• Usd 68.89
  • Eur 78.52

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Как двое петербуржцев создали компанию, которая меняет мир обработки данных. История Uploadcare

Как двое петербуржцев создали компанию, которая меняет мир обработки данных. История Uploadcare

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Взлететь

«Нельзя спрашивать у клиентов, что им нужно». Что говорил о бизнесе Стив Джобс

64 года назад в Сан-Франциско родился Стив Джобс — легендарный предприниматель, создатель компании Apple, перевернувший представление о том, какое место в жизни человека могут занимать электронные устройства. Inc. собрал высказывания Джобса о своих деловых принципах, сделанные им в разные годы.


О продукте

Действительно сложно создавать продукты, опираясь на фокус-группы. Чаще всего люди не знают, чего хотят, пока ты не покажешь им это.

Мы пытаемся создавать замечательные продукты для людей, и у нас хватает смелости сказать: «Мы не считаем, что эта часть делает продукт замечательным, мы собираемся ее выкинуть». Именно за это многие клиенты нам платят.

Люди полагают, что дизайнерам дают эту коробку и говорят: «Сделайте, чтобы она выглядела хорошо!» Не так представляем себе дизайн мы. Он не о том, как что-то будет выглядеть или ощущаться. Он про то, как что-то будет работать.

Культура с сильной ориентацией на продукт необходима даже технологической компании. У многих компаний есть масса выдающихся инженеров и умных людей. Но в конечном счете должна быть какая-то сила притяжения, которая связывает все в единое целое. В противном случае вы получите лишь разрозненные разработки.

Лучшие компании уделяют внимание эстетике. Они тратят время на поиск правильных форм и пропорций, и это, похоже, окупается. Я имею в виду, что помимо функциональных выгод эстетика дает представление о том, как они видят себя, об их чувстве дисциплины в технике, о том, как они управляют компанией.

Чем шире наше понимание человеческого опыта, тем лучший дизайн у нас получается. Креативность — это просто соединение вещей. Когда ты спрашиваешь креативных людей, как они сделали что-то, они чувствуют себя немного неловко, потому что на самом деле они этого не делали, а просто увидели нечто. Через некоторое время это становится очевидным. Все потому, что они смогли соединить имевшийся у них опыт и синтезировать что-то новое.

Фото: Justin Sullivan/Getty Images

О бизнесе

Моя модель бизнеса — The Beatles. Эти парня держали негативные стороны друг друга под контролем. Они уравновешивали себя и вместе были больше, чем просто сумма составных частей. Вот так я вижу бизнес: великие дела в нем никогда не совершаются единолично, их совершает команда.

Нельзя просто спрашивать у клиентов, что им нужно, и затем пытаться предлагать им это. К тому моменту, когда у вас все будет готово, они захотят чего-то нового.

Мы ставим на свое видение и не выпускаем продукты «за компанию» с остальными. Пусть этим занимаются другие. А что до нас, мы всегда движемся к следующей мечте.

Я убежден: из всего, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников, половина — простое упорство.

Мы энтузиасты своего дела. С интернет-стартапами трудно понять, действительно ли они хотят построить компанию или лишь жаждут денег. Я могу сказать, что если они не хотят по-настоящему создать компанию, то в этом и не преуспеют. Это настолько тяжело, что если в тебе нет настоящей страсти, ты сдаешься.

У Пикассо была поговорка: «Хорошие художники копируют, великие художники — крадут». Мы всегда бесстыдно крали великие идеи…

Я думаю, Macintosh получился великолепным отчасти из-за того, что люди, работавшие над ним, были музыкантами, поэтами, художниками, зоологами и историками — и к тому же оказались лучшими компьютерщиками в мире.

Когда ты долгое время чем-то поглощен, то должен отказаться от других жизней, которыми мог бы жить. Чтобы завершить что-либо значимое, ты должен быть по-настоящему целеустремленным — и в каком-то смысле ограниченным. Особенно если хочешь быть не просто бизнесменом, но еще и творческой личностью.

