, аренды помещения и покупки минимально необходимого оборудования. Около полугода было потрачено на разработку первых дизайнов, создание бета версии e-commerce-платформы и коммуникацию.

С самого начала работы над staya предприниматели уже действовали как большой бренд: «Мы могли пойти простым путем: сделать все „на коленке“ и продавать на готовой платформе интернет-магазина или что-то закупить, перепродать, тем самым облегчить себе жизнь, — отмечает Евгений Артемов — Но мы решили, что будем действовать не как компания по перекупу готовых решений, а как уникальный производитель». Они с нуля создали свою e-commerce платформу, которая дважды стала лучшим монобрендовым интернет-магазином в рейтинге Рунета.

Создавая комьюнити

В основу маркетинговой стратегии staya легла аналитика: «Когда мы только начинали, бюджета на дорогих блогеров и закупку трафика не было. Сделали ставку на качественный и нестандартный для категории контент и собственные технологии: 3D-кастомизатор для адресников с лазерной гравировкой, реферальную систему и программу лояльности, создание базы амбассадоров и партнерские проекты с другими компаниями. Из работы в крупном екоме („Яндекс“) я точно знал, что в ближайшие годы работы мы не выдержим соревнование по бюджетам и необходимо самим создавать каналы для привлечения органического трафика. За последние 12 месяцев к нам пришли почти 500 тыс. человек, 75% трафика — это органика», — говорит директор по маркетингу в компании Матвей Чудновский.

Staya постоянно инвестирует в эксперименты и создание контента: используют 3D-motion графику, привлекают профессиональных фотографов и видеографов. По словам Олега Артемова, основателя и креативного директора, вложения в контент и продукт являются одной из ключевых частей бренда: «Мы считаем, что показали, как можно обновить категорию с точки зрения не только продукта, но и коммуникации», — уточнил он.

Основатели объяснили, что в названии кроется особый смысл, ведь staya ассоциируется не только с собаками, но и с друзьями и коммьюнити. Команда старается учитывать пожелания покупателей амуниции, тем самым постоянно улучшая качество выпускаемой продукции. Как уточнил Евгений Артемов, в первую очередь компания стремится создавать именно ценность бренда для людей.

«Показательный пример — пара людей из-за границы, которые просто идут с нашей амуницией и не знакомы с друг другом, но оба знают бренд, они знакомятся, понимают, что у них есть уже какой-то общий интерес, потому что они выбрали определенный продукт. У нас есть много историй, где люди находили друзей просто благодаря тому, что они узнавали бренд в каких-то неожиданных местах, пребывая за границей», — добавил Олег Артемов.

Большое испытание

Запуск первой коллекции staya состоялся 31 января 2020 года, за полтора месяца до начала пандемии коронавируса, именно поэтому в шутку команда называет себя «детьми ковида». Кризис не смог остановить решительных предпринимателей. Как вспоминает Евгений Артемов, по причине локдауна, из-за которого нельзя было работать из офиса, первые заказы основателям staya приходилось собирать и отправлять из своих квартир.

«Было полное непонимание, как выстраивать работу в целом, но мы довольно быстро адаптировались, — подчеркнул Евгений. — Потом выстроили работу с ребятами из шоурума, работавшими в то время из дома, к ним из цеха поставляли продукцию».

Проблемы возникали не только с обслуживанием заказов, но и с логистикой комплектующих, которые были заказаны из-за рубежа перед началом пандемии. С наступлением ограничений сроки поставок стали непредсказуемыми. По мнению основателей staya, процесс сорсинга, поиска материалов для будущего продукта, — одна из ключевых частей бизнеса. Все образцы комплектующих проходят тщательное тестирование на качество.

Проблемы возникали не только с обслуживанием заказов, но и с логистикой комплектующих, которые были заказаны из-за рубежа перед началом пандемии. С наступлением ограничений сроки поставок стали непредсказуемыми. По мнению основателей staya, процесс сорсинга, поиска материалов для будущего продукта, — одна из ключевых частей бизнеса. Все образцы комплектующих проходят тщательное тестирование на качество.

