Новости

Акселератор, инкубатор или технопарк — что выбрать стартапу

Credit: iStock

Работа акселератора Y Combinator, который подтолкнул предпринимателей к созданию компаний Airbnb и Dropbox, сформировала мнение, что участие в акселераторах, инкубаторах или технопарках — ключ к успеху. Лишь в Великобритании работает 205 инкубаторов и 163 акселераторов стартапов, подсчитали в фонде Nesta. О том, как стартапу выбрать подходящий формат, пишет издание Financial Times.


Отличие инкубаторов в избирательности подхода: участие в этом формате дает компаниям неограниченный доступ к коворкингам (обычно за плату), а также тренинги и менторов. Часто инкубаторы финансирует государство или учебные заведения. Акселерационные программы ограничены по времени, а их отличие — в интенсивности. Цель акселераторов — масштабирование существующего бизнеса. Акселереторы предусматривают участие в мастер-классах, менторов, а также возможность представить проект инвесторам. Эти программы часто предоставляют гранты или кредиты проектам (иногда в обмен на долю в компании). Иногда акселераторы взимают деньги за участие. Услуги инкубаторов и акселераторов часто пересекаются, добавляет издание.

Технопарком (или хабом) называют различные формы коворкинговых пространств. Иногда технопарками называют географические кластеры для стартапов в определенной сфере.

Время, которое стартап тратит на прохождение авторитетной акселерационной программы, трансформируется в знак качества, когда компания хочет привлечь средства от инвесторов. Инвестор, вкладывающийся в стартапы на ранней стадии, может просмотреть 1,5 тысячи бизнес-планов в год. Всё, что может помочь стартапу на этом этапе, полезно, считает партнер BGF Ventures Саймон Калвер. Она создает атмосферу для роста, которую вы не можете создать самостоятельно, уверен он.


Вопросы, которые помогут определиться с выбором программы:



1

Какой уровень поддержки нужен компании? Что нужно бизнесу: технопарк, инкубатор или акселератор?



2

Кто организует программу и какой у них опыт?



3

Какие программы включены? Актуальны ли они для нужд вашего бизнеса?



4

Предоставляет ли программа менторов?



5

Какие у программы внешние партнеры? Помогут ли их связи вашему бизнесу?



6

Потребует ли участие затрат с вашей второны? Будут ли оправданы расходы?



7

Кто еще прошел эту программу?



8

Предоставляет ли программа менторов?Как вы видите успех? Приведет ли вас к нему эта программа?


По мнению Дэвида Хелларда, сооснователя компании Zipcube (аналог Airbnb для бронирования пространств для совещаний), хорошая платформа дает компании пространство для тестирования идеи и определения успешной модели. Три года назад его стартап принял участие в годовой программе Sirius (ее поддерживало правительство Великобритании), в ходе которой компании обучались в акселераторе Ignite. За время участия в программе Sirius стартап привлек $730 тысяч и грант в $48 тысяч.


Дэвид Хеллард

сооснователь Zipcube

«За это время наш бизнес трансформировался из компании, которая занимается офисными площадями в компанию, которая специализируется на помещениях для встреч».

Глава акселератора Entrepreneurial Spark Люси-Роуз Уолкер предупреждает, что стартапы при выборе программы не должны стремиться за деньгами. Компания должна убедиться, что программа предоставит правильную поддержку. Выбирая программу стартапы должны помнить об издержках и других рисках: плата за участие в программе или доля, которую должна будет отдать компания, может быть слишком велика.

В Великобритании, по данным Nesta, инкубаторы требуют от стартаперов в среднем $332 за человека. А за участие в акселерационных программах компании отдают в среднем 7% в компании. Крис Хэйли, руководитель исследований в сфере новых технологий и стартапов в Nesta, предупреждает, что некоторые программы могут быть вредными: они дают плохие советы или забирают хищнические доли в компаниях.

Предприниматель Дженни Кэмпбелл (участвует в британском телешоу Dragons’ Den, в котором стартаперы представляют свои идеи инвесторам), считает, что репутация — ключ в выборе программы. Часто инкубаторы и акселераторы создают программы вместе с банками или юридическими фирмами, отмечает издание. Кэмпбелл рекомендует стартапам задать себе вопрос — какой бренд стоит за программой. По мнению Дженни Кэмпбелл, акселераторы недостаточно прозрачны: организаторы этих программ должны предоставлять статистику по числу рабочих мест, которые они помогли создать, или по объему средств, которые они помогли привлечь.


Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru