Взлететь

Snapchat: как Эван Шпигель отказал Марку Цукербергу и стал самым молодым миллиардером в мире

4 июня 29 лет исполнилось Эвану Шпигелю — основателю и CEO Snapchat. Inc. вспоминает историю молодого предпринимателя, который отказался продавать Цукербергу исчезающие интимные снимки миллионов подростков за $3 млрд и привлек больше на IPO.


Детство и юность ботаника-мажора

Детство Эвана прошло в Пасифик Палисейдс — престижном районе Лос-Анджелеса, к востоку от Малибу. Он родился в семье успешных адвокатов Джона и Мелиссы Шпигель. Отец, выпускник Йеля, в качестве партнера престижной фирмы Munger, Tolles & Olson представлял интересы таких клиентов, как Сергей Брин и Warner Bros. Мать окончила Гарвард и до рождения сына специализировалась в налоговом праве.

В средней школе Эван был увлечен учебой, к 6 классу самостоятельно собрал свой первый компьютер, а его лучшим другом был учитель информатики. Каникулы с младшими сестрами — Лорен и Кэролайн — мальчик проводил на Мауи, пляжах Ла-Хольи и в Европе. А еще у детей Шпигель был личный шеф-повар.

В старших классах в дополнение к технологиям Эван увлекся дизайном: он успешно прошел курсы в двух ведущих колледжах этого профиля — имени Отиса в Лос-Анджелесе и в Центре искусств в Пасадене. В выпускном классе у Эвана была стажировка в RedBull, во время которой он изучал маркетинг и, по собственному признанию, «научился устраивать отличные вечеринки».

Когда Эвану было 17, его родители развелись после почти 20 лет брака. Он съехал от матери вместе с отцом — тот купил резиденцию за $4,5 млн в двух кварталах паре от особняка, доставшегося бывшей жене. Джон позволил сыну обустроить интерьер по своему вкусу (Эван прибег к услугам Грега Гранде — бывшего сценографа сериала «Друзья»), а еще разрешал ему устраивать дома гулянки. После того как отец отказался покупать Эвану BMW 550i за $75 тыс., тот демонстративно переехал к матери на несколько дней, после чего все же получил желаемую машину.

Эван успешно зачислился в Стэнфорд, стал членом студенческого братства «Каппа Сигма» и принялся расширять свой кругозор. Он прошел еще одну стажировку, на этот раз в биомедицинской компании, а затем съездил на практику в Кейптаун, где помогал местным выпускникам устраиваться на работу. Некоторое время юноша даже всерьез задумывался о карьере преподавателя.

На занятиях в стэнфордской бизнес-школе Шпигель познакомился со Скоттом Куком — основателем Intuit, и это с новой силой разожгло в юноше интерес к компьютерным технологиям. Эван буквально умолял Кука дать ему работу, и тот позволил ему в качестве разработчика участвовать в проекте TxtWeb — сервисе для жителей Индии, лишенных широкополосного доступа в интернет, позволявшем получать информацию с популярных сайтов через СМС.

Позднее Шпигель вместе с другим членом «Каппа Сигма» Бобби Мерфи запустил сервис «Будущий первокурсник» (FutureFreshman.com) — набор веб-приложений, позволявший абитуриентам управлять процессом выбора вузов и подачи заявок. По воспоминаниям двух основателей, разработка оказалась «невероятно функциональной», но ею пользовались «всего человек 5».


Snapchat в цифрах

Источник: данные компании


190

млн человек — ежедневно активная аудитория.


$15,6

млрд — стоимость компании.


$1,18

млрд — выручка за 2018 год.


$1,25

млрд — чистый убыток за 2018 г.


$4,9

млрд — суммарные инвестиции в компанию.                         


3069

— количество сотрудников.


$2,7 млрд

— личное состояние Эвана Шпигеля.

Фото: Neilson Barnard/Getty Images for Snap Inc.

