Юрий Катуков мог стать чиновником, уйти во внешнюю разведку, построить карьеру банковского аналитика или шить одежду на заказ. Благополучно упустив все эти возможности, он увидел бизнес своей мечты по телевизору: крафтовая пивоварня — как в Америке! — стала для него делом жизни. Разобравшись в азах пивоварения и наработав связи на рынке, он долго искал и терял партнёров, а нашёл совсем близко: отец согласился вложить в бизнес сына все свои накопления. Оборудование ломалось, пивные гурманы воротили носы, но затея себя оправдала: за 1,5 года работы пивоварня Катукова «Аляска» обзавелась тремя сотнями партнеров по всей России и вышла на чистую прибыль в 350 тыс. рублей в месяц. Юрий Катуков рассказал Inc., как варил пиво по колено в воде из прорванной канализационной трубы, почему с бородатыми людьми проще найти общий язык, а знатоков крафтового пива слушать не обязательно.
Основатель пивоварни «Аляска» Юрий Катуков до 29 лет никак не был связан с пивом — разве что по пятницам вечером пропускал бокал-другой в баре с друзьями. Упустив возможность стать госслужащим и разведчиком, делал карьеру в банковской аналитике (первые книги по финансовому анализу штудировал еще в армии, в перерывах между строевой подготовкой), работал с Deloitte, Ernst&Young, в «Газпромбанке» — а сам не мог выкинуть из головы мысль о собственном деле. Вместе с коллегой Алексеем Кокаревым он пробовал запустить онлайн-ателье, но проект свернули перед самым запуском: «В какой-то момент мы спросили друг друга: чувак, а не херней ли мы занимаемся? Какие-то юбки шьем, — вспоминает Катуков. — Чтобы добиться успеха, нужно быть погруженным в дело, любить его, а этого ощущения не было».
На новую идею Юрия натолкнуло реалити-шоу на канале Discovery, о быте американских пивоваров: «Я подумал — блин, вот это жизнь. Люди работают руками, любят свой продукт и при этом хорошо зарабатывают». Кокарев идею поддержал: в середине 2014 года он вернулся из путешествия по США, где крафтовое пиво, о котором в России только начинали узнавать, уже было на пике популярности.
Кризис партнеров не испугал: потребители премиального крафтового пива готовы были платить больше, лишь бы не переходить на напитки массового производства.
Чтобы открыть пивоварню, нужны были деньги и экспертиза, которых у партнеров не было, поэтому начать решили с малого — ввозить крафтовое пиво из-за рубежа и продавать его российским барам и магазинам. Сели в машину и поехали по пивоварням Прибалтики — приезжали на местные пивные фестивали, знакомились с участниками и тут же били по рукам. «Россия — интересный рынок, никто из прибалтийских производителей на нем представлен не был. Все они были довольно молодыми бородатыми людьми на одной волне с нами, поэтому найти общий язык оказалось несложно», — рассказывает Катуков.
Не возникло проблем и с клиентами — с 2015 года в Москве начался бум крафтовых баров, которые нуждались в поставщиках. Партнеры зарегистрировали ООО «3К Проекты» («Катуков, Кокарев и компания») и заключили 10 эксклюзивных договоров на поставку прибалтийского и европейского пива в Россию. Нашли компанию, которая доставляла грузы из Европы, и агента по растаможке, арендовали часть склада в Москве — на старт ушло около 1 млн рублей личных накоплений партнеров. В месяц «3К Проекты» привозили в Россию около 4 т пива (выручка составляла около 1 млн рублей), но за год работы выйти в плюс так и не удалось, — всю прибыль съедали остатки, которые приходилось распродавать по себестоимости или утилизировать. «Официальные сроки годности на крафтовое пиво составляют в среднем не более 180 дней, остаточный срок годности поставляемого клиентам пива не должен быть менее 70%. В результате около 15% партии стабильно оставалось у нас на складе и распродавалось со скидками», — вспоминает Юрий. Чтобы увеличить портфель и объемы закупок, предприниматели пригласили третьего партнера, но прибыль оставалась небольшой. Катуков понял, что пора менять бизнес-модель, — и снова задумался о собственной пивоварне.
