Новости

47% телеком-решений в России жалуются на санкционные ограничения: они ограничивают рост бизнеса

В рамках мероприятия NexSummIT 2024 компания Nexign, российский разработчик высокотехнологичных enterprise-решений для различных отраслей экономики, провела исследование внутреннего телеком-рынка. В ходе него отраслевые эксперты рассказали о настоящем и будущем отечественных телеком-компаний и уровне импортозамещения в российских IT-системах и сетях, а также назвали наиболее перспективные технологии. Подробности — в распоряжении редакции Inc.

В опросе приняли участие топ-менеджеры крупнейших операторов связи России, Беларуси, Узбекистана и Таджикистана: IT-директора (40%), менеджеры, отвечающие за развитие розничного и корпоративного бизнеса (37%), а также руководители департаментов эксплуатации сети (17%).

Результаты исследования позволяют предположить, что в ближайшие пять лет российский телеком-рынок ожидает стабильный рост. Основными причинами эксперты назвали развитие технологий традиционного и генеративного искусственного интеллекта, а также инвестиции в микросервисную архитектуру.

Исследование показало, что операторы оптимистично настроены относительно будущего телеком-отрасли в России. 57% из них прогнозируют ежегодный рост рынка на 5–10%, а 30% ожидают, что в ближайшие пять лет этот показатель составит более 30%.

Они также назвали основные драйверы увеличения объема выручки в ближайшие пять лет. Это экосистемные предложения на базе телеком-услуг и партнерских сервисов, сервисы информационной безопасности и борьбы с мошенничеством, а также комплексные предложения для бизнеса.

Стоит отметить, что обороты B2B-направления в телекоме активно растут не только в России, но и за рубежом. Ожидается, что они ежегодно будут прибавлять примерно 15% и к 2030 году достигнут $181,35 млрд. Предложения этого сегмента, как правило, включают в себя услуги связи, облачные сервисы, решения для кибербезопасности, аналитики данных и рекламы.

«Бизнес в России стал более зрелым с точки зрения цифровизации, готовым к технологической трансформации, что подтверждает наша статистика спроса на услуги и динамика выручки в B2B. Положительная динамика будет сохраняться, операторы будут увеличивать портфели своих цифровых сервисов, расширяя их функциональность и применимость для самых разных задач», — считает директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФон» Наталья Талдыкина.

Главным негативным фактором, оказывающим влияние на отрасль, подавляющее большинство (73%) респондентов назвали дефицит кадров. В последние несколько лет нехватка высококвалифицированных специалистов является одной из ключевых проблем операторов связи. Для ее решения компании прибегают к значительному повышению зарплат, а также внедряют автоматизацию разработки ПО, аналитики данных и тестирования с помощью ИИ.

Среди прочих вызовов, с которыми сталкивается отрасль, респонденты указали на санкционные ограничения (47%) и, как следствие, дефицит телеком-оборудования и рост цен на него (43%). Участники опроса указали на неравномерный характер импортозамещения в системах операторов. Так, по 23% участников исследования оценили уровень импортозамещения биллинговых систем в их компаниях на пять и семь баллов по шкале от нуля («ничего не замещено») до 10 («замещение более чем 90%»). Еще 7% опрошенных, включая операторов большой четверки, оценили свой уровень импортозамещения на 10 баллов.

Исследование также выявило проблемы с импортозамещением ядра сети. 23% респондентов оценили его на один балл по шкале от нуля до 10, однако ни один из них не выбрал вариант «ничего не замещено» и «замещено более 90%». Следовательно, компании в первую очередь стремились заместить наиболее востребованные системы, ушедшие с рынка, чтобы сохранить эффективность и непрерывность бизнес-процессов. Теперь пришла очередь специализированного ПО, которое потребует не только высокой экспертизы, но и больше времени на разработку.

Опрос Nexign также показал, что операторы не надеются на возвращение иностранных телеком-вендоров. 43% участников считают, что ушедшие компании рано или поздно вернутся, но к тому времени на рынке уже появятся отечественные аналоги.

«Высокий уровень импортозамещения BSS, который показало наше исследование, свидетельствует, что в России есть сильные вендоры с многолетней историей. Конечно, работа в этой области еще есть, но она касается не самих биллинговых систем, а замены системного ПО, о котором все сейчас говорят, — СУБД, операционных систем, — то есть полной локализации внедрений, — комментирует Сергей Карпов, коммерческий директор Nexign. — В области ядра сети ситуация другая: здесь большинство операторов до сих пор используют комплексные решения от тех же Huawei и Oracle».

Среди ключевых технологий, которые в ближайшие пять лет окажут наиболее заметное влияние на IT-стратегию их компаний, половина (50%) респондентов указали на традиционный ИИ (машинное обучение и предиктивную аналитику), 40% уверены, что это генеративный ИИ, а 37% назвали микросервисную архитектуру. Интересно, что только 3% опрошенных назвали технологию OpenRAN, активно продвигаемую ведущими вендорами телеком-оборудования за рубежом.

Наиболее перспективными сценариями применения генеративного ИИ большинство операторов (77%) считают осуществление клиентской поддержки с помощью чат-ботов и ИИ-помощников. Кроме того, они намерены применять эту технологию в операционной поддержке бизнеса. Речь идет, например, об автоматизации HR-функций и работе с договорами.

Интересно, что одна из главных технологий телеком-индустрии, 5G, не вошла в топ-3 драйверов российского рынка. Более того, мнения экспертов о перспективах развития 5G в России разделились. Так, 43% опрошенных уверены, что запуск 5G станет новым источником прибыли, однако треть (30%) респондентов сомневаются в том, что эта технология подтолкнет рост выручки.

При этом операторы в основном уже инвестируют в сети 5G: исследуют рынок, закупают оборудование и даже запускают пилотные проекты. Согласно отчету Mobile Economy от GSMA, в 2024 году 585 операторов в 175 странах вкладывают деньги в 5G-технологии, а 49 операторов уже запустили 5G SA. Сегодня 5G составляют более 1,6 млрд (18%) подключений во всем мире — к 2030 году эта цифра достигнет 56%, а вклад 5G в мировую экономику составит $930 млрд.

«Пятое поколение сетей обеспечивает гораздо более высокую скорость мобильной передачи данных, а также имеет гораздо большую емкость. Благодаря технологии сегментации сети, известной как слайсинг, операторы смогут реализовать новые сервисы, например обеспечить гарантированное качество связи для бизнеса или отдельных групп розничных клиентов — геймеров, блогеров, людей, работающих удаленно. Сети 5G уже находятся в коммерческой эксплуатации у наших соседей в странах СНГ», — комментирует Сергей Сосин, руководитель группы продуктового менеджмента Nexign.

Ранее международное рекрутинговое агентство NEWHR Data провело исследование о релокации российских IT-специалистов. Опросив 4 952 айтишника, аналитики выяснили, кто из них по-прежнему остается в России, релоцировался или вернулся, а также об их планах на будущее, в каких компаниях работают или мечтают работать.