Взлететь

Илон Маск: как выигрывать, даже если ты не выполняешь обещаний

Илон Маск: как выигрывать, даже если ты не выполняешь обещаний
Фото: Bloomberg / Contributor

Почти каждый раз, когда кажется, будто Tesla достигла своего пика, компания каким-то образом превосходит себя. В прошлом году это была черепица с солнечными панелями и приобретение SolarCity. В этом году компания Илона Маска еще сильнее удивила инвесторов: превзошла Ford (и даже немного GM) и заявила об амбициях энергетической компании. Но Илон Маск зачастую не выполняет обещаний, а инвесторы продолжают ему верить, потому что он умеет ставить красивые цели.


В апреле 2017 года компания превзошла по рыночной стоимости Ford (а на какое-то мгновение даже GM), когда ее акции поднялись выше $313,00. К июню их курс достиг $386,99 за акцию — на 75% выше, чем в конце 2016 года. Это означает, что рыночная капитализация Tesla превысила $60 млрд, — хотя в 2016 году компания произвела всего 76 тыс. автомобилей, или примерно в 10 раз меньше, чем любой из ее конкурентов.


5 уроков, которые Илон Маск получил от отца


Урок 1

Новые впечатления расширяют сознание молодых людей.

Урок 2

Интроверты тоже становятся успешными лидерами.

Урок 3

Поощряйте детей с самого раннего возраста заниматься тем, что им интересно.

Урок 4

Независимо от уровня вашего благосостояния, прививайте детям чувство ответственности.

Урок 5

Рискуйте, инвестируя в проекты своих детей.


Но привлекательность Tesla для поклонников Маска и акционеров компании всегда заключалась не в том, что она делает, а в том, что она обещает. 2017 год стал первым в истории компании, когда она действительно начала выполнять эти обещания. Model 3, так называемый «первый массовый электромобиль» стоимостью $35 тыс., сошел с конвейера в конце июля. Производство самой доступной модели Tesla все еще отстает от графика, но компания непрерывно наращивает мощности и планирует доставить все 400 тыс. предварительных заказов к середине следующего года.

К тому времени Tesla также намерена представить все четыре стиля своих «солнечных крыш». Когда компания приобрела SolarCity в конце прошлого года, а затем сменила название с Tesla Motors на Tesla, стало ясно, что детище Маска становится полноценной энергетической компанией, — в конце концов, «мастер-план» ее основателя, впервые изложенный в 2006 году, предполагал именно такое развитие событий. «Основная цель Tesla Motors (и причина, по которой я финансирую компанию), — писал он 11 лет назад, — помочь ускорить переход от экономики углеводородов к солнечной энергетике, которая, как я полагаю, станет основным, хотя и не единственным, экологичным решением в этой области».

Теперь кажется, что к тому все и идет: Tesla действительно пытается снизить зависимость мира от ископаемого топлива и сосредоточиться на возобновляемых источниках энергии. Если «солнечная» крыша будет выглядеть и стоить как обычная, но при этом сможет собирать солнечную энергию и использовать ее для питания дома, с чего бы покупать обычную крышу? Если автомобиль будет стоить как любой седан чуть выше среднего уровня, но при этом преодолевать почти 350 км на одном заряде от батареи, с чего бы ему не стать одним из самых востребованных на рынке? Именно эта философия движет Маском и его идеями — и дает акционерам компании повод для радостного волнения.

Но стремительное развитие Tesla не обходится без последствий. В майском репортаже Guardian подробно описаны жесткие условия работы на заводе компании во Фримонте, штат Калифорния. За последние несколько лет сотрудники завода сотни раз обращались за экстренной помощью из-за травм, обмороков и головокружений.

Но и выжимая из сотрудников все силы, Tesla пока не может достичь своих целей. Вопреки заявлениям Маска в Twitter, что в сентябре компания выпустит 1,5 тыс. Model 3, за весь III квартал компания произвела всего 260 автомобилей.

«Илон ни разу не угадал с прогнозом, — признал в октябрьском интервью Bloomberg Росс Гербер, генеральный директор Gerber Kawasaki Wealth & Investment Management, одного из акционеров Tesla. — Мы с самого начала предполагаем, что он не оправдает ожиданий».

Однако неспособность Маска добиваться  краткосрочных целей к этому моменту в значительной степени отошла на второй план — все затмила его способность к прорывным инновациям. «Этот парень выяснил, как посадить ракету на корабль, — говорит Гербер. — Как бы там ни было, он найдет способ со всем разобраться».

Так что Маск и компания заслужили некоторую свободу действий, даже если Tesla отстает от собственных планов. В конце концов, сорванные сроки — небольшая цена за то, чтобы добиться повсеместного применения возобновляемых источников энергии — и огромных прибылей, которые могут за этим последовать.