Проблема с повальным увлечением интернет-стартапами не в том, что слишком много людей основывают компании. Она в том, что слишком много людей не идет до конца. Это можно понять, поскольку есть много моментов полного отчаяния, агонии — когда вам приходится увольнять людей, отменять проекты и справляться с очень трудными ситуациями. И именно в такие моменты понимаешь, кто ты и каковы твои ценности.

Есть старая цитата Уэйна Гретцки [один из величайших хоккеистов XX века. — прим. Inc.], которую я люблю: «Я скольжу туда, где шайба будет, а не туда, где она была». И мы всегда пытались сделать это в Apple. С самого начала. И всегда будем.


Inc. открывает миру Стива Джобса


Первый номер американского журнала Inc. вышел в апреле 1979 года. С самого начала его создатели заявили, что главной темой нового издания будет малый бизнес и стартапы. С точки зрения медиабизнеса это было вполне венчурным бизнесом — нельзя было быть уверенным, что подающий надежды стартапер в итоге действительно состоится как успешный бизнесмен.

Сомнения развеялись в октябре 1981 года. Героем обложки очередного номер Inc. стал 26-летний бизнесмен, за шесть лет до этого одним из первых в мире основавший бизнес по производству персональных компьютеров. Вынос на обложке гласил: «Человек, который изменил бизнес навсегда». Это был Стив Джобс, уже успешный бизнесмен, но человек, малоизвестный для широкой публики. После этой обложки ситуация изменилась — быстро и навсегда.

Об инновациях, революционности и простоте

Я очень уважаю практику постепенных улучшений — и применял ее в своей жизни, но меня всегда больше привлекали революционные изменения. Потому что они труднее. Они намного более стрессовые. И ты обычно проходишь через период, когда все говорят, что кончено, ты полностью провалился.

Моя мантра — сфокусированность и простота. Простое может даваться труднее, чем сложное: ты должен усердно поработать, чтобы очистить свое мышление и сделать его простым. Но в конечном итоге оно того стоит — если ты этого добился, то сможешь свернуть горы.

Лидера от подражателя отличает инновационность. Время от времени появляется революционный продукт, который меняет все. Поработать хотя бы над одним из таких — редкая удача. Apple очень повезло — мы представили несколько.

Инновации не имеют ничего общего с тем, как много у вас долларов на R&D. Когда Apple вышла на рынок с Mac, IBM тратила на исследования и разработки минимум в 100 раз больше. Дело не в деньгах, а в людях, которые у вас есть, в том, как вы ими управляете и насколько их понимаете.

Инновация получается, когда мы говорим «нет» тысяче вещей, чтобы не пойти по неверному пути и не пытаться сделать слишком много. Мы всегда думаем о новых рынках, на которые можно выйти, но вы можете сконцентрироваться на действительно важном, только говоря «нет».

Превращение действительно интересных идей и свежих технологий в компанию, которая сможет оставаться инновационной долгие годы, требует дисциплины. Бизнес-процессы делают вас более эффективными.


О людях

Люди, которые делают работу, — вот движущая сила, стоящая за успехом Mac. Моя задача — создать пространство для них, освободить от организационных проблем и держать в узде.

Главное для меня здесь, в Apple, — чтобы 100 ключевых сотрудников были игроками высшего класса. А все остальное произойдет само по себе.

Когда я нанимаю кого-то на действительно ответственные должности, я ставлю на их компетентность. Они должны быть действительно умными. Но меня особенно волнует, влюбятся ли они в Apple. Если влюбятся, все остальное образуется само собой.

Я сторонник равных возможностей, а не равных результатов. Я не верю в равные результаты, потому что, к сожалению, жизнь не такова. И было бы довольно скучно, будь она такой.

Выкладывайтесь по полной на любой работе. Не спите! Успех порождает еще больший успех, поэтому стремитесь к нему. Нанимайте людей со страстью к совершенству.

При подготовке материала использованы высказывания Стива Джобса в изданиях: Inc.; Business Week (1, 2); Wired; Fortune (1, 2); Esquire; CBS; Charlie Rose; Time Magazine; Rolling Stone; The New-York Times; а также из его речи на вручении Computerworld Smithsonian Awards.