Проект SAMPLE придумали летом 2016-го две приятельницы — куратор выставок галереи современного искусства «Триумф» Софья Симакова и сотрудница Пушкинского музея Анна Наумова. В его основе — простая идея: продавать работы молодых художников по доступным ценам. За 2 года SAMPLE организовал 5 аукционов и столько же вечеринок под собственным брендом. Много денег проект не принес (изначально такая цель и не ставилась), зато привлек внимание крупных городских площадок — от универмага «Цветной» до Музея Парка Горького. Симакова и Наумова рассказали Inc., как запустили проект на голом энтузиазме и дружеских связях, почему отказываются сотрудничать с художниками-самоучками и что заставило их повысить минимальную стоимость лотов на аукционах.
SAMPLE сотрудничает со студентами и выпускниками ведущих российских и зарубежных арт-университетов: Британской высшей школы дизайна, Goldsmiths, Florence Academy of Art, Parsons, Slade. Их работы выставляют на аукционах по вполне демократичным ценам: сейчас средняя стартовая цена — 8-10 тыс. рублей.
Прежде чем пустить картины и скульптуры с молотка, SAMPLE показывает их публике на выставках. Одна из последних прошла в середине сентября в Музее Парка Горького — в экспозицию под названием Highlights вошли работы 10 молодых художников. На открытие пришло около 300 гостей, среди них — директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, представитель ярмарки Art Basel в России Николай Палажченко, коллекционеры Оксана Бондаренко и Пьер Броше.
Источник: данные компании
АУКЦИОНОВи столько же вечеринок проведено за 2 года.
тыс. РУБЛЕЙ — средняя стартовая цена работ на аукционах.
тыс. РУБЛЕЙ — самая большая сумма, заплаченная за работу на аукционе..
ХУДОЖНИКОВ сотрудничают с SAMPLE.
тыс. рублей — максимальная прибыль с одного аукциона.
Идея продавать работы молодых художников родилась у основательниц SAMPLE, когда они были студентками. Симакова тогда училась на отделении Fine Art & History of Art в лондонском университете Goldsmiths, а Наумова — на факультете визуальных коммуникаций в Британской высшей школе дизайна. Приятельницы заметили, что много работ их знакомых художников остаются невостребованными и просто выбрасываются. Хотя по собственному опыту они знали: эскизы и неоконченные картины пользуются немалым спросом. «К нам часто обращались друзья, которые искали что-то интересное в подарок или хотели повесить дома оригинальную и недорогую работу, а не постер из IKEA», — рассказывает Симакова.
Евгений Устинов
коммерческий директор «ДжамильКо», в 2016-2018 гг. — исполнительный директор «Цветного»
Идея организации аукциона современного искусства оказалась близка универмагу в силу ряда причин. «Цветной» — это не просто магазин, но и площадка, на которой проходят художественные выставки, кинопоказы, лекции и семинары. Аудитория «Цветного» интересуется не только модой, но и искусством. Нам показался симпатичным замысел устроителей аукционов SAMPLE: недорогие работы современных молодых художников можно приобрести в качестве уникального предмета интерьера или подарка, в отличие от тиражных постеров, продающихся в многочисленных сетевых магазинах. Это, безусловно, заинтересовало молодую и продвинутую аудиторию посетителей универмага.
Студентки решили стать посредниками между потенциальными продавцами и покупателями современного искусства. Осенью 2016-го они обзвонили знакомых молодых художников и предложили им участвовать в новом проекте. Ориентируясь на свои знания и вкус, Софья и Анна отобрали для первого аукциона около 40 работ двух десятков авторов и зарегистрировали ИП. Цены сделали минимальными — от 2 тыс. рублей до 20 тыс. рублей (средний ценник — 5 тыс. рублей), а с художниками договорились «по-братски» — им пообещали 50% от конечной стоимости лота.
Найти место для проведения аукциона помог случай. Через общих друзей о проекте узнал Евгений Устинов, в то время исполнительный директор универмага «Цветной». Он предложил провести торги на принадлежащей магазину площадке ARTBasement и нашел алкогольного спонсора мероприятия — им стала компания Cinzano.
Из множества вариантов для проекта выбрали название SAMPLE, что в переводе с английского означает «пример, образец». «Это короткое звучное слово, которое хорошо транслирует наши цели и задачи», — говорит Анна. Девушки напечатали пригласительные флаеры и попросили дружеские кофейни (в которые часто ходили и знали владельцев и бариста) помочь с их распространением. Информацию об аукционе опубликовали также в соцсетях и предложили друзьям сделать перепосты.
Первый аукцион прошел 1 октября 2016 года и собрал около 80 человек (многие из них – друзья и знакомые основательниц SAMPLE). Продать удалось 90% работ, а выручка составила около 200 тыс. рублей, но Софья и Анна на этом ничего не заработали. Половину вырученных денег отдали художникам, столько же ушло на покрытие организационных расходов (проведение аукциона обошлось почти в 100 тыс. рублей). «Цветной» тогда не взял денег за аренду помещения, но обслуживание площадки (охрана, освещение, уборка) потянуло на несколько десятков тыс. рублей, еще около 50 тыс. рублей потратили на оформление работ, их доставку и монтаж.
Несмотря на отсутствие прибыли, итоги первых торгов воодушевили основательниц SAMPLE. Уже спустя 2 месяца они провели второй аукцион — на этот раз в родной для Симаковой галерее современного искусства «Триумф». Публику пригласили с помощью онлайн-каталога работ — его Софья и Анна сверстали самостоятельно и разослали потенциальным покупателям.
Но без накладок все же не обошлось: в декабре, накануне Нового года, найти алкогольного спонсора не получилось. «Я решила поиграть в хозяйку и самостоятельно сварить глинтвейн. За полчаса до прихода гостей включила нагревающие вино кастрюли — и тут во всей галерее погас свет», — со смехом вспоминает Софья. Чтобы пробраться к электрощитку (он оказался на складе), пришлось спешно выносить оттуда картины, а затем возвращать их обратно. Но страдания были вознаграждены: на торгах удалось выручить 230-240 тыс. рублей, а Софья и Анна остались даже с символической прибылью в 30-40 тыс. рублей.
Параллельно с проведением аукционов Симакова и Наумова решили попробовать продавать работы современных художников онлайн. За $100 они самостоятельно сделали простейший сайт с помощью сервиса Readymag (используется для создания веб-журналов, сайтов и лендингов без кода). Но его продвижением никто особо не занимался — как следствие, объем онлайн-продаж оказался незначительным.
Вообще, по признанию основательниц SAMPLE, изначально они и не ставили перед собой задачу заработать на проекте. «Мы воспринимали его как отдушину и поле для творчества, как возможность работать напрямую с художниками и знакомиться с интересными людьми», — говорит Анна. Для этого в 2017 году Симакова и Наумова придумали еще один офлайн-формат коммуникации людей искусства с их аудиторией — летние вечеринки на веранде клуба и ресторана Powerhouse. Эту площадку им предложила ивент-менеджер заведения Наиля Гольман. «На аукционах было сложно уделять достаточно внимания художникам и гостям. Мы придумали эти тусовки, чтобы можно было вдумчиво с каждым пообщаться и поддерживать личные отношения», — поясняет Софья. Впрочем, и на этих вечеринках не обходилось без продаж: желающие могли приобрести не проданные на торгах работы.
Матвей Калачев
основатель Школы рисования Вероники Калачевой
Каждый месяц в нашей школе обучение проходят около 1,5 тыс. человек. Зарабатывать на продаже картин затем начинают примерно 3% из них, то есть, грубо говоря, 45 человек. Иногда к нам приходят люди после художественных школ и профессиональных вузов. Бывает, что они тратят по 5 лет на то, чтобы рисовать бабушек на фоне драпировки или вазы с яблоками, но это никто не покупает. Программы обучения изменились, и сейчас реально научиться рисовать за 1,5—2 месяца. Свои картины люди продают, в основном, через Instagram — там своя большая тусовка художников. Акварельные работы стоят от 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, масло – в 2 раза дороже.
