Взлететь • 23 января 2022
Текст: Джейхун Мамедов
Фото: «Централ Партнершип»
Благодарить за нового «Чебурашку» нужно в первую очередь киностудию Yellow, Black & White, которая выступила автором идеи и продюсером фильма. Студией владеют выходцы из КВН — Эдуард Илоян, Денис Жалинский, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк. Все четверо познакомились в 2000-х во время участия в чемпионате Вышей лиги КВН.
После завершения карьеры кавээнщиков Илоян с Жалинским и капитаном «Сборной РУДН» Сангаджи Тарбаевым начали снимать стендап-шоу для казахских телеканалов: именно для этого была зарегистрирована компания Yellow, Black & White. А Илоян, Шляппо и Троцюк пошли работать в «СТС Медиа», для которого позже YBW будет производить шоу «Даешь молодежь!», «Одна за всех» и др.
В начале 2010-х Илоян, Шляппо и Троцюк решили заняться производством фильмов и сериалов, чтобы «зарабатывать больше», ушли из СТС и присоединились к YBW. Но сотрудничать с телеканалом студия не перестала: следующие несколько лет YBW на потоке делала контент для «СТС Медиа». Самым успешным проектом стал сериал «Кухня», который с первого же сезона приносил СТС высокие рейтинги, а совокупная выручка сериала, по оценке РБК, составила около 2,8 млрд руб.
Со временем YBW занялась и кинопроизводством. Первый успех случился в 2017 году: сказка «Последний богатырь», снятая совместно с российским офисом Disney, собрала более 1,7 млрд руб., окупив свой бюджет за 11 дней.
К 2020 году кино приносило YBW уже более половины выручки (остальное — доход от собственного онлайн-кинотеатра Start, 50% которого сейчас принадлежит «Мегафону», и управления телеканалом «Супер» (сейчас «Суббота!»), принадлежащим «Газпром Медиа»). В канун нового 2021 года в прокат вышел второй хит студии — приключенческая комедия о перевоспитании мажора «Холоп». Картина собрала в прокате невероятные тогда 3 млрд руб.
Два года «Холоп» сохранял за собой статус самой кассовой российской картины за всю историю кинопроизводства. В конце 2022 года ему на смену пришел «Чебурашка», который стал лидером по сборам не только среди отечественных, но и вообще среди всех фильмов, когда-либо выходивших в прокат в России, обойдя даже легендарную первую часть «Аватара». Спродюсировала «Чебурашку» тоже Yellow, Black & White. «Мы сделали ставку на доброе, семейное кино, и видим, что это именно то, что нужно сейчас людям», — объясняет в комментарии для Inc. генеральный продюсер YBW Эдуард Илоян.
Но только ли в этом секрет оглушительного успеха фильма о странном ушастом зверьке?
Бюджет «Чебурашки» составил 850 млн руб., из них 361 млн руб. выделил Фонд кино на безвозвратной основе. Работа над сценарием шла 1,5 года, рассказали Inc. в YBW. Съемки проходили в Москве и Подмосковье, а также Пятигорске, Кисловодске и Сочи. Режиссером выступил Дмитрий Дьяченко, снявший все три части франшизы «Последний богатырь».
В главных ролях — Сергей Гармаш (Гена), Елена Яковлева (Римма, аналогична Шапокляк) и Федор Добронравов (смотритель зоопарка Валера), которые, по словам президента сети кинотеатров «КАРО» Ольги Зиняковой, привлекли не только семьи с детьми, но и зрителей постарше.
Сам Чебурашка создан с помощью компьютерной графики. В ноябре 2022 года из-за сложностей с ней YBW запрашивал 150 млн руб. на доработку фильма, но Фонд кино выделил только 50 млн руб. «Зверек, несмотря на потраченные на компьютерную графику полтора года работы, нарисован довольно неряшливо. Его размер все время меняется (это не прием, а техническая ошибка), двигается он ненатурально, а в сценах взаимодействия с живыми актерами очень заметно, что они хватаются за пустоту и разговаривают с ней же», — считает кинокритик Юлия Шагельман. Редактор «Кинопоиска» и кинокритик Тимур Алиев в разговоре с Inc. называет графику «терпимой».
Так или иначе, за первый уикенд широкого проката (1 и 2 января) фильм собрал 1,4 млрд руб. (здесь и далее данные ЕАИС), за второй — 1,5 млрд руб. По состоянию на утро 23 января 2023 года общие сборы фильма составляют более 5,1 млрд руб. Фильм посмотрели больше 12 млн человек.
«Чебурашка» в цифрах:
850 млн
руб. — бюджет фильма.
361 млн
руб. — безвозвратная поддержка Фонда кино.
10
месяцев — продолжительность съемок.
>5,1 млрд
руб. — кассовые сборы в России*.
≈2 тыс.
кинотеатров показывают фильм*.
>12 млн
человек посмотрели фильм*.
Источник: ЕАИС, YBW.
*по состоянию на 23 января 2023 года.
Лицензию на использование образа Чебурашки предоставила киностудия «Союзмультфильм» за процент от будущих сборов, YBW со своей стороны согласовывал с ней рабочие материалы картины, рассказала Inc. генеральный продюсер студии «Союзмультфильм» Юлия Осетинская. У творческой группы получилось «сохранить ДНК классики», считает Осетинская.