Рынок крафта
Первые крафтовые пивоварни появились в 1960-х гг. в США как альтернатива массовому производству. Бум хэнд-мейд пива в Америке пришелся на начало 2000-х годов, до России тренд добрался через 10 лет. Начался настоящий ренессанс старинных европейских сортов — вместо лагеров пивовары снова стали производить эли на основе ячменного солода и трав. «Лагеры — легкое и «питкое» пиво с небольшой себестоимостью, которое обычно хорошо расходится в барах, поэтому 99% крупных производителей занимаются именно ими. Эли сложнее и экономически не так выгодны, — рассказывает Катуков. — Крафтовые производители вспомнили старинные рецепты и возродили рынок».
В 2010 году, по данным САН ИнБев, в России работало 13 крафтовых пивоварен, в 2015-м — 98. Согласно ежегодному отчету Американской Ассоциации пивоваров, в 2017 году объем продаж крафтового пива в США составил 12,7 % всего пивного рынка. За прошлый год крафтовые пивоварни США сварили почти 3 млрд литров ремесленного пива и выручили $26 млрд — 23% от стоимости всего произведенного там пива. В России эти цифры на порядок ниже: крафт занимает не больше 1-2% рынка, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям корпорации AB InBev Efes Ораз Дурдыев: «В России доля крафтового пива на рынке пока остается низкой — около 1%. При этом крафт способствует развитию культуры потребления, фокусируя внимание потребителя на вкусе пива, его происхождении и легенде». Среди лидеров крафтового рынка в России — Jaws в Свердловской области, тульская Salden’s, подмосковные Victory Art Brew и Gletcher, петербургские AF Brew, Василеостровская пивоварня, Knightberg и «Бакунин».
В крафт идут и крупные игроки: например, САН ИнБев в конце 2015 года вывел на рынок линейку оригинальных сортов «Сибирский характер», а в марте 2016 года компания Heineken начала производить эль I Am Stepan Razin.
Источник: данные компании
млн рублей — первоначальные инвестиции.
млн рублей — выручка за месяц.
тыс. рублей — прибыль за месяц.
рублей — себестоимость одного литра пива, сваренного на «Аляске».
тыс. литров пива в год производит пивоварня.
Проблемы начались уже на этапе подготовки к запуску. Как опытный аналитик, Катуков просчитал все возможные риски и решил, что на запуск понадобится 14 млн рублей, включая подушку безопасности на полгода. «Мы с супругой как раз собирались купить квартиру, накопили 7 млн рублей. Обсудили и решили рискнуть: повременить с квартирой и дать затее с пивоварней год. Если за этот период выйти в плюс не получится, мы закрываем компанию, а я возвращаюсь на работу». В этот момент из дела вышли два других партнера (один не захотел рисковать, другой — по семейным обстоятельствам). Кокарев, уходя, свел Катукова с двумя коллегами, готовыми вложиться в проект: «Люди хорошие, но толком не знакомые. Договориться было крайне сложно — мы застопорились уже на этапе названия, — рассказывает Юрий. — Из нас троих в процесс был погружен только я, а прибыль в случае успеха мы делили соответственно долям. Мне такой сценарий не нравился.
Пиво ручной работы
Крафтовое пиво (Craft beer) — это пиво, сваренное не в промышленных масштабах, а на маленьком производстве по оригинальным рецептам. При производстве «массового» пива используются 1-2 вида солода, хмеля и дрожжей, крафтовое варится из 5-8 различных сортов солода, 3-4 видов хмеля, нередко — с добавками (шоколад, специи, перец чили и др.). В России четкого определения этого понятия нет, а вот Американская Ассоциация Пивоваров разработала свод правил, которым должна следовать пивоварня, если хочет называться крафтовой:
Пивоварня должна производить не более 6 млн баррелей, или 703,8 млн литров в год.
Не менее 75% акций пивоварни должны принадлежать основателю и команде. Это условие обеспечивает независимость от внешних инвесторов, которые могут ограничивать творческую свободу пивовара в погоне за финансовой выгодой.
Основу крафтового пива должны составлять традиционные компоненты — солод и хмель, но пивовар хотя бы изредка должен экспериментировать с авторскими вкусами и добавками.
К тому же они думали о последующей продаже бизнеса, а для меня пивоварня была делом жизни». Чтобы полностью взять процесс управления в свои руки, нужно было где-то взять еще 7 млн рублей.
По совету жены Катуков поехал к отцу. «Я сразу сказал ей, что это не вариант, — вспоминает он. — Отец, отставной офицер, мыслил понятиями «лучше меньше, да лучше», «стабильность» и все вот это. Веры в меня как в предпринимателя у него никогда не было». Разговор длился несколько часов, но неожиданно отец согласился помочь сыну: «Человек реально проникся тем, что и как я говорил. Не знаю, наверное, отцовские чувства сыграли». Катуков-старший вложил в предприятие 7 млн рублей — почти все свои накопления.
Эту сумму Юрий обязался вернуть в течение нескольких лет с небольшими процентами. «На меня ложилась огромная ответственность. Одно дело — свои деньги, другое — деньги родителей, которые они копили всю жизнь, — рассказывает Катуков. — Мы решили, что если прогорим, продадим пивоварню за полцены, вернем вырученное отцу, а цену ошибки полностью возьмем на себя».
В 2016 году Юрий закрыл ООО «3К Проекты» и зарегистрировал новую компанию — «Катуков и сын», — поделив доли пополам с отцом. С супругой они придумали название «Аляска»: «Мы хотели ассоциировать бренд с Россией, но отдать дань американским традициям крафтового пивоварения. Где-то на пересечении и родилась «Аляска». Теперь оставалось научиться варить пиво.
Предприниматель накупил иностранную литературу и записался на частные уроки в пищевую академию МГУПП, параллельно изучал ролики о домашнем пивоварении на YouTube. Первую пивоваренную установку собрал из подручных средств: 19-литровых бутылок из-под питьевой воды, медных трубок и большой кастрюли. В магазине «МирБир» купил фасованные солод и хмель, бутылки и пробки. На все ушло 40 тыс. рублей. Пока учились, вместе с женой сварили 9 сортов. «Первый блин вопреки ожиданиям не был комом — результат нас очень порадовал», — вспоминает Юрий. Но чтобы перейти на промышленный масштаб, нужно было профессиональное оборудование.
Европейские и китайские установки стоили дорого, поэтому Катуков договорился с челябинским заводом «Номос», который согласился изготовить оборудование на заказ за 8 млн рублей и 4 месяца, — а сам занялся поиском подходящего помещения. Задача оказалась сложной: по требованиям СанПиН, пивоварня может располагаться только на первом этаже, должна присутствовать отдельная канализация, вентиляция и мощная электропроводка, пол должен быть с разуклонкой и сливными трапами, материалы — сертифицированными под пищевое производство. Но сложнее всего оказалось найти арендодателя, готового не только заключить долгосрочный договор аренды, но и зарегистрировать его в Росреестре. «Я искал помещение два месяца и уже начинал нервничать — если не въеду к тому моменту, как придет оборудование, каждый день простоя будет обходиться в несколько тысяч». Подходящий вариант нашелся в городе Железнодорожный: цех площадью 150 кв. м с потолками высотой 9 м в бывшем Институте средств связи Юрий арендовал за 85 тыс. рублей в месяц., договор заключил сразу на 5 лет. Однако помещению требовался ремонт.
Ораз Дурдыев
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes
— Пивоваренная отрасль — одна из самых зарегулированных: есть целый ряд ограничений и требований, которые необходимо соблюдать. Так, все производители пива обязаны уплачивать акциз в размере 21 рубль за литр продукции и устанавливать счетчики учета ЕГАИС (для производств объемом более 300 тыс. дал в год). Кроме того, существует ограничение времени и характеристик точек продаж, запрет на рекламу пива, запрет на выпуск продукции в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л для продажи на территории России, запрет онлайн-продаж и т.д.
Текущие нормы регулярно пересматриваются и меняются. Так, например, сейчас обсуждают, вводить ли лицензирование для производителей пива и маркировку продукции. Могут запретить и выпуск продукции в пластиковой таре объемом свыше 0,5 л, а для начинающих игроков и мелких крафтовых пивоварен этот вид упаковки является основным. Введение дополнительных ограничений, как правило, особенно сильно отражается на малых и средних игроках, которые в большинстве своем оказываются не готовы к изменению правил игры и не могут позволить себе дополнительные инвестиции.
