Сегодня свое 46-летие празднует Ларри Пейдж, выдающийся предприниматель, один из основателей Google — компании, во многом благодаря которой интернет приобрел то значение, которое имеет сегодня (в том числе для бизнеса). Inc. собрал высказывания Пейджа, отражающие его деловые принципы.
Успеха добиваться легче в мега-амбициозных задумках. Я знаю, это звучит совершенно безумно. Но если не найдется никого достаточно двинутого, чтобы делать то же, что и вы, у вас не будет конкурентов.
Оптимизм важен. Вы должны быть слегка безумны, ставя перед собой цели, которых собираетесь достичь. Вы должны попытаться сделать то, чего не сделает большинство людей.
Трудно полностью провалиться, если метишь достаточно высоко.
Инвесторы всегда переживали: «Ох, вы, ребята, собираетесь потратить слишком много денег на эти сумасшедшие штуки». Сегодня эти же штуки — YouTube, Chrome, Android — приводят тех же самых инвесторов в наибольший восторг. Если вещи, которые вы делаете, никто не называет сумасшедшими, вы что-то делаете не так.
Многие компании не преуспевают со временем. Что они делают не так? Они обычно упускают будущее. Я стараюсь сосредоточиться на следующих вопросах: какое будущее настанет на самом деле? Как нам его создать? Как сфокусировать на этом все наши силы?
В колледже я узнал словосочетание «здравое пренебрежение к невозможному». Это действительно хорошая фраза. Вы должны пытаться сделать то, чего не делает большинство людей. Создавайте новые решения, здраво пренебрегая невозможным.
Большинство лидеров крупных организаций не верят, что перемены возможны. Но если вы посмотрите на историю, то увидите, что все меняется. Если ваш бизнес статичен, у вас будут проблемы.
Большинство компаний со временем постепенно приходят в упадок. Обычно они делают примерно то же самое, что делали раньше, лишь с небольшими изменениями. Для людей естественно хотеть работать над вещами, которые, как они уже убедились, не ведут к провалу. Но постепенные улучшения со временем гарантированно приводят к устареванию. Особенно в технологической индустрии, где неизбежны стремительные перемены.
У нас есть мантра: «Не будь злом». Она означает, что мы делаем лучшее из того, что можем, — для наших пользователей, для клиентов, для всех.
Если бы мы были мотивированы деньгами, мы бы давно продали компанию и проводили остаток дней на пляже.
Мы хотим создавать прекрасные, интуитивно понятные сервисы и технологии, настолько невероятно полезные, что люди бы пользовались ими по 2 раза в день. Как зубной щеткой. Существует не так много вещей, которыми люди пользуются дважды в день.
Всегда давай больше, чем ожидают.
Наша цель — упорядочить мировую информацию, сделать ее общедоступной и пригодной для использования.
Для меня действительно важны конфиденциальность и безопасность. И мы рассматриваем их сразу с обеих точек зрения: нельзя получить конфиденциальность без безопасности.
Моя работа как лидера заключается в том, чтобы обеспечить всем в компании большие возможности, чтобы каждый сотрудник чувствовал, что занят значимыми вещами и делает вклад в благо всего общества. Мы делаем этот мир лучше.
Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя частью компании и чтобы она для них была как семья. Относясь к людям так, вы получаете лучшую производительность.
Мы всегда старались сконцентрироваться на долгосрочной перспективе и делать ставки на технологии, которые, по нашему мнению, оказали бы значительное влияние со временем. Сегодня в это сложно поверить, но когда мы запустили Google, большинство людей думали, что поиск — это решенная проблема и на нем не сделать денег, кроме как с помощью баннерной рекламы. Мы же чувствовали обратное: качество поиска было очень плохим, а крутой пользовательский опыт явно приносил бы прибыль.
Я дискутировал со Стивом Джобсом, и он всегда говорил: «Ребята, вы делаете слишком много разных вещей». Сам он сильно преуспел, по-настоящему хорошо делая всего одну или две вещи. Но мы хотим сильнее повлиять на мир и потому делаем больше вещей.