По ее словам, успех комедии связан с тем, что Чебурашка — персонаж, узнаваемым сразу несколькими поколениями, «а у российского зрителя есть запрос на знакомых аутентичных героев». С этим согласна президент «КАРО» Ольга Зинякова: «Чебурашка — действительно любимый персонаж нескольких поколений».
Рассуждая о причинах успеха фильма, руководитель исследований Института кино НИУ ВШЭ Олег Иванов замечал, что заложенные в советском мультфильме общечеловеческие ценности — доброта, сочувствие и дружба — были перенесены в сценарий игровой адаптации, в результате чего фильм нашел отклик и у современного зрителя.
Есть у «Чебурашки» и более прозаичные причины нравиться зрителям, продолжает Ольга Зинякова из «КАРО». По ее словам, «на ошеломительный успех повлияли образцовый маркетинг и сарафанное радио»: фильм активно продвигали федеральные каналы и партнеры проекта «Россия 1», и СТС. По оценкам источников «Ведомостей», на продвижение «Чебурашки» ушло около 100 млн руб.
Дистрибьютором фильма выступила старейшая в России компания «Централ Партнершип» (ЦПШ) — до «спецоперации» она владела эксклюзивными правами на дистрибуцию фильмов Paramount Pictures на территории России, а два года назад выпускала в кинотеатрах «Холопа».
Именно широкими возможностями прокатчика объясняет феномен «Чебурашки» собеседник Inc. из числа игроков кинорынка:
«Рычагов влияния у ЦПШ достаточно, поскольку это крупнейший игрок на российском рынке. Уже не первый раз у них получается расчищать прокат для своих картин от конкурентов. Но стоит отдать компании должное: она берет в работу только те фильмы, которые смогут собрать миллиардную кассу».
На запрос Inc. в «Централ Партнершип» не ответили.
Суть «влияния», по словам собеседника Inc., заключается в следующем: прокатчик договаривается с киносетями, чтобы дата премьеры оказалась «хлебной» (в данном случае — лучшее время в году, новогодние праздники), в день премьеры фильма не выходили другие картины, а федеральный телеканал-партнер активно рекламирует его за долю в проекте. «Обычно такая схема приносит кассовый успех, но часто продюсер за это отдает большой процент партнерам», — добавляет эксперт.
У «Чебурашки» не было конкуренции по естественным причинам, отмечает Ольга Зинякова из «КАРО»: потенциал фильма не стеснял голливудский контент, который в этом году ушел из России. Создатели, впрочем, этот фактор важным не считают: один из генеральных продюсеров YBW Алексей Троцюк уверял издание «Бюллетень кинопрокатчика», что конкуренция не помешала бы «Чебурашке» выйти на те же показатели. «Будь голливудское кино, наша роспись была бы скромнее, но мы все равно вышли бы на имеющиеся сейчас цифры, просто медленнее», — считает Троцюк.
Впрочем, один сильный конкурент благодаря параллельному киноимпорту у «Чебурашки» всё же есть. Сейчас параллельно с отечественным хитом некоторые кинотеатры показывают вторую часть «Аватара» Джеймса Кемерона. «Многие из тех, кто хочет посмотреть сиквел „Аватара“, просто не могут попасть на этот показ: билеты раскуплены на несколько дней вперед, заполняемость этих залов 100%. Но в данном случае букеры не могут открывать новые залы из-за нелегальности показов», — говорит кинокритик и редактор «Кинопоиска» Тимур Алиев. По его словам, видя эту ситуацию, букеры кинотеатров, которые составляют расписание и распределяют сеансы, отдают больше залов «Чебурашке» и зрители идут туда, в том числе по остаточному принципу.
Вслед за успехом фильма выросли продаж книг с персонажем и чебурашек — мягких игрушек. «Мы видим высокую активность со стороны производителей товаров. Многие хотят приобрести лицензию на Чебурашку. К тому же мы ведем переговоры с торговыми сетям по кросс-промо и акциям. Компании, которые сомневались, подписывать ли договор в прошлом году, сейчас стремятся их заключить», — говорит генеральный продюсер «Союзмультфильма» Юлия Осетинская.
Так, спрос на первую книгу Эдуарда Успенского, открывающую цикл произведений о Чебурашке и крокодиле Гене, увеличился на 47% в период показа фильма. К слову, самого Успенского в титрах фильма не указали.
На вопрос Inc. о том, как будет распределена прибыль от проката, в YBW не ответили. Но, как правило, 50% от суммы сборов отходит кинотеатрам, 12–15% от оставшейся половины (т. е. 6–7,5% от всей суммы) — прокатчику, остальное достается создателям. По условиям лицензионного соглашения, «Союзмультфильм» получит процент от прибыли, точная цифра не раскрывается, говорит Осетинская.
Кейс «Чебурашки» дает надежду кинотеатрам на восстановление прибыли в 2023 году после длительного простоя, говорит президент «КАРО» Ольга Зинякова: «Предстоит большая работа по построению суверенного кинопроката, и мы мотивированы на результат. Главное — зритель готов идти в кино, если его ждет качественный контент, а доверие к российским релизам однозначно есть».
При участии Альбины Ахатовой.