Бесполезный автор идеи

Весной 2011 года собрат Эвана по «Каппа Сигма» Реджи Браун обратился к нему с идеей «приложения для отправки исчезающих фотографий». Эта мысль родилась у Брауна после того, как он необдуманно запостил неловкий снимок, широко разошедшийся среди множества друзей и знакомых. К тому времени Facebook уже стал «Большим братом», который знал о своих пользователях почти все, и у общества назревали серьезные претензии по этому поводу. Шпигель назвал задумку Брауна «идеей на миллион долларов», а для работы над технической частью они привлекли уже закончившего Стэнфорд Бобби Мерфи.

Изначальной целью стало создание прототипа для инвесторов. При этом ребята с самого начала четко распределили свои роли: Шпигель стал генеральным директором, Мерфи — техническим директором, а Браун — директором по маркетингу. Первая версия представляла собой веб-сайт, но ребята быстро отказались от этого варианта реализации. «В какой-то момент до нас дошло: “Эй, в каждом телефоне есть камера”», — вспоминал Шпигель. На разработку прототипа мобильного приложения у Мерфи ушло 18 часов, а Браун придумал название Picaboo.

Презентация для нескольких представителей венчурных фондов, которую организовал Шпигель, прошла вяло. По словам Эвана, отзывы инвесторов были в основном «Хмм. Ну, спасибо, что показали нам свой проект». Запуск приложения в App Store состоялся в июле 2011 года. Несмотря на все усилия Брауна, активно позиционировавшего свое детище как инструмент подросткового секстинга («С Picaboo ты и твой парень сможете обмениваться фотками, которые можно посмотреть, но не сохранить», — гласили черновики ранних пресс-релизов), к концу лета у сервиса было всего 127 пользователей.

После этого в рядах соучредителей произошел конфликт. Шпигель обсуждал с Мерфи возможность исключения Брауна из команды — тот ничего не смыслил в программировании, не имел полезных для стартапов связей, и его маркетинговый подход казался сомнительным. Реджи, узнав об этом, заявил, что он не только автор изначальной идеи, названия и логотипа с призраком, но и требует не менее 30% доли. Эван и Бобби просто сменили пароли управления приложением и перестали общаться с третьим сооснователем.

В феврале 2013 года, когда сервис уже был успешным и привлекал серьезные инвестиции, Браун подал на Шпигеля и Мерфи в суд. В сентябре 2014 года иск урегулировали в мирном порядке: признали роль истца в запуске приложения с нуля и выплатили ему $157,5 млн. Забавный факт: интересы Snapchat в этом процессе защищала та же юридическая контора, к которой обратились братья Уинклвосс с обвинениями против Facebook.


Сервис для школьников и первый инвестор

После исключения Реджи Эван и Бобби сконцентрировались на расширении функционала и техническом совершенствовании сервиса. А еще им пришлось сменить название Picaboo — пришла претензия от компании по производству фотоальбомов с таким логотипом. Но серьезного прироста аудитории не наблюдалось, несмотря на добавление широких возможностей редактирования отсылаемых фотографий и новое название Snapchat.

Родители Мерфи давили на него с требованиями найти «настоящую работу». С осени он устроился в стартап Revel Systems, развивавший POS-системы на базе iPad. Шпигель вернулся к учебе на последнем курсе Стэнфорда. Однако Snapchat неожиданно стал подавать признаки жизни — с началом учебного года сервис начал завоевывать популярность у школьников Силиконовой долины, а затем и окрестностей. В декабре 2011 года число ежедневно активных пользователей составило более 2 тыс. человек, в январе 2012 года выросло до 20 тыс., в апреле — до 100 тыс.

Расходы на серверы фаундеры делили поровну — Мерфи отдавал половину зарплаты, а Шпигель расплачивался деньгами семьи. Когда ежемесячные затраты превысили $5 тыс., стало ясно, что проекту требуется финансовая поддержка со стороны. В это же время на них самостоятельно вышел первый инвестор — Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners, узнавший о популярности Snapchat от своей дочери, ставившей его в один ряд с Instagram и Angry Birds. Так в апреле 2012 года стартап получил свои первые венчурные инвестиции — $485 тыс.

