Взлететь

Чего я не знал, начиная бизнес: Дмитрий Гуржий, основатель бренда Gourji

Чего я не знал, начиная бизнес: Дмитрий Гуржий, основатель бренда Gourji
Иллюстрация: Александр Черепанов

Предпринимателя Дмитрия Гуржия всегда привлекали красивые вещи: в начале 1990-х он продавал в России японские ручки и канцелярские товары премиального класса, потом основал рекламно-сувенирное агентство «Арт-офис». А в 2007 году предприниматель запустил собственный люксовый бренд ювелирных изделий и аксессуаров Gourji. Сегодня в линейке бренда есть брошь с орденом Святого Андрея, шаль с принтом «Змей Горыныч» и портфель со Спасской башней. А в 2018 году Гуржий стал одним из сооснователей британского проекта по продаже матрасов собственного производства онлайн Blue Sleep. Дмитрий Гуржий рассказал Inc., почему не нужно слушать аудиторию, как относиться к безумным идеям сотрудников, чем плох перфекционизм и какие еще открытия он сделал для себя, создавая бизнес.

№1

Не нужно слушать только рынок и аудиторию


Когда я начинал в 90-ые, предприниматели не искали смысл в своем деле. Для большинства это была просто нажива на купле-продаже. Когда я открывал бизнес в 2006 году, рынок поменялся. Пришлось задуматься о смысле, и я решил искать его в российской и советской культуре. Ориентировался в основном на себя. Меня всегда привлекала наша история, от скифов и эстетики Серебряного века до романтики оттепели или героики советских предвоенных лет… Я перенес эту эстетику на аксессуары, создавая из отреза ткани новую ценность, произведение искусства. Ни на кого не оглядывался. Моя идея оказалась созвучна аудитории. Я понял: если слушать только рынок и аудиторию, то будешь вечно догоняющим. В моде важно действовать на опережение.

№2

Никогда не говори сотруднику прямо, что его идея плоха


Не ругай идею подчиненного, даже если она очевидно никакая. Будь корректен. Иначе в следующий раз все будут просто отмалчиваться. Задавай наводящие вопросы — важно, чтобы человек сам понял недостатки своей идеи. Неделю назад наша бренд-менеджер предложила для молодежных спортивных толстовок сделать отдельные логотип и упаковку. Моя первая реакция была: «Нельзя дробить бренд!». Но я вовремя успокоился и возмутился лишь мысленно. А сама постановка вопроса заставила нас вернуться к анализу логотипа и его позиционирования для нового поколения потребителей.

№3

При вере в свое дело сложно не ослепнуть


Когда очень веришь в свою идею, сложно оставаться реалистом. У меня есть логотип бренда, он закругленный такой — наподобие подписи. Рисовал сам от руки, а дизайнер оформил в виде логотипа. Его сила в том, что он запоминается, но есть и слабость — трудно читается. А многие современные модные компании вообще переходят на простые и легко читаемые квадратные буквы. Но мне очень хотелось именно наш логотип, хоть многие мне и говорили про «трудности перевода». Сейчас думаем о вариантах упрощения и глобализации…

№4

Нужно отталкиваться от наихудшего сценария


Если ориентироваться на удачу, то будет облом. Из нескольких вариантов нужно выбирать наихудший. Мы работаем с 2006 года, большинство коллекций производили в Италии, а через несколько лет задумались о поиске поставщиков в России, чтобы сократить издержки. С реализацией этой непростой идеи затянули — не хотели делать ставку на риск. А в декабре 2014 года рубль рухнул, и мы потеряли не один миллион рублей. Устоять было очень тяжело. Поставщиков нашли спустя 2 года, сейчас они обеспечивают 65% производства, остальные все еще в Италии, но каждый год их количество сокращается.

№5

Перфекционизм убивает время


Можно совершенствовать изделие до посинения, но рынок диктует свои условия и не будет бесконечно ждать твой продукт. Тут делать нечего, кроме как искать компромисс. Главное, чтоб результат компромисса превзошел ожидания рынка — и твои. Мы бы хотели сделать наши деревянные клатчи легче, но в России не найти такие технологии. Запустили с учетом возможных улучшений и получили хит продаж.

№6

Правило 20/80 — это больно (но кто не рискует…)


Главная проблема и сложность в модной индустрии — 20% товара дают 80% выручки. А в люксе это огромный риск. Большая часть новых продуктов не так популярна, как хитовые позиции, на которых и зарабатывает бренд. Ты можешь потратить кучу денег на новую коллекцию, а она не выстрелит. И если украшения можно переплавить, то что делать с одеждой? Конечно, есть капсульные коллекции, фокус-группы, соцсети, на которых заранее нужно проверить. Но и к финансовым потерям нужно быть готовым. Это больно, но не рисковать нельзя.