Отдельные системы канализации для производственных помещений и для персонала, ванные, наливной пол и обшивка стен обошлись в 2,5 млн рублей. В разгар ремонта неожиданно свалилась масса бумажной работы, к которой жизнь Катукова не готовила: «В налоговой нужно было зарегистрировать обособленное подразделение, подать бумажки в местную налоговую, заключить договор с бухгалтерией, которая будет заниматься финансами, потому что один я бы это не вытянул. Подавать ежеквартальные отчеты произведенных литров, проданных литров, декларации — бумаг просто целое море, можно заниматься только ими». Несколько месяцев предприниматель с утра до вечера работал с документами, параллельно контролируя ремонт — и занимаясь поисками технолога.
В пищевой академии Катукову посоветовали специалиста, который помог с планировкой и подбором оборудования, но до первой варки не доработал — на другой пивоварне ему предложили долю в бизнесе. «Было реально страшно: производство вот-вот стартанет, а от тебя уходит главный технолог. Но я принял для себя категорическое решение: никого в свой бизнес не пускаю, поэтому пришлось расстаться», — говорит Юрий. По его совету Катуков взял на полставки технолога Ольгу Борисову — в тот момент она работала на пивоварне Seven Hills, запуск которой всё время откладывался. А чтобы ей не пришлось в одиночку таскать 25-килограммовые мешки с солодом и закидывать сусло в варочный аппарат, нанял помощника, — им стал водитель, который раньше развозил для Катукова пиво по московским барам.
Под руководством Борисовой он подключил и откалибровал все оборудование и в ноябре 2016 года, через полгода после возникновения идеи, запустил производство — но первая же варка превратилась в ад. «Полностью забилась канализация, мы ходили по колено в воде, вычерпывали воду ведрами и параллельно пытались следить за процессом варки, — вспоминает Юрий. — Мы начали в 7 утра, а в 4 утра следующего дня я отпустил команду и полез прочищать засоры». Несмотря на все беды, ему удалось сварить 8 тыс. л пива.
Каждый новый производитель крафтового пива должен пройти «инициацию» — презентовать свой продукт в одном из столичных баров. Это выгодно всем: бары закупают эту презентационную партию пива за половину рыночной цены, а пивовары получают доступ к аудитории потенциальных клиентов и пивных гурманов. В ходе презентации пиво оценивают в специальном приложении (чаще всего используют Untappd Drink Socially). Презентация «Аляски» проходила в баре Craft Republic на Тверской и, по словам Катукова, оказалась провальной: средняя оценка составила 3,2 пункта из 5.
Павел Кокков
совладелец ресторанной группы Бурова и Коккова («Пивная карта», Smoke BBQ и др.)
— Рынок крафтового пива растет, однако темпы ниже, чем два года назад. Тогда был бум крафтового пива, было заявлено об открытии минимум десятка проектов федерального масштаба и еще нескольких десятков региональных пивоварен. С тех пор лидеры рынка не изменились, а новых ярких, больших и стабильных по качеству и сервису игроков не появилось. Заметными игроками можно назвать Jaws (Заречный), AF Brew (Санкт-Петербург), Новорижскую пивоварню (Московская область), Gletcher (Клин), Saldens (Тула), Stamm beer (Москва), Zagovor (Москва).
В некоторой степени мода на крафтовое пиво уже успела дойти до регионов, но существующий спрос пока с лихвой покрывают небольшие локальные игроки с объемом производства до 100 т в год, а также петербургские и московские пивоварни с широкой дистрибуцией. Пик интереса к крафтовому пиву в регионах еще не достигнут, а в силу снижения покупательской способности и низкой пивной культуры в целом спрос растет очень сдержанно.
«Там собрались в основном пивные гики, которых надо было удивить чем-то эдаким. А у меня в первой варке были «питкие» сорта без изюминки, которые заходят на рынок лучше всего. Но гиков не волнует, как ты будешь продавать, им нужна экзотика. Это нормально: первые, так называемые «притирочные» варки чаще всего не берут, т.к. никогда не удается реализовать задуманное на новом оборудовании». В конечном счете ставка на классику оправдалась: пиво согласились взять несколько десятков баров.
Помогли и связи на пивном рынке, признает Катуков: он прошелся по базе контактов, сохранившихся со времен дистрибуции, и заключил договоры с несколькими барами и магазинами. Однако к моменту, когда пиво настоялось и было готово к реализации, бары уже закупились в преддверии Нового года и не хотели брать новинки. Первые два месяца после запуска «Аляска» работала в минус (по данным СПАРК.Интерфакс, за 2016 год убыток ООО «Катуков и сын» составил 1,2 млн рублей) — спасала подушка безопасности, предусмотренная бизнес-планом.