«Мы также сталкивались с непредсказуемыми проблемами, например, один наш основной поставщик из Китая, с которым мы долго выстраивали отношения, в какой-то момент просто закрыл всю фабрику на локдаун и не вышел на связь», — вспоминает Олег Артемов.

Кроме неудобств в логистике, пандемия вызывала у команды мрачные чувства на фоне неопределенности будущего. «Это очень сильно давило, это был стресс для всей команды, которая должна была синхронно работать, чтобы все состоялось и все планы были реализованы, — отмечает Евгений. — Эмоциональный фактор тут тоже очень важен. Я думаю, что это знакомо многим предпринимателям».

Несмотря на все это команда staya смогла адаптироваться к новым условиям и решить проблему с поставщиками: в кризисном 2020 году компания заработала 6 млн выручки и затем продолжила развиваться, активно работая над имиджем бренда, чтобы построить комьюнити.

Рост вопреки

В 2021 году проект увеличил свой оборот почти в три раза, заработав 17 млн руб. Но новый год готовил для бизнеса очередное испытание: международные санкции на фоне «спецоперации». К тому моменту GoCream перестал работать с европейскими клиентами, и Артемовы полностью сфокусировались на Staya вместо агентского бизнеса.

«Был сложный период: кризис, связанный и с курсами, и с общим настроением на рынке, и с доступностью цифровых сервисов, которыми всегда пользовалась наша команда, — вспоминает бизнесмен. — Некоторые планы были скорректированы, и сейчас мы сосредоточены прежде всего на российском рынке». Staya адаптировала бизнес-процессы под новую реальность, и в конце 2022 года компания вышла на оборот в 40 млн руб.

В 2023 году скорость роста компании замедлилась на фоне инвестиций в разработку новых продуктов и исследований, которые впоследствии предприниматели планируют конвертировать в собственные патенты, но оборот компании превысил 60 млн руб. Свои достижения команда связывает с органическим увеличением интереса к новому бренду, совершенствованием e-commerce-платформы, а также лояльностью существующей базы клиентов.

«2022 год немного усложнил планирование разработок новых продуктов, и вот сейчас мы уже примерно понимаем, как выйти из этой ситуации, чтобы расширить продуктовую линейку», — комментирует Олег Артемов.

Бренд не планирует останавливаться на достигнутом. В планах Staya — вернуться к стабильному двукратному росту. По словам Евгения Артемова, команда намерена в обозримом будущем стать одним из самых узнаваемых брендов на рынке товаров для собак:

«Планово это, естественно, рост до компании федерального уровня, когда Staya выйдет за пределы нашего текущего ядра аудитории и станет брендом на уровне всей страны».

«Планово это, естественно, рост до компании федерального уровня, когда Staya выйдет за пределы нашего текущего ядра аудитории и станет брендом на уровне всей страны».

Также предприниматели не перестают развивать и профессиональные качества: как свои собственные, так и всей команды. Неопределенность, вызванная событиями 2022 года, по словам Евгения Артемова, действительно снизила темп разработки новых продуктов, но сейчас staya активно развивает подход Research & Development, направленный на внедрение инноваций с целью улучшения качества товаров и производственных процессов: «Мы идем именно по этому пути, находим, что усовершенствовать даже в каких-то простых, казалось бы, товарах, постоянно ищем лучшие решения на уровне фурнитуры и материалов», — говорит он.

Евгений называет этот период «сознательным контролируемым ростом», чтобы соответствовать собственным стандартам и высоким запросам аудитории. По словам основателя, такой подход позволяет создать бренд, который будет жить долго.

«Мы могли бы действительно ускориться, взять какие-то готовые новые категории, налепить свой логотип, поменять цвет и выпустить под нашим брендом, но в этом нет предпринимательского кайфа и драйва. Да, это позволит больше заработать, но только в моменте», — подчеркнул Олег Артемов.

Сейчас компания планирует продолжать в том же духе: через нетипичные подходы в маркетинге и любовь к животным делать продукты, какими хотелось бы пользоваться.