При этом Джереми пришлось попотеть, чтобы сделать свое предложение, — официальный сайт сервиса не содержал контактной информации, на странице компании в LinkedIn не были указаны ее сотрудники. Лью воспользовался сервисом whois, чтобы выяснить, какое юрлицо владеет сайтом, и затем проделал еще целый ряд телодвижений, чтобы определить, кто стоит за этой компанией и как с ними связаться.

Получив деньги, Шпигель бросил учебу, — он не сдал несколько зачетов перед самым выпуском. При этом администрация Стэнфорда допустила его до церемонии вручения дипломов с условием, что он окончит обучение в ближайшее время. Впрочем, обучение он так и не окончил, полностью сконцентрировавшись на стартапе. К концу года в Snapchat появилась функция обмена короткими видео, а ежедневная аудитория перевалила за 1,5 млн. человек.


Знакомство с Цукербергом

В декабре 2012 года Шпигелю написал основатель Facebook Марк Цукерберг. Отметив, что ему очень нравится все, что делают создатели Snapchat, он пригласил основателей сервиса в свой офис в Менло-Парк для знакомства. По словам Шпигеля, послание пришло на его личный адрес электронной почты. Эван был обескуражен тем, как запросто Цукерберг вторгся в его интимное пространство, воспользовавшись своей властью, чтобы получить персональную информацию. Он ответил, что с радостью пообщается с Цукербергом — но только если тот сам прилетит к нему в Лос-Анджелес.

В то время штаб-квартира Snapchat располагалась в доме отца Шпигеля. Поскольку разработка и поддержка велась 24/7, все члены команды фактически жили в этом особняке. Один из первых сотрудников компании, Дэниел Смит, вспоминал, что ради работы над Snapchat ушел из Стэнфорда и переехал в Лос-Анджелес. При этом ему приходилось спать в комнате одной из сестер Эвана и бедняга страдал паническими атаками из-за обоев в розовый горошек .

В том же месяце Цукерберг побывал в Лос-Анджелесе под предлогом встречи с архитектором Фрэнком Гери по поводу дизайна для офиса Facebook. Он оповестил об этом Шпигеля, предложив встретиться в специально арендованной частной квартире. На этой тайной встрече, вдали от посторонних глаз и ушей, Цукерберг продемонстрировал основателям Snapchat свой новый продукт — мобильное приложение Poke, разработанное для обмена в Facebook исчезающими фотографиями. Запуск был запланирован на ближайшие дни, и Марка крайне интересовало мнение Эвана и Бобби об этом сервисе.

«Это звучало практически как “Мы вас уничтожим”», — отмечал Шпигель. Вернувшись со встречи, он купил каждому из 6 своих сотрудников по экземпляру трактата Сунь-Цзы «Искусство войны».


Похороны врага

Запуск Poke состоялся 21 декабря 2012 года, в тот день Цукерберг написал Шпигелю еще раз, оповещая о релизе и выражая надежду, что тому понравится. Эван, успевший удалить свой аккаунт в Facebook, обратился за оценкой ситуации к Мерфи. Тот мрачно констатировал, что конкурент практически идентичен их собственному продукту. На следующий день новое приложение от Facebook ожидаемо заняло верхнюю строчку в рейтинге App Store. Но дальше случилось немыслимое: 25 декабря его место занял Snapchat, а Poke выбыл из топ-30.

На создание этого сервиса несколько инженеров Facebook потратили 12 дней. Многие отмечали, что, обладая всем функционалом конкурента, он даже несколько превосходил его по ряду технических нюансов. Однако Poke не был первым. А еще средний возраст аудитории Facebook был куда ближе к 40 годам, чем к 18 (именно столько было среднему пользователю Snapchat). Зрелые люди, составлявшие основную массу пользователей соцсети, слабо понимали, зачем им обмениваться исчезающими сообщениями. А у подростков из Snapchat, в свою очередь, возникал вопрос, с кем, кроме своих родителей, учителей, дедушек и теток, они смогут обмениваться исчезающими сообщениями в Facebook, если пересядут на Poke.

