Придумать • 13 декабря 2022

«Мы прошли сквозь огонь и воду, чтобы не нарушить санкций». Основатель World Chess Илья Мерензон о том, как выйти на Лондонскую биржу в разгар кризиса и привлечь в инвесторы (самого) Юрия Мильнера

«Мы прошли сквозь огонь и воду, чтобы не нарушить санкций». Основатель World Chess Илья Мерензон о том, как выйти на Лондонскую биржу в разгар кризиса и привлечь в инвесторы (самого) Юрия Мильнера

Текст: Джейхун Мамедов

Фото: архив World Chess


За несколько лет World Chess сделал шахматы модными: провел чемпионаты мира на Манхеттене и в Лондоне, открыл клуб с баром в «сталинской высотке», собирал на шахматных ивентах мировых селебрити, а перед экранами — миллионы зрителей. А потом и инвестиционно привлекательными: в конце 2022 — начале 2023 года World Chess проведет DPO (direct public offering) на Лондонской бирже — прямой листинг акций, в ходе которого собирается привлечь €8 млн. Одним из основных инвесторов, по словам Мерензона, уже выступил фонд Юрия Мильнера Breakthrough Initiatives.

Мы спросили у Ильи, как ему удалось использовать хайп вокруг «Хода королевы» с максимальной пользой, реально ли избавиться от токсичности русских корней и зачем вообще небольшому проекту выходить на международную биржу.


World Chess в цифрах


> €50 млн

— оценка компании.


18%

акций разместят на бирже.


€8 млн

собирается привлечь компания в ходе размещения.


€3,2 млн

— выручка от продаж в 2021 году.


€5,5 млн

— прибыль в 2021 году.*

Источник: данные компании

*В 2021 году доход World Chess состоял, в том числе, из переоценки валютных ценностей, в частности криптовалюты, в которой расплатился один из спонсоров проекта. Поэтому прибыль компании за этот период больше выручки.

Сделать шахматы модными

До шахматной истории я занимался коммуникациями — работал в пиар-агентстве в Нью-Йорке, в частности с нью-йоркской фондовой биржей и клиентами из России. В 2012 году Кирсан Илюмжинов, бывший президент Калмыкии, а на тот момент президент Международной шахматной федерации, по совету наших общих знакомых пригласил меня заняться имиджем шахмат в мире. Тогда у этого вида спорта не было спонсоров. Я подумал, что нужно создать компанию, которая будет проводить крупные международные шахматные матчи и коммерциализировать их.

Одновременно с этой историей мой старый знакомый Эндрю Полсон, американский предприниматель, впоследствии ставший суперзвездой российского медиабизнеса (он основал «Афишу», потом — холдинг SUP Media, в который вошли, например, «Живой Журнал» и «Газета.Ru»), искал новый проект. И я предложил ему идею с шахматами.

Эндрю идея понравилась. Мы договорились, что он учредит компанию, инвестирует в запуск и займется управлением. А я буду ему помогать. Так в 2012 году появилась компания Agon, которую позднее я переименовал в World Chess.

Agon заключила с FIDE долгосрочный эксклюзивный договор на организацию, развитие и коммерциализацию регулярных чемпионатов мира по шахматам.

Это было несложно: мы были чуть ли не единственными, кто взял на себя эти обязательства, потому что массовую аудиторию тогда шахматы не особо интересовали. Задача была сделать что-то вроде «Формулы-1», только для шахмат.

Спустя полтора года Эндрю переключился на другие проекты и продал мне компанию за символические деньги — £1. У компании были долги и другие обязательства, которые мне пришлось потом выполнить, поэтому условия сделки были именно такими.

В 2016 году я зарегистрировал компанию в Лондоне — уже как World Chess. Agon был зарегистрирован на острове Джерси, нейтральной офшорной юрисдикции. Но позже к офшорам стали относиться негативно, к тому же FIDE хотела, чтобы юрисдикция компании была максимально прозрачной.

Параллельно с этим в шахматах происходили глобальные изменения, которые сыграли нам на руку. В 2012–2013 гг. популярность смартфонов сильно выросла, а для шахмат это, как ни странно, идеальная среда для развития. Вдобавок сменилось поколение игроков: новым чемпионом мира стал норвежец Магнус Карлсен, которому тогда было чуть больше 20 лет. Это все способствовало шахматному буму в мире.