Чтобы нарастить объемы производства, Катуков не дожидался заказов от баров (как это делают многие пивоварни), а варил пиво вперед, разливал в тару, а пока оно зрело, начинал варить следующую партию. Благодаря этому в феврале 2017 года удалось выйти в плюс, а через полгода после запуска «Аляска» стала приносить по 150-200 тыс. рублей прибыли в месяц. Тогда же у компании появились первые партнеры-дистрибьюторы в Москве, Петербурге, Иркутске, Ярославле и др. «Сразу выйти на них было проблематично — конкуренция на рынке крафтового пива очень высокая, и в свой портфель они добавляют только самые интересные предложения», — поясняет Катуков. Сейчас он работает с десятком дистрибьюторов, которые обеспечивают ему около 40% объема продаж. Чтобы продавать пиво в регионах, Юрий часто сам ездит по городам. «Раньше это работало так: я предлагаю устроить презентацию нового сорта где-нибудь в Саратове, владельцы и посетители бара пробуют пиво, им нравится, и я становлюсь к ним на кран на постоянку, — поясняет предприниматель. — Сейчас все чаще работает бренд и сарафанное радио: многим звонишь — а они уже пробовали или слышали».
Пенная экономика
Сырьевая себестоимость 1 л «Аляски» составляет в среднем 50-60 рублей. Еще 80 рублей в расчете на 1 л уходит на аренду, зарплату сотрудников, упаковку, логистику и пр. Акциз составляет 21 рубль за 1 л; остальное — налоги и прибыль компании. Таким образом, «Аляску» отгружают по 200-210 рублей за 1 л дистрибьюторам, пивным магазинам и барам, а они уже делают свою наценку — от 50% (магазин в спальном районе) до 400% (модный бар в центре Москвы).
Катуков придумал собственную систему расчёта розничной стоимости пива. «Обычно каждая следующая ступенька — дистрибьютор, магазин или бар — накидывает цену в процентах. Получается, я произвожу литр пива за 50 рублей, накидываю свои 100%, получается 100 рублей. Дистрибьютор накручивает ещё 100%, магазин — ещё 200%. Такая цепочка умножений приводит к тому, что цена на полке получается довольно высокой и какой-нибудь имперский стаут премиум-класса кажется недоступной роскошью. Это нечестно», — рассуждает Юрий. Он предложил всем своим партнерам зафиксировать наценку на 1 л в рублях вне зависимости от сорта пива: «Так можно легко просчитать доход исходя из плана по проданным литрам и для покупателей мое пиво останется доступным».
Ставка на классику сыграла бизнесу на руку не только в вопросе сортов. Поначалу Катуков сам придумывал эскизы этикеток и платил сторонним дизайнерам за их отрисовку (по 10 тыс. рублей за каждую), но клиентам не всегда нравился результат: «Непонятно, не соответствует пивному духу. К тому же новые сорта появляются постоянно, не успевали отрисовывать этикетки для них. И я решил — а чего велосипед изобретать? Всё уже придумано до нас». Теперь на этикетках «Аляски» красуются произведения классиков — «Над городом» Шагала, «Крик» Мунка, «Купание красного коня» Петрова-Водкина и другие.
После первых успехов предприниматель решил расширяться. Он арендовал еще 50 кв.м. в соседнем цеху, сделал там второй этаж, чтобы снизить расходы на аренду (теперь платит 130 тыс. рублей в месяц) и докупил оборудования на 3 млн рублей. В компании работает уже 10 человек — менеджеры по продажам, подсобные рабочие, экспедиторы. Сейчас «Аляска» выпускает в месяц до 18 т пива и приносит 2 млн рублей выручки и около 350 тыс. рублей прибыли. Часть этих денег он отдаёт отцу в счет займа (сейчас это 70 тыс. рублей, но сумма растет пропорционально прибыли): «Мы называем это процентами, но по сути это просто деньги на содержание родителей».
В планах Юрия Катукова еще один этап расширения — он надстраивает над пивоварней второй этаж, чтобы варить до 20 т пива в месяц, и запустил собственное приложение для дистрибьюторов, помогающее отслеживать и быстро заказывать актуальные остатки на пивоварне. И мечтает построить еще одну пивоварню — на этот раз уже на своей земле: «Хочется домик на берегу речки и пивоварню рядом — семейный бизнес, который можно будет оставить детям».