Взлететь Партнерский материал

«Ни с кем не спорь и иди своим путем»: 10 бизнес-правил CEO «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова

«Ни с кем не спорь и иди своим путем»: 10 бизнес-правил CEO «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова
Иллюстрация: Евгений Тонконогий/Inc.

«1С-Битрикс» — яркий пример провинциальной (да простят нас калининградцы) компании, которая сумела стать международным игроком. У ее сервиса для управления бизнесом «Битрикс24» — 5 млн пользователей во всем мире: от Роснефти и Volkswagen до армии Нигерии и стамбульского метрополитена. Сооснователь и СЕО компании Сергей Рыжиков с самого начала сделал ставку на международную экспансию и фримиум-модель продвижения. И не прогадал: в прошлом году выручка «1С-Битрикс» составила 1,4 млрд рублей, а прибыль — 466,9 млн рублей. Сергей Рыжиков рассказал Inc., чем опасны бизнес-тренинги, почему конкурентов можно не замечать и чему его научило неудавшееся партнерство с «Майкрософт».


Сергей Рыжиков — победитель национального этапа конкурса EY «Предприниматель года 2018» в номинации «Цифровые технологии». EY проводит этот международный конкурс в России с 2003 года. В этом году в финал вышли 35 конкурсантов из 33 компаний, среди них сооснователь Doczilla Кирилл Буряков, гендиректор Skyeng Георгий Соловьев и другие. Церемония награждения победителей состоится 20 ноября.

1

Опыт вам не помощник


Чтобы начать свое дело, не нужно ничего знать и помнить. Достаточно просто хотеть и делать — остальное придет по дороге. Опыт (особенно отрицательный) чаще мешает людям — мы все боимся провала. Тяжело начать второй или третий бизнес после неудачи.

Часто предприниматели говорят: «Если б я знал, как будет тяжело, — не взялся бы». Вот именно: не надо ничего знать! Опыт — это фонарик, который висит у вас за спиной и освещает пройденный путь, а первична цель — направление, куда вы идете. Ситуации не повторяются один в один, и прямое использование опыта не помогает. Гораздо полезнее умение думать, учиться, анализировать и делать выводы.

2

Команда — это общие ценности


Есть два круга людей. Первый — партнеры: вы их выбираете надолго, и впереди много ситуаций, которые нельзя предположить и заранее прописать. Поэтому важно разделять общие ценности и принципы. Умение договариваться, слышать друг друга, уважать себя и партнера — на таком фундаменте можно строить партнерские отношения.

Второй круг — сотрудники. Здесь важно выяснить их мотивацию: зачем человек пришел в команду, что ему нужно и куда он движется. Тогда вы поймете, насколько человек вам подходит и какие функции лучше ему назначить.

У меня нет цели построить команду мечты. Просто на каком-то этапе развития ценности человека и компании совпадают и мы получаем максимальную отдачу от сотрудничества.

3

Упрощение ведет к потере смыслов


В бизнесе мы всегда стремимся к универсальным правилам. Но попытка описать замысловатые вещи простыми формулировками может привести к потере важных смыслов. Поэтому я не читаю бизнес-книги и не хожу на бизнес-тренинги.

В целом, идея упрощения мне нравится, только я бы назвал это «спрямлением» — когда мы без обиняков называем вещи своими именами.

4

Внутренние процессы важнее внешних


Здоровый организм прекрасно адаптируется к любым рыночным изменениям. Если внутри компании нормальные отношения, внешние процессы ей не страшны.

Внутренняя работа — это, в первую очередь, понимание клиента и развитие продукта. А конкуренцию нужно просто не замечать — не целиться в конкурентов и не уворачиваться от них, а занимать проактивную позицию и идти в своем направлении. Попытки избежать столкновений и соприкосновений с другими рыночными игроками будут только отклонять вас от изначальной цели.

5

С клиентом можно просто разговаривать


Этого многие не понимают. Например, если вы офлайн-магазин — можно встать прямо в торговом зале и спрашивать у посетителей, что они любят и ищут. Пригласите клиентов к себе в офис, съездите к ним в гости, наберите их по телефону. Если с людьми открыто говорить — они с удовольствием вам всё расскажут.

Как-то мы делали новый дизайн для «Битрикс24». Я загрузил картинки на планшет, подходил к людям и говорил: «Нужно 10 ваших минут, какая из этих картинок вам нравится больше?» И я нашел для себя все ответы.

6

Сложнее всего — научиться меняться


Сегодня основная задача генерального директора — сформировать в компании такую культуру, где идея «прибить» человека к месту надолго или навсегда будет выглядеть смешно. Потому что это невозможно: всё вокруг меняется.

Нельзя вступать в противоречие с развитием рынка и его динамикой. Нужно полюбить изменения и избавиться от своего человеческого желания всё законсервировать и сделать предсказуемым. Неизменными должны оставаться только ценности.

7

Ошибки будут всегда


Бизнес — череда успешных ошибок, из которых ты извлекаешь пользу. Это движение от неудачи к неудаче с нескончаемым оптимизмом и в компании хороших людей. Ошибки будут всегда — главное понимать, что это естественный процесс.

Есть история про наше неудавшееся партнерство с «Майкрософт». Мы с ними делали продукт на платформе.NET, но через 7 лет разработки (уже после выхода «Битрикс24») они запретили своим сотрудникам с нами дружить и отказались нас поддерживать. Мы списали в убыток $1 млн, зато раз и навсегда поняли, что большие компании не умеют в одном месте конкурировать, а в другом — дружить.

8

Сотрудникам нужно помогать


Главная задача компании — создание продукта, но в этом процессе важно учитывать и социальную сторону. Мы помогаем нашим сотрудникам и поддерживаем их в трудных жизненных ситуациях. Например, у нас в штате работает психоаналитик, и его задача — чтобы люди были более здоровыми и осознанными по отношению к своей жизни и работе (а не в том, чтобы люди в итоге больше вырабатывали).

9

Не стоит идеализировать Запад


Говорят, в России сложно делать бизнес. Но и на Западе с этим непросто: во многих развитых странах налоги больше, рынок консервативнее, а конкуренция — намного выше (начать бизнес без финансирования тяжело). Большинство наших предпринимателей ведут «черную» или «серую» жизнь, и за границей они уже просто сидели бы в тюрьме — там это серьезное преступление.

В западных странах 5-10% дохода считается хорошей прибылью. Не могу сказать за все отрасли, но для IT-компаний в России очень выгодные условия. Единственное, что омрачает картину, — таможенное законодательство и валютный контроль. Я бы очень хотел продавать программные продукты прямо из России, но сегодня банковская система не готова принимать мелкие транзакции из-за границы и сохранять их валютой на счетах. Поэтому большинство российских компаний делают западные прослойки и торгуют на мир через них.

10

Споры — последнее дело


Я не стремлюсь переубеждать людей. Если кто-то ошибается — пусть ошибается. Я уверен в себе, выбрал партнеров и иду своей дорогой. Желание с пеной у рта доказывать, что нужно делать только так, а не иначе, исходит от неуверенности. Если знаете, что ваш путь верный, — просто идите по нему.