Компания-производитель стоматологических кап (элайнеров) 3D Smile вышла на рынок в кризисном 2014 году. Тогда этот способ выравнивания зубов в России не пользовался популярностью — приходилось ходить к ортодонтам и буквально уговаривать их попробовать новый продукт. За неполные 5 лет 3D Smile вышла на годовой оборот более чем в 100 млн руб. и начала экспансию на зарубежные рынки. Соучредители компании Марина Домрачева, Людмила Яшкова и Федор Аптекарев рассказали Inc., как печатали первые элайнеры на обычной кухне, для чего проводили испытания на добровольцах и почему перешли из сегмента b2c в b2b (это позволило в разы увеличить продажи).
О новом способе выравнивания зубов Марина Домрачева узнала в 2012 году от своего приятеля — тот собирался заказывать элайнеры в США (в России их тогда еще не делали). Лидер рынка, американская компания Align Technology, начала производить ортодонтические капы еще в конце 1990-х. Но Марина, выпускница факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова, услышала об элайнерах впервые. «Приятель удивился: “Как так, ты же врач?” — рассказывает Домрачева. — А я ему ответила, что стоматологией не интересуюсь».
Но этот разговор все же внутренне зацепил Марину. Тогда она работала медицинским советником по вакцинам в крупной фармацевтической компании Merck Sharp & Dohme и часто бывала в зарубежных командировках. В свободное время она стала списываться и встречаться с производителями 3D-принтеров и собирать информацию об изготовлении элайнеров. «Потом я как-то подумала: “Это прикольно — может быть, начать такой бизнес?”» — вспоминает Марина.
Чтобы оценить потребности рынка, Домрачева опросила 20 ведущих ортодонтов Москвы, — важно было выяснить, при каких условиях врачи готовы отказаться от брекетов в пользу кап. «Кто-то говорил, что с пластиком не работает, что это фигня, — рассказывает предпринимательница. — Но большинство ортодонтов сказали, что готовы работать с капами, если они станут дешевле и доставлять их будут быстрее».
Правда, на начальном этапе Домрачева, по ее собственному признанию, допустила серьезную ошибку — опросила только топовых врачей и таким образом переоценила потребности рынка. Это стало очевидно уже после запуска производства: в 3D Smile не выстроилась очередь из ортодонтов, и менеджерам компании еще долго пришлось обивать пороги стоматологических клиник.
Как это работает?
Элайнер — съемный ортодонтический аппарат, который изготавливается индивидуально для каждого пациента с учетом особенностей его прикуса. Для этого врач снимает с зубов человека слепки — на их основе специалисты печатают модели на 3D-принтере (впоследствии по ним с помощью термовакуумной формовки и изготавливают пластиковые капы).
Клиент получает комплект из 12 элайнеров на полгода (каждый сдвигает зубы на четверть миллиметра). Если лечение занимает больше времени, лаборатория изготавливает новые капы для последующих этапов.
Источник: данные компании
сотрудников работают в компании.
млн руб. — выручка за 2018 год.
млн руб. — прибыль за 2018 год.
тыс. руб. — средний чек.
тыс. руб. — средняя стоимость лечения.
Домрачева собирала информацию об элайнерах на протяжении всего 2013 года, параллельно работая в Merck Sharp & Dohme. «У меня не было такой истории, что я устала от корпоративного рабства: мне нравилось в компании, там были интересные задачи и моя карьера хорошо развивалась», — признается предпринимательница.
Но в декабре 2013 года Марина все же решила уволиться — внесла предоплату за 3D-принтер и написала заявление. «Я понимала, что будет сложно, но была уверена, что все получится», — говорит она.
3D-принтер стоимостью $50 тыс. Марина установила в квартире своей мамы. Там же она самостоятельно начала печатать первые модели для кап. «Вообще, он считается маленьким, но это промышленный принтер — когда мы его включали, стояк ходил ходуном, весь дом вибрировал», — смеется Домрачева.
В общей сложности Марина вложила в бизнес 10 млн руб. из личных и семейных сбережений. Кроме 3D-принтера, пришлось купить сканер, программу для моделирования зубов и медицинский пластик для изготовления кап. Компанию Домрачева зарегистрировала в апреле 2014 года (уставный капитал ООО «ДОММАР» составил 3 млн руб.).