ЕМЕЛЬЯН ЗАХАРОВ
коллекционер, совладелец галереи современного искусства «Триумф»
В области продажи искусства у SAMPLE очень хорошие перспективы. Софья и Анна — ловкие, умные девушки с отточенным вкусом, они выбирают работы действительно талантливых молодых художников. Поэтому на аукционах SAMPLE есть возможность за небольшие деньги покупать настоящее искусство. Понятно, что пока это молодые художники, но среди них уже есть настоящие мастера (Алексей Дубинский например). Эти авторы будут расти вместе с SAMPLE и его публикой — поэтому со временем проект может стать лидером рынка. Хорошо, что для продажи работ решили использовать формат аукционов, — люди могут увидеть вещи вживую, что невозможно сделать в интернете. Девчонки оказались монополистами в этой области, нужно было иметь невероятное чутье, чтобы занять такую нишу.
С тех пор основательницы SAMPLE провели еще 3 аукциона: один – на площадке «Цветного» и два – в галерее «Триумф». С каждым разом число посетителей увеличивалось, росло и количество сотрудничающих с проектом художников (их теперь 27). Минимальную стоимость лотов на аукционах тоже повысили — сейчас средняя стартовая цена колеблется в районе 8-10 тыс. рублей (максимальная доходит до 30 тыс. рублей). «Дело в том, что за 2 года существования SAMPLE художники, с которыми мы сотрудничали, тоже выросли, — их работы стоят уже не 2 тыс. рублей», — поясняет Софья.
Но, в целом, основательницы проекта не хотят отступать от изначально выбранной ими концепции современного доступного искусства — они называют ее «ДНК SAMPLE». При отборе работ Симакова и Наумова ориентируются, в первую очередь, на интерьерную живопись и скульптуру по демократичным ценам. «Иногда нам очень нравится работа и художник согласен с нами сотрудничать, но лот за $100 тыс. мы выставить не можем», — поясняет Софья. Однако и с самоучками проект работать отказывается: SAMPLE делает ставку на начинающих авторов с хорошим образованием, которые в перспективе могут оказаться успешными.
Свою работу Симакова и Наумова определяют как «curator’s option» («кураторский выбор», — Inc.) По их словам, SAMPLE не аукцион в чистом виде (когда задача — просто продать поступившие на торги работы) и не выставка, где все связано единой концепцией. Для проекта главное — штучный отбор интересных и перспективных произведений. «На первых порах мы подарили нашим покупателям фантастические инвестиции, потому что за 2 года работы художников, которые изначально продавались у нас за 5 тыс. рублей, успели серьезно подорожать», — говорит Софья.
На последнем, пятом аукционе (прошел в апреле 2018-го) SAMPLE выставил уже 70 лотов. С продажи работ (к живописи и скульптурам прибавились фотографии) удалось выручить около 500 тыс. рублей. На этот раз, по словам Симаковой и Наумовой, они впервые получили ощутимую прибыль — 150 тыс. рублей.
В мае 2018 года к основательницам SAMPLE присоединилась Александра Лекомцева. Она окончила истфак МГУ (изучала там историю искусств), а сейчас работает заместителем директора в фонде развития Пушкинского музея. Александра посещала аукционы и вечеринки проекта и сама предложила Анне и Софье сотрудничество. «На аукционах SAMPLE ты видишь реальных художников, можешь с ними пообщаться и купить работы, которые не стоят запредельных денег. Девочки сделали живое настоящее мероприятие, куда можно пригласить друзей и общаться с ними за бокалом вина», — объясняет свой интерес к проекту Лекомцева.