И наложилось на наш старт. Мы провели несколько крупных мероприятий, вернув шахматам место на главных страницах медиа. Одно из таких прошло в Нью-Йорке в 2016 году: это был матч между Магнусом Карлсеном и российским гроссмейстером Сергеем Карякиным за звание чемпиона мира по шахматам. Еще один заметный матч прошел в Лондоне в 2018 году: тогда за звание чемпиона мира сражались Карлсен и американец Фабиано Каруана.

Матч между Фабиано Каруана и Магнусом Карлсеном. Лондон, 2018

Выйти в онлайн

На фоне растущего интереса к шахматам профильные компании начали привлекать деньги. Самый яркий пример — Chess.com. Сейчас это крупнейший шахматный гейминг c более 75 млн зарегистрированных пользователей. Мы же оставались своеобразным ивент-агентством, но потом поняли, что шахматный бизнес теперь не столько в мероприятиях, сколько в онлайн-гейминге.

В 2019 году мы купили компанию CNC Web, которая владела правами на официальную онлайн-платформу FIDE. Тогда мы пересмотрели партнерство с шахматной организацией: вернули ей права на проведение чемпионатов мира, но договорились, что игроки смогут получать официальный рейтинг только на нашей онлайн-арене.

Так мы запустили FIDE Online Arena. Теперь шахматисты со всего мира могли получить статус игрока, участвуя в онлайн-турнирах, а потом уже выйти на офлайн-матчи. Шахматы стали первым видом спорта, в котором можно стать официальным игроком онлайн.

За все время в бизнес World Chess было инвестировано в сумме около €7 млн. Крупнейший инвестор на данный момент — фонд Prytek. В совладельцах также «Касперский» и блокчейн-проект Algorand. Это были спорадические вливания, которые не назовешь классическими инвестиционными раундами. Инвесторы сами к нам приходили. Сейчас я владею 73,7% компании, Prytek — 13,9%, менеджмент — 4,3%.

В нашем бизнесе шесть направлений.

Гейминговая платформа FIDE Chess Arena. В пандемию онлайн-шахматы сильно выросли: на их популярность повлиял мини-сериал «Ход королевы», вышедший в 2020 году на Netflix (в первый месяц его посмотрели более 62 млн домохозяйств). Мы как раз к этому времени уже запустили бета-версию платформы. Сегодня на ней зарегистрированы более 570 тыс. человек. Годовая подписка стоит €25. На сегодня ее оформили более 6 тыс. пользователей.

Международные шахматные мероприятия. Мы заказывали статистику по матчу в Нью-Йорке в 2016 году. Его общий охват был больше 1 млрд человек. На самой площадке в Нью-Йорке было 8 тыс. зрителей. Кроме этого, мы проводим турниры с трансляциями на ТВ, например серию «Армагеддон». Первый сезон этого турнира, с датчиками сердечного ритма на игроках, показывали в прайм-тайм на «Матч ТВ».

Магазин и мерч. Мы сделали редизайн всего опыта в шахматном мире. Продумали его эстетику (цвет стола, освещение, бренд-волл), внедрили стиль проведения турниров. До этого традиции в шахматах ограничивались ходами игроков и рукопожатиями. Еще мы изменили дизайн шахмат, которые сейчас используются в чемпионатах мира: фигуры спроектированы так, что их удобно держать и легко брать. Это важно, когда играешь, например, в блиц. А в 2018 году нашему партнерскому агентству дали Каннских львов за мерч чемпионата мира, проходившего Лондоне. Сейчас магазин и мерч приносят нам более $500 тыс. в год.

Клуб. Мы открыли шахматный клуб с баром в высотке на Кудринской площади. В день открытия в очереди в бар стояли около 700 человек. Сейчас открываем клуб в Берлине площадью более 800 кв. м. Его вместимость — 400 человек.

Корпоративные продукты. Это шахматные лиги и клубы для компаний.

Агентство талантов. Оно занимается спонсорством игроков и представляет их интересы.

Феномен шахмат

Шахматы снова популярны: количество запросов со словом «chess» в Google за последние пять лет выросло примерно в 1,5 раза. Пик интереса выпал на конец 2020 года: тогда вышел сериал «Ход королевы», сильно повлиявший на популярность шахмат в мире. Продажи шахматных наборов, например, на eBay за месяц после премьеры взлетели на 215%.