Следующий этап оказался одним из самых сложных — чтобы получить разрешение от Роспотребнадзора, нужно было провести клинические испытания продукта. Основательница 3D Smile решила организовать исследование самостоятельно: с помощью объявления в Facebook нашла 10 добровольцев — они согласились выровнять зубы с помощью напечатанных в домашних условиях кап. «Мы брали короткие кейсы, 6-8 месяцев, – главное было показать, что зубы двигаются и что это безопасно», — рассказывает Марина.
В роли клинического эксперта выступала московский ортодонт, к которой обращался тот самый приятель Домрачевой, собиравшийся заказать элайнеры в США. Врач снимала слепки с зубов участников клинических испытаний и делала рентген, а Марина моделировала и изготавливала капы.
Получить разрешительные документы Роспотребнадзора предпринимательнице помогли бывшие коллеги из фарминдустрии, которые занимались регуляторикой. «Они сделали мне досье, портфолио, документы — и все это обошлось в 200 тыс. руб., — делится Домрачева. — Если обращаться к специальным компаниям, которые занимаются подготовкой регуляторных документов, — это стоит несколько миллионов».
В сентябре 2014 года Марина Домрачева приступила к продаже своих кап. Но прежде она перевезла оборудование в офис друзей недалеко от станции метро «Курская». Там предпринимательница поначалу арендовала стол, а позже — часть помещения за 30 тыс. руб. в месяц.
В компанию Домрачева наняла медицинского эксперта, зубных техников, секретаря и менеджеров по продажам (они должны были ходить по клиникам и предлагать продукцию 3D Smile). Важно было заручиться поддержкой ортодонтов — именно они должны были предлагать своим пациентам элайнеры как новый способ исправления прикуса. «На рынке нас никто не знал, до врачей невозможно было добраться, на ресепшне предлагали оставить бумаги и потом выбрасывали — поэтому сейлзы быстро потеряли мотивацию», — вспоминает Домрачева.
За 4 месяца компания обслужила лишь 18 клиентов. Ситуацию осложняло падение рубля: из-за роста курсов доллара и евро уже на старте пришлось увеличить стоимость продукции — средний чек в 2015 году вырос с 60 тыс. руб. до 99 тыс. руб. (материалы для кап закупаются в Германии). Тогда Марина решила сама понять механизм «доступа к телу» — стала ходить по клиникам и часами ждать приема у ортодонтов, чтобы подробно рассказать им о своей продукции.
Ошибки 3D Smile
1.
Маркетинговое исследование провели на срезе топовых врачей — в результате переоценили потребности рынка, а бизнес-план получился неточным.
2.
Не сразу наняли сильного специалиста по продажам. Поначалу сделали ставку на «недорогих» менеджеров, которые не смогли достучаться до клиентов с новым продуктом и быстро потеряли мотивацию.
3.
Неверно определили свою аудиторию. Продукт изначально продвигали среди пациентов, а не врачей.
4.
Компания могла бы получить инвестиции, чтобы быстрее тиражировать продукт, но не стала этого делать.
«Выяснилось, что многие врачи не против кап. Нам говорили: “Слушайте, мне 50 лет, я не могу уже по 2 часа сидеть брекеты клеить, у меня спина болит и зрение плохое”, — вспоминает предпринимательница. — В 2015 году я поняла, как достучаться до врачей: здесь нет никаких секретов, кроме упорства, — выходишь из дома в 9 утра и идешь по клиникам в своем районе».
Тем не менее, Марина понимала, что без опытного продажника ей не справиться. Поэтому предложила бывшей коллеге, national sales manager в компании Merck Sharp & Dohme Людмиле Яшковой перейти на работу в 3D Smile. За это Домрачева пообещала ей долю в 10% при условии выполнения годового KPI. Яшкова поверила в перспективы развития этого бизнеса и согласилась, хотя прекрасно понимала, что какое-то время будет зарабатывать намного меньше. «Я потеряла процентов 80 в тот момент, было страшно и мне, и моей семье, — мой финансовый вклад в семейный бюджет был достаточно приличный. Но у меня в жизни ярко выражена профессиональная мотивация, мне всегда интересны новые проекты, вопрос финансов всегда номером 2 идет», — поясняет Людмила (в 2016 году она стала соучредителем компании).