Многие компании считают полезным для себя чувствовать, будто у них есть очевидные конкуренты, и строят все вокруг этого. Я лично верю, что лучше брать выше. Не стоит оглядываться на конкурентов. Нужно смотреть на то, что вообще возможно, и как это сделает мир лучше.
У нас меньше менеджеров, чем положено компаниям такого размера, но мы предпочитаем, чтобы их было слишком мало, а не слишком много.
Я бы предпочел позволить людям думать, что мы зашли в тупик, чем сообщить нашим конкурентам, что мы собираемся делать.
Каждая история, которую я читаю о Google, касается нашего противостояния с другими компаниями. Это скучно. Мы должны создавать великие вещи, которых не существует. Негативность, противопоставление себя кому-либо — это не то, как мы добиваемся прогресса.
Большая часть моей работы заключается в том, чтобы люди были сосредоточены на вещах, которые не постепенны. Возьмем Gmail. Запуская его, мы были поисковой компанией. Мы совершили настоящий скачок, создав почтовый продукт, давший пользователям в 100 раз больше памяти, чем они могли получить где-либо еще. Это не то, что произошло бы естественным образом, сосредоточься мы на постепенных улучшениях.
Пять правил менеджмента, которые Ларри сформулировал, записал и использовал в первые годы управления Google
1. Не делегируй: делай сам все, что только можешь, чтобы ускорить общий процесс.
2. Не вмешивайся, если не вносишь ценность. Позволь людям, которые выполняют работу, разбираться между собой, а сам займись чем-то еще.
3. Не будь бюрократом.
4. Идеи важнее возраста. Тот факт, что кто-то младше не означает, что он не заслуживает уважения и сотрудничества.
5. Самое худшее — это помешать кому-то сделать что-либо словами:«Нет, и точка». Если ты сказал «нет», то должен помочь найти лучший способ сделать это.
Идея о том, что все должны раболепно трудиться, даже занимаясь чем-то неэффективным ради того, чтобы просто не лишиться работы, лишена смысла. Это не может быть правильным ответом.
Я всегда полагал, что технологии сами должны выполнять всю работу, чтобы люди могли заниматься тем, что делает их счастливыми: жить и любить, не возясь с раздражающими компьютерами!
Мы находимся на уровне 1% от того, что возможно. Несмотря на всё ускоряющиеся перемены, мы движемся еще очень медленно по сравнению с тем, как могли бы, учитывая возможности, что у нас есть.
Вы можете находить пользовательский опыт от Google прекрасным, но я думаю, что он все еще ужасен.
Я обеспокоен тем, как мы управляем бизнесом. Если вы почитаете, как медиа пишут о нашей компании или об индустрии технологий в целом, то увидите, что везде речь ведется о конкуренции. Истории написаны так, будто они освещают спортивные события. Но трудно найти реальные примеры действительно удивительных вещей, которые произошли исключительно благодаря конкуренции. Насколько интересно приходить на работу, если лучшее, что вы можете делать, — это противостоять какой-то другой компании, которая делает примерно то же самое?
Недостаточно изобрести что-либо. Тесла изобрел электроэнергию в том виде, в котором мы ею пользуемся, но ему пришлось отчаянно бороться, чтобы донести ее до нас. Вам потребуется не только изобретение и инновационность, но и компания, которая позволит коммерциализировать эти вещи и донести их до людей.
В мире есть огромное количество возможностей применять технологии для улучшения жизни людей. Мы в Google осваиваем, вероятно, 0,1% от всего этого пространства, а все технологические компании вместе взятые — лишь около 1%. Оставшиеся 99% — девственная территория.
Совершенная поисковая система по своему определению понимает все на свете и всегда выдает правильные ответы. И мы еще очень, очень далеки от этого.
При подготовке материала использованы высказывания Ларри Пейджа в изданиях Business Insider, Wired, Playboy, а также из его выступлений.