Мировой рынок онлайн-шахмат в 2021 году оценивался в $152 млн. На сайте самого популярного шахматного гейминга Chess.com зарегистрированы более 50 млн игроков по всему миру. По данным SimilarWeb, 60% визитов Chess.com приходятся на возрастные группы 18–24 и 25–34 лет.

Выйти на биржу

Я учился в Нью-Йорке в Университете Пейс на MBA, потом получил PhD в The New School по экономике. Моя специализация — «экономика информации». Поэтому фондовая биржа — понятный мне инструмент.

О выходе на биржу мы задумались в 2020 году. На то было пять причин:

  • доступ к деньгам в моменте;
  • шаг к ультимативной прозрачности, которая укрепит доверие партнеров;
  • маркетинг — возможность стать видным игроком на рынке;
  • возможность экзита для существующих акционеров в обозримом будущем;
  • доступ к рынку капитала.

Для привлечения венчурных денег мы уже были довольно взрослой компанией, к тому же венчур — неизвестная для нас среда, в которой мы просто не умеем работать.

Нынешние наши инвесторы пришли сами. В том числе поэтому мы выбрали размещение на бирже.

Решение принимал топ-менеджмент: я как CEO, COO Матвей Шеховцов и CBDO Надежда Пантелеева. Совет директоров у нас появился только в процессе подготовки к листингу.

Два года мы готовились. Нас сопровождали три участника: финансовый консультант Novum Securities Limited, он имеет сертификацию регулятора (FCA) и участвует в создании проспекта ценных бумаг, в котором раскрываются данные компании; юридический консультант, которой готовит документацию, и пиар-агентство Yellow Jersey, которое сопровождает компанию при размещении.

Постеры к трансляции серии турниров «Армагеддон»

Встать на паузу

24 февраля мы были примерно в трех неделях от размещения, но пришлось нажать на тормоз. Пауза нужна была, чтобы изучить новую среду и адаптировать бизнес под ее условия, — иными словами, убрать из уравнения российские активы.

Санкции против компаний из России определены широко. Например, оказание ряда бухгалтерских, консалтинговых, аудиторских услуг российским юрлицам нарушает санкционный режим. В Великобритании за это грозит до семи лет лишения свободы. Поэтому нам пришлось превращаться в нероссийскую компанию и делать это очень отчетливо.

Бар на Кудринской площади перешел шахматисту Яну Непомнящему. Сотрудников перевезли в Тбилиси и Берлин. Отказались от российских подрядчиков — разработка из России у нас переместилась в Киргизию. К этому всему нас сподвигло, помимо санкционных ограничений, то, что в Россию сейчас просто-напросто не перечислишь деньги из-за рубежа.

Мы вынуждены были пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, чтобы компания соответствовала требованиям регулятора и не нарушала санкционный режим.

Против нас играло множество факторов. Консультанты хотели убедиться, что мы не российская компания в самом широком смысле этого слова. Поэтому была проведена юридическая экспертиза, которая подтвердила соответствие нашей компании правилам санкционного режима.

Закончить начатое

Наш выход на Лондонскую фондовую биржу (LSE) — это DPO, прямое размещение. Инвесторы подписываются на акции по фиксированной цене еще до размещения. Стоимость акций соответствует оценке компании, которая составляет чуть больше €55 млн.

Это не кэшаут: акционеры не продают свои акции. Деньги получит компания за счет дополнительного выпуска, а доли акционеров станут, соответственно, меньше.

Прямой листинг отличается от IPO тем, что в нем не участвуют андеррайтеры — финансовые компании, гарантирующие размещение ценных бумаг. При IPO они выкупают акции у выходящей на биржу компании, чтобы потом перепродать их инвесторам с комиссией.

В ходе листинга мы планируем привлечь €8 млн. Сейчас собираем круг инвесторов, встречи только начались. Но уже есть первый подписанный договор с Юрием Мильнером: он выступает инвестором через компанию Breakthrough Initiatives. Это редкий случай — по сути, его первая сделка после того, как он вышел из российского гражданства.