Заняв должность руководителя отдела продаж, Яшкова собрала новую команду менеджеров и пересмотрела позиционирование продукта. «Поначалу мы продавали капы пациентам, а не врачам, используя такие ключевые сообщения, как “это не больно”, “это незаметно”, “это красиво”, — то есть, у нас были сообщения для b2c сегмента», — говорит Людмила. Теперь же компания решила полностью перейти в сегмент b2b и сосредоточиться на медиках — именно они могут предложить пациенту использовать капы. Для них разработали специальные ключевые сообщения вроде «Это более безопасно» и «Вы можете сократить количество приемов».
В результате за полгода количество продаж выросло с 4-х до 30-50 в месяц. Яшкова подчеркивает, что для сейлзов принципиально важно переговорить с врачом лично: «Если нет личного контакта, нет face-to-face визита — никогда не будет и продажи». В 3D Smile придумали еще один способ продвижения продукта: стали проводить лекции и тренинги для ортодонтов. Все это позволило уже в 2015 году выйти на оборот в 14 млн руб. и получить прибыль почти в 2 млн руб., а через год выручка компании увеличилась в 2,5 раза.
С 2017 года компания арендует в технопарке «Сколково» помещение площадью 250 кв. м за 300 тыс. руб. в месяц. По признанию Марины, она долго не хотела переезжать за МКАД, но там оказались наиболее подходящие условия для производства.
«У нас нет никакого секрета успеха — мы просто пахали», — уверяет Домрачева. По ее словам, в 2015-2016 годах компания переживала кризис роста: не успевала с заказами, из-за чего приходилось работать без выходных. «Помню, 31 декабря я ушла с работы и выключила принтер, а Людмила пришла 1 января в 8 утра, чтобы его запустить. И теперь мы можем зайти в любую клинику — нас все знают», — говорит Марина.
Параллельно с активным продвижением продукта 3D Smile занялась собственной IT-разработкой. Но, по признанию Марины, с программистами поначалу не везло: «Они делали неудобные программы: чтобы совершить одно действие, нужно было нажать миллион кнопок, все это занимало полчаса». «Мы много денег слили — они пользовались тем, что я ничего не понимаю в IT», — вспоминает предпринимательница.
Владимир Луценко
глава компании-производителя элайнеров Star Smile
Сегодня 3D Smile — самый серьезный наш конкурент на рынке. И это хорошо — соперничество стимулирует постоянно улучшать продукт и уровень сервиса. Но в целом я все еще расцениваю этот бизнес как не особо конкурентный — по большей части мы не между собой соперничаем, а с производителями брекетов.
Основные перспективы роста Star Smile я вижу за рубежом, но и у российского рынка есть огромный потенциал. Мы работаем, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, однако планируем активный выход в регионы. У нас и у клиник есть существенный потенциал к снижению цены продукта (сейчас средний чек — 83 тыс. руб.). Мы 4 года не меняли свои цены в рублях, но себестоимость и зарплаты росли — а значит, наши цены снизились.
Однажды Домрачева показала свой софт знакомому программисту — главному разработчику и сооснователю фирмы «Здравпринт» (изготавливает на 3D-принтерах фиксаторы для использования при переломах) Федору Аптекареву. Тот не только помог подправить ПО, но и стал подрядчиком 3D Smile, а в 2017 году и вовсе перешел туда на постоянную работу (с 2018 года Аптекарев — соучредитель компании, его доля — 10%).
По словам Федора, в технологической цепочке 3D Smile было несколько достаточно больших пробелов. Лаборатория делала 3D-план лечения, но не могла быстро и доступно ознакомить с ним врача: «требовалось переслать файл, установить софт, да и визуализировано все было так себе». На решении этой проблемы и сосредоточился Аптекарев. Сейчас у компании уже третья версия просмотрщика для планов лечения, а уровень их визуализации, по словам Федора, очень высок: «Мы на голову выше всех, у кого нет капитализации $30 млрд».
