Взлететь

История Twitter: заставить весь мир «щебетать», упасть и снова подняться (благодаря Трампу)

21 марта Twitter отмечает «чертову дюжину» (и в этот же день стало известно, что основатель сервиса Джек Дорси нанимает криптовалютчиков для нового проекта). За минувшие 13 лет калифорнийский стартап из банального расширения SMS-функционала (именно такой была первоначальная задумка) превратился во всемирную социальную сеть, которой не гнушаются пользоваться министры и президенты. Побочными эффектами мегапопулярности сервиса стали несколько вполне буквальных революций – с погромами, жертвами и сменой власти. При этом Twitter всегда оставался в тени монстров вроде Facebook и лишь недавно начал приносить прибыль. Inc. вспоминает ключевые моменты этой истории.


Щебет с ограничениями

Первый в мире твит был отправлен 21 марта 2006 года из Сан-Франциско. Его автор (он же создатель сервиса) Джек Дорси опубликовал фразу «just setting up my twttr». Именно так, без гласных, – в названии проекта они изначально отсутствовали. На тот момент стартап находился на стадии прототипа, а до его публичной презентации оставались считанные месяцы.

Но эта история началась гораздо раньше – в 2004 году, когда бывший сотрудник Google Эван Уильямс и его знакомый Ноа Гласс учредили подкастинговую платформу Odeo. Они привлекли инвесторов и набрали команду из 12 человек, в числе которых были друг Эвана по Google Кристофер «Биз» Стоун и веб-дизайнер Джек Дорси.

В феврале 2005 года платформа запустилась, но не получила взрывного успеха. А после того как Apple объявила о внедрении подкастов в свой iTunes, от идеи и вовсе пришлось отказаться.

Уильямс, занимавший в Odeo позицию генерального директора, решил, что стартапу необходимо срочно сменить курс. Команда разбилась на группы – им было поручено придумывать новые продукты. Это стало звездным часом Джека Дорси: еще на рубеже девяностых и нулевых он мечтал создать сервис обмена короткими сообщениями с текущим статусом пользователей и даже придумал название для своего проекта – Stat.us. Его идея вдохновила команду, и уже к марту 2006 года был разработан прототип.

Первая версия сервиса лишь отдаленно напоминала тот Twitter, каким мы его знаем сегодня. Пользователь точно так же мог транслировать свои сообщения друзьям, но для этого их нужно было отправлять на короткий номер 40404. Именно отсюда берет свои корни знаменитое ограничение Twitter на количество символов в твите: в одном SMS их помещалось только 160, но 20 пришлось зарезервировать для юзернейма отправителя.

Еще во время разработки прототипа Ноа Гласс придумал сервису новое название – Twttr. Английское слово, означающее щебет (Twitter), видоизменили ради созвучия с названием популярного фотохостинга Flickr, но главное – домен twitter.com был уже кем-то занят.

Фото: Unsplash

Рост после толчков

Релиз Twttr состоялся 15 июля 2006 года. Набрать популярность на старте помогли публикации в популярных СМИ Кремниевой долины GigaOm и TechCrunch и …легкое землетрясение, тряхнувшее Сан-Франциско 3 августа. Первые пользователи активно делились друг с другом новостями о подземных толчках и таким образом привлекали в сервис все больше друзей. Уже к осени аудитория разрослась до нескольких тысяч человек. К этому времени разработчики добавили возможность пользоваться сервисом через веб-интерфейс.

В сентябре 2006 года Odeo выкупила домен twitter.com и название сервиса приобрело нынешнюю форму. В том же месяце глава компании Эван Уильямс обратился к инвесторам с предложением выкупить их доли. Он мотивировал это желанием уберечь вкладчиков от потерь – поскольку платформа, в которую были сделаны вложения, провалилась. В своем письме акционерам Уильямс обмолвился о новом проекте компании лишь вскользь: «Спустя почти 2 месяца после запуска у Twitter менее 5 тыс. зарегистрированных пользователей. Я продолжу его развивать, но трудно сказать, оправдает ли он венчурные инвестиции, полученные Odeo. Тем более, что эти средства предназначались для продукта, рассчитанного на другой рынок».