В ноябре 2013 года Цукерберг выдвинул предложение о покупке Snapchat за $3 млрд. При этом, по итогам состоявшихся в феврале и июне того же года инвестиционных раундов A и B, принесших Snapchat суммарно $93,5 млн, стартап оценивался лишь в $800 млн. В предложенной Facebook сделке личные доли Шпигеля и Мерфи составляли по $750 млн. Но фаундеры ответили отказом. Месяцем позже раунд C принес им еще $50 млн, оценка их компании выросла до $2 млрд.

В мае следующего года так и не оправившийся Poke официально похоронили. Facebook удалила его из App Store, не привлекая лишнего внимания прощальными постами. К этому времени у Snapchat, в функционал которого ранее добавили сторис и текстовый чат, было около 50 млн ежедневно активных пользователей.

В декабре 2014 года Snapchat получил еще $485 млн в серии D, а оценка ($10 млрд) в разы превысила прошлогоднее предложение Цукерберга. В том же месяце ежедневная аудитория сервиса преодолела рубеж в 70 млн. За лето и осень 2014 года функционал пополнился лайв-трансляциями и геофильтрами, а еще запустилась рекламная интеграция.


Самый молодой миллиардер, IPO и жена-супермодель

В марте 2015 года Forbes назвал Эвана Шпигеля самым молодым миллиардером в мире — ему было 24 года, и благодаря прошлогодней оценке Snapchat в $10 млрд его личное состояние составляло $1,5 млрд. Бобби Мерфи также попал в список Forbes с той же суммой: у них с Эваном равные доли в компании. Однако почетного звания он не разделил, так как старше своего гендиректора на 1,5 месяца.

К концу года ежедневная аудитория Snapchat превышала 100 млн человек. С этого времени сервис перестали воспринимать как маргинальный бунт против тотального контроля над личным пространством и платформу для секстинга во время уроков. Сегодня в погоне за молодежной аудиторией в Snapchat приходят крупные рекламодатели, от 20 Century Fox до Taco Bell. С его помощью проводятся трансляции крупнейших мероприятий, от соревнований Национальной футбольной лиги до церемонии вручения «Оскаров», а политики устраивают в нем публичные дебаты. С 2016 года сервисом стал пользоваться президент США Барак Обама: «Раз я разобрался, как пользоваться Snapchat, то вы можете разобраться, как прийти на выборы и проголосовать», — призывал он свой электорат.

В 2015 году стартап впервые отчитался о выручке. За тот год она составила всего $58 млн, а по итогам 2018 года уже превышала $1,18 млрд. Правда, она еще ни разу не покрыла расходов. По итогам 2015 года чистый убыток был почти $373 млн, а в прошлом году — $1,25 млрд.

Первичное размещение Snapchat состоялось 2 марта 2017 года и стало крупнейшим в высокотехнологическом секторе США со времени размещения Facebook. Оно привлекло $3,4 млрд, стоимость компании составила $24 млрд. Ежедневная аудитория сервиса тогда приближалась к 160 млн человек. 26-летний Шпигель стал самым юным генеральным директором публичной компании. Курс акций на IPO был крайне ажиотажным и впоследствии сильно просел: сегодня компания стоит около $15,5 млрд.

Летом того же года Эван женился на своей девушке — австралийской супермодели Миранде Керр, бывшей одним из ангелов Victoria’s Secret. Она на 7 лет старше своего нового супруга, с 2010 года по 2013 год была замужем за голливудским актером Орландо Блумом, в 2011 году родила от него сына. Миранда тоже появлялась в рейтингах Forbes, хоть и не так часто, как ее супруг: в 2008 и 2013 ее называли одной из 10 самых высокооплачиваемых моделей мира. В мае 2018 года у Миранды и Эвана родился сын Харт. В марте текущего года стало известно, что супруги ждут второго ребенка.