Одно из главных достижений разработчиков 3D Smile — программа, которая позволяет оценить движение не только коронок, но и корней зубов. «С ее помощью мы можем предсказать, например, что корень выйдет за пределы кости — это самое частое осложнение в ортодонтии», — объясняет Домрачева. 3D Smile подала заявку на получение американского патента на эту разработку, а в 2017 году представила ее на международной стоматологической выставке в Кельне (IDS). Тогда же у компании появились первые зарубежные клиенты — лаборатории-производители кап. Российская компания продает им свои цифровые услуги — разрабатывает планы лечения на основе присланной информации о пациентах.
На российском рынке Марина Домрачева не видит глобальных перспектив для своего бизнеса — в первую очередь, из-за низких доходов населения и отсутствия культуры выравнивания зубов. По ее оценкам, максимальное число клиентов, которое может привлечь компания, — 5 тыс. (сейчас охвачено уже 2 тыс.). Поэтому 3D Smile намерена фокусироваться на продаже цифровых услуг за рубеж — для этого она наняла 11 программистов. «Сейчас “гонка вооружений” в капах — это софт: чем ты лучше моделируешь, тем ты эффективнее. Мы хотим поймать этот момент и вскоре запустим новый софт, где все будет делать искусственный интеллект», — делится планами предпринимательница.
Денис Кузнецов
врач-ортодонт, CEO SimplyCeph
Рынок элайнеров в России активно растет: врачи готовы их предлагать пациентам, есть спрос. Пока эти капы занимают на рынке ортодонтического лечения долю в 2%-3%, но через 1-2 года произойдет взрывной рост — думаю, до 15%-20% (а со временем они сравняются с брекетами).
Сейчас элайнеры представлены, в основном, в крупных городах, где люди могут оплатить дорогостоящее лечение. Но цены становятся все более доступными — за счет автоматизации производства уменьшается его себестоимость. Сейчас элайнеры, в среднем, стоят от 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб. (в зависимости от производителя). Мы планируем выйти на рынок с ценой в 50 тыс. руб. Это значит, что и средняя стоимость лечения (сейчас она составляет от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб.) снизится на 30%-40%.
Сейчас у 3D Smile — около 10 зарубежных клиентов (из США, Китая, Индии и стран Европы), но их доля в обороте компании пока не превышает 5%. Говоря об особенностях работы с иностранцами, Марина шутит: «В Индии ни фига не платят, в Китае пытаются постоянно что-то спереть, а вот в США хорошо работают». Как раз на американском рынке компания и планирует сфокусироваться. В этом году 3D Smile зарегистрировала юрлицо в США (учредители — те же, что и в России). В основе бизнеса — продажа цифровых решений для производства кап американским стоматологическим лабораториям. «Сейчас они на удивление очень “аналоговые”, наши решения позволят им стать digital», — говорит Марина.
По словам Домрачевой, американские лаборатории оснащены очень хорошим оборудованием, но не имеют хорошего софта. Поэтому они берут от врачей только легкие заказы (например подвинуть немного 1 зуб). «Наше основное преимущество — цифровые решения, которые позволяют эффективно и предсказуемо двигать зубы любой сложности», — уверяет Домрачева. Заниматься экспансией за рубеж она намерена сама, а на российском рынке сконцентрируется Людмила Яшкова, занимающая сейчас должность директора по развитию бизнеса.
По оценкам Марины, в американский бизнес 3D Smile нужно инвестировать от $2 млн до $5 млн: «Мы не стартап, у нас бизнес прибыльный, и мне жалко отдавать хорошую долю. Нужно добиться продаж примерно на $200 тыс. в месяц — и тогда уже идти к инвестору (но если до конца года мы на такую выручку выйдем, то и инвесторы не понадобятся)».
P. S. Кстати, тот приятель, разговор с которым вдохновил Марину Домрачеву заняться бизнесом, капы себе так и не поставил. «Я ему говорю: “Ты приходи!” А он отвечает, что все некогда», — смеется основательница 3D Smile.