Кого из бизнесменов стоит почитать в Twitter (по версии Inc.)


Джек Дорси, сооснователь Twitter

Эван Уильямс, сооснователь Twitter

Биз Стоун, сооснователь Twitter

Билл Гейтс, основатель Microsoft

Мелинда Гейтс, жена Билла, бывший менеджер продаж в Microsoft, соучредитель и сопредседатель совместного благотворительного фонда с супругом

Илон Маск, основатель и глава Tesla и SpaceX

Джефф Безос, основатель и глава Amazon

Ричард Брэнсон, основатель и председатель Virgin Group

Эрик Шмидт, бывший председатель правления Google и Alphabet, обладатель $13,6 млрд (101 место в рейтинге Forbes)

Лорен Пауэлл, вдова Стива Джобса, основательница и глава благотворительно-инвестиционной организации Emerson Collective

Дастин Московиц, сооснователь Facebook, обладатель $10,9 млрд (122 место в рейтинге Forbes)

Натан Блечаркзик, сооснователь Airbnb

Пьер Омидьяр, основатель e-Bay

Рид Хастингс, основатель и глава Netflix

Стив Балмер, правая рука Билла Гейтса, бывший глава Microsoft

Гаррет Кэмп, сооснователь Uber

Стив Возняк, соучредитель Apple

Тим Кук, глава Apple

Тайлер Уинклвосс, первый криптовалютный миллиардер (его брат Кэмерон)

Рэнди Цукерберг, старшая сестра Марка Цукерберга, бывший директор по развитию рынка в Facebook.

Марк Састер, венчурный предприниматель, управляющий партнер в Upfront Ventures и популярный блоггер в мире венчурного капитала и стартапов.

Стив Бланк, серийный предприниматель, ветеран и «крестный отец» Кремниевой долины, создавший 8 успешных стартапов, профессор ведущих американских экономических вузов

Катерина Фейк, сооснователь Flickr и Hunch, одна из директоров организации Creative Commons, развивающей публичные лицензии

Лоик Ле Мёр, серийный предприниматель и основатель ведущей европейской технологической конференции LeWeb

Джош Копелман, один из ведущих венчурных предпринимателей, основатель First Round Capital

Крэйг Ньюмарк, интернет-предприниматель и меценат, основатель популярного портала Craigslist

Крис Сакка, предприниматель и венчурный инвестор, партнер Lowercase Capital

Крис Диксон, интернет-предприниматель и инвестор, генеральный партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz.


Фонд Charles River Ventures и другие инвесторы компании охотно уступили свои доли Уильямсу. Сколько именно он тогда заплатил, история умалчивает (известно, что некоторые акционеры получили по $5 млн). И лишь спустя несколько лет, когда стала очевидна упущенная выгода в миллиарды долларов, некоторые заподозрили, что глава Odeo руководствовался не благими намерениями спасти средства инвесторов, а холодным расчетом.

После обретения полного контроля над компанией Уильямс преобразовал ее в Obvious Corporation и уволил Гласса. Тот был одним из ключевых создателей сервиса и сердцем всей команды, но его амбиции пошли вразрез с планами новоиспеченного собственника. Гласс предложил выделить Twitter в отдельный бизнес под своим началом, и это перевесило весь его вклад в проект.

В марте 2007 года популярность сервиса взметнулась благодаря участию в крупном фестивале стартапов и технологий SXSW Interactive. Сотрудники Twitter разместили в залах мероприятия 60-дюймовые плазменные панели, на которые в реальном времени транслировали сообщения пользователей. Это настолько понравилось посетителям фестиваля, что дневное число твитов подскочило втрое – до 60 тыс. О стартапе написали крупные СМИ и множество блогеров, но еще больше публикаций Twitter получил после победы в Web Award. Выступая на церемонии награждения, Джек Дорси сказал: «Мы бы хотели поблагодарить вас в 140 символах или менее. И только что сделали это!»