Юрий Мильнер не ответил на просьбу Inc. подтвердить участие в DPO World Chess — ни через фонд Breakthrough Initiatives (не ответил на запросы), ни через личного представителя (отказался от комментариев). Тем не менее Мильнер и раньше был довольно плотно связан с шахматами в целом и World Chess в частности. Так, например, в 2016 году он присутствовал в VIP-зоне организованного World Chess матча за звание чемпиона мира по шахматам между Сергеем Карякиным и Магнусом Карлсеном в Нью-Йорке и «даже сыграл партию с режиссером Беннеттом Миллером». Кроме того, средняя дочь Юрия и Юлии Мильнер с четырех лет увлекается шахматами и занимается с тренером по два-три часа в день (по крайней мере, так было в 2017 году).

Опыт инвестирования в небольшие проекты у Мильнера тоже есть. Еще в 2011 году вместе с Павлом Дуровым он запустил программу Start Fellows, в рамках которой стартапы могли получить безвозмездно $25 тыс. на развитие (в первой волне оказались, например, приложение для создания короткометражных мультфильмов Animating Touch, сервис Keykaptcha.com для защиты от спама и служба заказа такси KwikPik.me). А в интервью YouTube-каналу «Русские норм!» (создан Елизаветой Осетинской, признанной иностранным агентом в России) Мильнер рассказывал, что заключил сделку с инкубатором Y Combinator и предлагал по $100 тыс. всем компаниям, которые в него прошли. За два года через свой фонд он таким образом проинвестировал несколько сотен стартапов на льготных условиях convertible notes. «С тех пор ко мне периодически подходят малознакомые люди и говорят спасибо», — говорил инвестор.

Афиша матча между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным. Лондон, 2018

У нас также есть запросы от российских инвесторов. Нам интересно с ними говорить. Потенциально они могут стать нашими инвесторами — не могут только лица под санкциями.

Привлеченные деньги потратим на маркетинг, развитие диджитал-продукта и выход на новые рынки — Бразилии, Индии, Китая. Сейчас там бум интереса к шахматам. Например, чемпион мира среди женщин — китаянка Цзюй Вэньцзюнь.

В целом рынок шахмат довольно молодой: в нем много пространства для развития.

Для сравнения, в футболе уже много миллиардных бизнесов, есть агенты, школы, клубы. Шахматы — это в некоторым смысле tabula rasa.

Крупных клубов здесь почти нет, образование фрагментарное, больших игроков можно сосчитать по пальцам. 

В нынешнее время листинг на бирже может показаться контринтуитивным шагом, особенно для гейминговой, шахматной компании. Таких на бирже сейчас нет. Тем не менее в ближайшие годы этот вариант станет актуальным для многих компаний. 

Для масштабирования российским и восточноевропейским проектам потребуется выход на новые рынки капитала. Венчур сейчас замер: он в принципе соответствует общей экономический ситуации, которая нова и нестабильна. К тому же какие-то проекты могут быть просто очень дорогими для венчурных капиталистов.

Чек-лист для тех, кто задумывается о бирже

У меня есть пять советов для тех, кто планирует когда-либо выйти на биржу.

  • Начинайте продвигать продукт на международной арене, как только появится такая возможность. Когда компания будет выходить на новые рынки, про нее уже будут знать.
  • Процесс размещения на бирже управляемый и не такой запредельно сложный, как может показаться. Не нужно его бояться. Он занимает примерно полгода, стоит от €400–500 тыс. (зависит от компании). Компания должна иметь отчетность как минимум за последние три года, которая соответствует международным стандартам отчетности. Еще один важный критерий: капитализация компании должна составлять не меньше £30 млн (для основного рынка LSE).
  • Учитывайте юрисдикцию, в которой работаете. Если у компании международный потенциал, ее стоит регистрировать там, где у нее будет меньше барьеров для глобального развития.
  • Набирайте международный коллектив, если у вас глобальные планы. Это позволит прокачать, во-первых, язык, во-вторых — навыки на основе опыта коллег из разных стран.
  • Правильно выбирайте время. Когда я учился на MBA, нам преподавал специалист, который работал на нью-йоркской бирже. Он сказал: «Главное правило — всегда покупать, когда хочется продавать, и всегда продавать, когда хочется покупать». Мы в какой-то степени следуем этому правилу — выходим на биржу и общаемся с фондами в момент, когда мало кто покупает.