Екатерина Положенцева
основатель онлайн-галереи OilyOil.com
Категория affordable art становится очень востребованной во всем мире. Людям интересно покупать доступное искусство и надеяться, что они совершили удачную инвестицию. Как показывает практика, иногда так оно и происходит. Мне очень нравится концепция проекта SAMPLE — на аукционах можно купить за очень доступную цену наброски и эскизы уже серьезных и дорогих художников. Что касается конкуренции: чем больше будет подобных проектов — тем лучше для всех нас. Значит, есть потребность в том, что мы предлагаем нашим покупателям. Но для меня принципиально, чтобы художники не продавали на разных площадках одни и те же работы. Поэтому мы забираем у них картины на реализацию — это помогает, как минимум, не оказаться в неловкой ситуации.
Соосновательницы проекта условились, что Александра получит 30% в общем бизнесе, Софья и Анна — по 35%. Пока это устное соглашение, но, по словам Симаковой, в ближайшее время его закрепят договором. Сейчас разрабатывается концепция развития SAMPLE — расчет в ней делается на увеличение объема продаж. Реализацию работ молодых художников команда планирует наладить через Instagram (пока у аккаунта проекта чуть больше 3 тыс. подписчиков) и обновленный сайт — в его перезапуск уже вложили $3 тыс. из личных сбережений. Там должны появиться онлайн-магазин, онлайн-аукцион и возможность примерки покупки к интерьеру. Увеличится и количество работ — за счет тиражной графики и фотографий, которые будут стоить дешевле оригинальных произведений.
Одна из идей, которые сейчас обсуждают основательницы SAMPLE, — покупка работ у художников. По их словам, это необходимо прежде всего для решения логистических проблем. «Возить по одной работе из того же Лондона — очень дорого. Мы не готовы выкупать какую-то огромную живопись за $10 тыс., но можем приобрести, например, серию графики по 5 тыс. рублей за одно произведение и при продаже умножить на два», — говорит Симакова. Сейчас же, вне зависимости от эстимейта, автор работы по-прежнему получает 50% от конечной суммы продажи. Так, фотография Михаила Гребенщикова при начальной цене 14 тыс. рублей в итоге ушла с аукциона за 140 тыс. рублей, — это был рекорд для проекта. «Некоторые художники говорят, что хотят иметь постоянный ежемесячный доход. У нас есть возможность выкупать у них часть работ», — рассуждает Лекомцева.
Константин Бабулин
гендиректор портала ARTinvestment.ru
Продажа работ молодых малоизвестных художников с точки зрения бизнеса — занятие бесперспективное. Аукционы зарабатывают на этом 15-20%: если продавать картины по 5 тыс. рублей, то прибыль с одной — всего 750 рублей. Сколько нужно продать таких работ, чтобы набралось хотя бы на зарплату? Счет должен идти на сотни и даже тысячи, что невозможно, — такого количества желающих купить работы неизвестных молодых художников просто нет.
Создательницы SAMPLE не планируют арендовать отдельное помещение под свой проект и делать стационарную галерею — это экономически невыгодно из-за высоких арендных ставок. Вместо этого они рассчитывают интегрировать проект в городские пространства — например в музеи и торгово-развлекательные центры, которые стремятся разнообразить варианты проведения досуга для клиентов.
Команда не против сотрудничества с меценатом, который возьмется поддерживать SAMPLE. «К нам приходили люди, готовые инвестировать в проект, но их сложно назвать нашими единомышленниками. Плюс мы не коммерческий проект и не можем гарантировать возвращение инвестиций», — говорит Наумова. Пока же предпринимательницы вкладывают в развитие проекта собственные средства. До конца года они собираются потратить на сайт и его продвижение около 10 тыс. евро. Команда уже наняла PR-агентство Anna Dyulgerova Communication, но какой бюджет на это выделен — не говорят. «Моя задача — сделать проект более известным для нужной аудитории и впоследствии выйти на новую. Речь идет не только о публикациях в профильной прессе, мы планируем расширить guest-лист и увеличить количество площадок для проведения аукционов», — говорит руководитель компании Анна Дюльгерова.