18 апреля 2007 года Twitter был выделен в отдельную компанию – Уильямс стал в ней председателем правления, а Дорси получил место генерального директора. Спустя 2 месяца стартап закрыл первый раунд финансирования, получив до $5 млн (точная сумма не разглашалась) от Union Square Ventures при оценке в $20 млн.

Создатели активно наращивали функционал сервиса: к середине 2007 года в Twitter появились фолловеры, поиск по профилям, ответы, упоминания и прочие возможности. Все это превратило сервис групповых SMS-рассылок в полноценную платформу для микроблогинга. Кстати, одна из ключевых фич Twitter возникла практически стихийно. В августе пользователь @chrismessina запостил твит с предложением ввести хэштег для категоризации твитов по тематическим группам. Как он впоследствии вспоминал, сотрудники Twitter ответили ему отказом, поскольку «такие штуки интересны только ботаникам». Однако другие юзеры подхватили эту идею и со временем хэштеги стали так популярны, что распространились по остальным соцсетям.

Летом 2008 года завершился 2 раунд финансирования, в ходе которого Spark Capital и Bezos Expeditions совместно вложили в стартап больше $20 млн (по слухам). Вскоре Уильямс сменил Дорси на посту CEO. Тот сперва занял место председателя совета директоров, а затем и вовсе ушел из компании. Все последующие годы Дорси концентрировался на запуске и развитии другого стартапа – электронной платежной системы Square.

В феврале 2009 года 3 раунд инвестиций принес компании еще $35 млн от Venture Partners и Benchmark Capital, а также неназванную сумму от ряда других фондов. Спустя 3 месяца был опубликован миллиардный твит, а к концу года аудитория Twitter выросла до 18 млн человек.

Фото: Drew Angerer/Getty Images

Сервис чиновников и революционеров

Еще в апреле 2009 года Twitter продемонстрировал международному сообществу реальный потенциал новых технологий. Сервис микроблогинга повлиял на политический процесс в целом государстве. На фоне нечестных парламентских выборов в Молдавии местные молодежные организации запустили на своих твиттер-каналах флешмоб – предложили всем недовольным фальсификацией голосов прийти на главную площадь Кишинева с зажженными свечами в руках. В результате в центре столицы собралось более 10 тыс. человек, требующих пересмотра результатов голосования. Митинг быстро перерос в массовые беспорядки, в ходе которых были разгромлены здание парламента и президентский дворец, а итогом этого инцидента стала смена власти в стране.

Следившие за событиями в Молдавии СМИ окрестили их Твиттер-революцией. Под это определение впоследствии подошли и другие массовые протесты – в Иране, Тунисе, Египте и Украине.

Параллельно происходило зарождение и развитие «твипломатии» (англ. twiplomacy) – аккаунты в сервисе стали заводить лидеры стран, министры, послы и прочие чиновники. Twitter быстро превратился в самую политизированную соцсеть и на сегодняшний день сохраняет этот статус. По состоянию на прошлый год, в нем был зарегистрирован 951 аккаунт глав государств и членов правительств 187 стран – суммарно у них свыше 485 млн фолловеров.



Кризис переоценки

В 2010 году Эван Уильямс ушел с поста CEO – ему захотелось уделять больше времени семье. Освободившееся место занял Дик Костоло, а еще спустя год в совет директоров компании вернулся Джек Дорси.

Сервис продолжал быстро расти: к 2012-му его ежемесячная аудитория достигла 200 млн пользователей. Но финансовая сторона дела выглядела не столь радужно. В сентябре 2013 года Twitter подал документы на IPO, в которых раскрыл свои показатели последних 3-х лет. Сервис был убыточным, хотя в целом картина выглядела обнадеживающе. Выручка компании (до 90% денег приносили реклама, продвижение твитов и аккаунтов) выросла в 15 раз – с $28 млн до $422 млн. Увеличились и убытки, но лишь вдвое – с $67 млн до $134.

