Взлететь

Он основал компанию в 19 лет, а в 26 стал миллиардером. Как мыслит сооснователь Stripe Джон Коллисон

Основатель платежного сервиса Stripe Джон Коллисон — один из самых молодых селф-мейд миллиардеров. Когда братья Коллисоны в 2014 году основали свою процессинговую компанию, Джону было всего 19. В этом году Stripe оценили в $22,5 млрд. К 2016 его 12% в компании стоили уже $1,1 млрд и он стал самым молодым селф-мейд миллиардером в рейтинге Forbes. Сейчас ему 28, его состояние оценивается в $2,1 млрд и в этом списке его опережает только 21-летняя Кайли Дженнер (наследница клана Кардашьян-Дженнер, так что в ее случае формула «сделавшие себя сами» — под вопросом). Inc. собрал высказывания Коллисона о деловых принципах, которые помогли ему стать миллиардером.


О том, где находить идеи, как искать возможности и откуда черпать решения

Изобретательность и инновационность — это умение правильно применять верные решения, принятые кем-то до нас. Люди уделяют мало внимания истории — в частности, истории Кремниевой долины и американского бизнеса — и часто думают, что они первые, кто столкнулся с той или иной проблемой.

Легко смириться с тем, что все хорошие возможности уже кем-то использованы. Я абсолютно уверен, что это не так. В мире множество проблем и масса вещей работают не так, как должны. Возможности надо искать именно в этом. К примеру, вряд ли хоть кто-то доволен своим мобильным оператором и все будут только рады, если появится провайдер получше.

Один из популярных мифов в предпринимательстве — что идеальный продукт явится вам во сне, а наутро вы проснетесь и приметесь его создавать. На самом деле обычно так не бывает, это длительный, итеративный процесс. Но у кодеров в нем есть преимущество — очень короткий цикл обратной связи. У акселератора Y Combinator есть девиз: «Все, что вам нужно, — это писать код и общаться с потребителями». Так вот, если вы умеете кодить, то на первых порах можно обойтись без потребителей, — в их роли можете выступать вы сами.


Stripe в цифрах


$785

млн — объем инвестиций, привлеченных за все время


$22,5

млрд — оценка компании.


1700

сотрудников заняты в компании.


14

региональных офисов.


120

стран, в которых действует сервис.

О росте

Люди часто упускают важный принцип масштабирования — бизнес-идея должна быть простой и действенной, чтобы вы могли создать востребованный продукт, за который сразу начнут платить. И в то же время нужно, чтобы эта идея включала потенциал роста.


Мы придумали Stripe, чтобы решить свою проблему, — разработчикам вроде нас было невероятно сложно принимать платежи. Поначалу мы и не подозревали, что проблема гораздо шире. Во-первых, оказалось, что она применима во всем мире. Во-вторых, она касалась не только начинающих компаний, но и гигантов вроде Salesforce, Walmart и Twitter.


Становитесь глобальными как можно быстрее. Мы, пожалуй, слишком долго тянули с масштабированием международных операций. Сеть офисов в Европе, Сингапуре и Австралии обеспечила значительную часть роста — стоило начать развивать ее куда раньше.


О том, как искать и организовывать правильных людей

В самом начале мы расширяли команду очень медленно. У нас ушел год на то, чтобы привлечь первых четверых сотрудников. Тяжело нанимать, когда ты очень маленькая компания. Вдобавок мы хотели быть уверены, что нашли людей, действительно небезразличных к тому, что делает Stripe.


Никто так сильно не влияет на компанию, как ее первые сотрудники. Если вы создаете команду для решения глобальной проблемы, которое может занять годы, не берите человека, который не подходит вам идеально. Вы, возможно, сэкономите время сейчас, но потом это помешает вам быстро масштабироваться.


Многие говорят о своей корпоративной культуре как о Силе из «Звездных войн» — будто это что-то мистическое, что витает вокруг. Наша культура — реальный инструмент. Мы продумали ее, подробно описали и разъясняем всем новым сотрудникам. Соблюдение корпоративной культуры учитывается при оценке эффективности, за это реально получить повышение.


Об инвесторах и привлечении капитала

Когда мы привлекли венчурный капитал, главным чувством было: «Слава богу, все закончилось, теперь можно снова работать». Привлечение инвестиций — длительный, выматывающий и отвлекающий процесс.

Самое полезное в инвесторах — их экспертиза в создании компаний. Начиная развивать бизнес, вы впервые столкнетесь с огромным множеством отнюдь не второстепенных проблем. Как вырастить эффективный отдел продаж, как создать производственное подразделение. Часть инвесторов Stripe оказались полезнее других, поскольку уже масштабировали компании в прошлом и помогли с этими процессами.


О том, что делать, когда добился успеха

Кажется, что технологическим компаниям, достигшим успеха, легко почивать на лаврах. На самом деле вы должны продолжать зарабатывать этот успех год за годом. Есть цитата одного известного велосипедиста, кажется, Грега Лемонда: «Легче не становится, ты просто едешь быстрее». Она очень хорошо описывает то, что происходит с большинством технологических компаний.

В материале использованы высказывания Джона Коллисона из интервью изданиям Inc. (первое, второе), Business Insider, Bloomberg, Wired, TechCentral, выступления на Recode и из его твиттера.