Секреты эффективной работы от Google: доверие, эмпатия и скромность

Секреты эффективной работы от Google: доверие, эмпатия и скромность
Офис Google в Сиднее. Фото: Google

Успех лучших компаний — в командной работе. Если отношения в команде не ладятся, ей не добиться блестящих результатов, какой бы квалификацией ни обладал каждый сотрудник в отдельности. Чтобы узнать, от чего зависит качество командной работы, Google проводит специальные исследования под кодовым названием «Проект Аристотель», — это отсылка к знаменитому высказыванию философа: «Целое больше, чем сумма его частей». Прислушивайтесь к сотрудникам, поддерживайте, помогайте и подавайте пример. Вот способы сколотить крутую команду.


В Google разработали методы оценки (количественной и качественной) командной работы, проанализировали работу десятков команд, опросили сотни руководителей и рядовых сотрудников. Самый главный вывод, к которому пришли в компании: навыки совместной работы важнее профессионализма отдельных сотрудников.


Доверие — ключ ко всему


Как оказалось, важнейший фактор эффективности командной работы — психологическая безопасность сотрудников: уверенность, что в сложной ситуации можно рассчитывать на полную поддержку коллег.

Вот как Google описывает влияние этого фактора.

В команде с высокой психологической безопасностью сотрудники не боятся брать на себя определенные риски — коллеги не станут ругать или высмеивать за допущенную ошибку, неловкий вопрос или смелую идею. Другими словами, лучшие команды отличает доверие.

Это просто на словах, но создать и поддерживать доверие нелегко — даже в команде из пяти человек непременно будут различные точки зрения и подходы к решению задач.


Как создать атмосферу доверия в команде



1

Слушайте, прежде чем сказать

Для доверия необходимо уважать мысли и чувства окружающих. Выслушайте собеседника, прежде чем предлагать свое мнение.

Регулярно выслушивая коллег, вы поймете их ценности и покажете, что их мнение и опыт значимы для вас. Слушайте активно: задавайте вопросы, старайтесь понять собеседника, не поддаваясь соблазну оценивать и судить. Так вы узнаете сильные стороны, слабости и стиль общения каждого члена команды.


2

Демонстрируйте эмпатию

Очень важно не только выслушать, но понять точку зрения коллеги. Это когнитивная эмпатия. Не менее важна и эмоциональная эмпатия, то есть понимание чувств собеседника.

Например, если коллега жалуется на проблему, вы можете подумать: «Какая ерунда. Я и не с таким справлялся», — и это нормально. Но прежде чем сказать это вслух, вспомните, что чувствовали, когда сами испытывали стресс из-за трудностей, — и вы лучше поймете, каково сейчас вашему собеседнику.


3

Будьте собой

Искренность — основа доверия. Нас тянет к людям, которые не пытаются делать вид и признают свои недостатки, — они есть у каждого. Не нужно рассказывать окружающим обо всем, что с вами происходит. Но не бойтесь говорить то, что думаете, и придерживаться своих ценностей и принципов.


4

Подавайте пример

Словам будут доверять, если они не расходятся с делом.

Подавайте команде пример — делайте то, что говорите. Если вы отпускаете едкие замечания в адрес коллег, ваши проповеди уважения и взаимной поддержки никого не обманут.


5

Будьте готовы помочь

Легче всего завоевать доверие — помочь человеку.

Подумайте о своем любимом руководителе. Вы знаете, где он учился, чем занимался раньше? Едва ли для вас важны эти подробности. А он менял свой напряженный график, чтобы выслушать, посоветовать, или помочь в работе над трудной задачей?

Доверие не построишь за день, поэтому будьте готовы помогать коллегам где угодно и когда угодно.


6

Не бойтесь спорить, но всегда следуйте принятому решению

Сообщайте команде свои сомнения, пока решение не принято, а затем исполняйте его. Генеральный директор Amazon Джефф Безос отмечает, что критика чужих идей не принесет пользы, если демонстрирует высокомерие и чувство собственного превосходства. Ключевая идея этого принципа — в его второй части: защищайте интересы команды, даже если в чем-то не согласны, — это и есть подлинное доверие.

Если вы аргументируете свою позицию, команда должна всесторонне рассмотреть ваши опасения. Ведь каким бы ни было итоговое решение, дороги назад не будет. Не саботируйте проект — прямо или косвенно. Для вас это эксперименты и личный рост, а ваши коллеги поймут,  что вы всегда прикроете им спину.


7

Будьте скромнее

Это не значит, что не нужно отстаивать собственное мнение или принципы. Достаточно помнить, что ваши знания не абсолютны, охотно учиться у окружающих, вовремя признавать свои ошибки и извиниться.


8

Будьте прозрачны

Нет ничего хуже, чем знать, что руководство не посвящает вас в дела, — разве что у него есть секреты.

Убедитесь, что каждый член команды понимает ваши цели, намерения и методы и ему доступна необходимая информация.


9

Хвалите искренне и конкретно

Похвала удовлетворяет одну из базовых потребностей человека. Если ваши коллеги видят, что вы цените их усилия, это укрепляет их мотивацию и повышает эффективность труда. Чем конкретнее, тем лучше: говорите, что и почему вам в них нравится именно сейчас. Помните, что похвалы заслуживает каждый. Зная положительную черту коллеги, закрепите ее похвалой.