7 ноября 2013 года Twitter провел первичное размещение, и оно стало вторым по объему в технологической отрасли (после размещения Facebook, состоявшегося годом ранее). Местом торгов выбрали Нью-Йоркскую фондовую биржу, а на продажу выставили 70 млн (13%) акций. Выступавший андеррайтером Goldman Sachs назначил стоимость размещения $26 за штуку, что дало оценку компании в $14 млрд.

С первой же минуты торгов цена скакнула до $45,10 за акцию, что на 73% превышало цену размещения. Пиковые значения переваливали за $50, а закрылся первый день на уровне $44,90, что дало Twitter капитализацию $24 млрд. Таким образом компания обошла Google, первичное размещение которой в 2004 году обеспечило капитализацию лишь в $23 млрд. Благодаря IPO с 2014 года Уильямс и Дорси вошли в списки миллиардеров Forbes. В чарте 2014 года издание поместило Эвана на 446-ю строку с состоянием $3,5 млрд, а Джека – на 796-ю, с $2,2 млрд.

В январе 2014 года акции Twitter торговались уже по $69, однако это стало их историческим максимумом. Следующие 1,5 года цена колебалась между $30 и $50. В начале 2015 года ежемесячная аудитория сервиса превысила 300 млн человек, после чего ее бурный рост прекратился, – на этом фоне в августе того же года цена акций просела до $25.

Ситуация с низкими темпами роста и падением стоимости компании привела к отставке Костоло – в октябре его сменил Джек Дорси. И тут же сделал неординарный шаг: подарил треть принадлежавших ему акций Twitter сотрудникам. Однако даже такая мотивация команды не улучшила ситуацию – в феврале 2016 года Twitter отчитался об убытках в $520 млн по итогам прошедшего года. Темпы роста аудитории при этом не восстановились. На фоне таких новостей цена акций компании упала до $15 за штуку. В последующие 2 года она лишь несколько раз выкарабкивалась выше $20, порой проседая до $14.

Фото: Unsplash

Белая полоса и смена приоритетов

С конца 2017 года акции сервиса начали постепенно расти, а в июле 2018 года установили 3-летний рекорд – подорожали до $46,65. При этом на весну 2018 года пришелся исторический максимум объема аудитории Twitter – 336 млн пользователей в месяц.

Корни позитивных сдвигов уходят в 2017 год, когда к власти в США пришел Дональд Трамп – он использует Twitter в качестве основной площадки для коммуникации, что сказалось на общей популярности сервиса во всем мире. Осенью 2017 года максимальную длину твитов увеличили вдвое – до 280 символов, и это укрепило позиции соцсети в качестве новостной платформы. В феврале 2018 года Twitter впервые за всю свою историю отчитался о квартальной прибыли: 4 квартал 2017 года был закрыт с плюсом в $91 млн.

Правда, к августу 2018 года акции вновь упали – и с тех пор колеблются в районе $30-$35 за штуку, а капитализация плавает близко к значению, достигнутому по итогам IPO ($23-25 млрд). Сократилась и ежемесячная аудитория Twitter – до 321 млн пользователей (для сравнения: у Facebook сейчас 2,2 млрд активных юзеров, у Instagram – 0,8 млрд, у WhatsApp – 0,7 млрд). Отчасти это проседание объясняется спецификой платформы – даже в период бурного роста ее популярности активно вели свои аккаунты лишь 40% вновь регистрировавшихся пользователей.

Впрочем, по итогам 2018 года компания вновь отчиталась о годовой прибыли в $1,2 млрд (против $108 млн убытков годом ранее), а сокращение аудитории объяснила массовой зачисткой в целях поддержания «здоровой атмосферы и безопасности». Под нож попали аккаунты, которые оскорбляли других пользователей и распространяли ложные факты, в том числе ради политических манипуляций.

Смирившись с исчерпанием гиперактивного роста, Twitter сейчас концентрируется на увеличении рекламных доходов. Для этого сервису приходится активно поддерживать качество текущей аудитории и улучшать пользовательский опыт – пусть даже ценой метрик, служивших мерилом успеха долгие годы. Годы назад на волне растущей популярности Дорси заявил, что «несмотря на все достигнутое, Twitter еще имеет огромный нераскрытый потенциал».