Александр Бастрыкин предложил раскрывать банковскую тайну и конфисковать имущество коррупционеров
Председатель Следственного Комитета Александр Бастрыкин рассказал в интервью «Известиям» о борьбе с коррупцией в России. Основную помеху в деле возвращения украденного глава СК видит в отсутствии содействия обвиняемых, а для повышения эффективности работы следствия предлагает ввести институт уголовной ответственности для юридических лиц, разрешить следователю запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну и вернуть понятие «конфискация имущества» в перечень наказаний.
По словам Бастрыкина, чаще всего фигурантами дел о коррупции становятся муниципальные депутаты, а реже всего — судьи. Он рассказал, что с момента образования Следственного комитета в суд было направлено 80 тыс. уголовных дел о коррупции и привлечено к ответственности 5038 чиновников и депутатов различных уровней. Среди них — более трёх тыс. депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления и всего лишь 35 судей. В собственном ведомстве Бастрыкина, по его словам, нашлось всего 122 коррупционера.
Он также опроверг мнение о том, что за коррупцию задерживают только «мелкую рыбёшку», а крупных чиновников и депутатов поймать не могут. По словам главы СК, только в последнее время осуждены пять бывших глав федеральных субъектов, четыре их заместителя, пять глав крупных государственных компаний, два члена региональных парламентских органов, один бывший региональный министр и многие другие. Среди названных им лиц — бывший глава республики Коми Вячеслав Гайзер и заместитель начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрий Захарченко.
По словам Бастрыкина, очень много коррупционных схем вскрывается в сфере государственных и муниципальных закупок, однако, уже приняты меры для улучшения ситуации в этом направлении. Так, к примеру, установлена уголовная ответственность за любые коррупционные действия в сфере госзакупок, причем не только для чиновников, но и гражданских лиц.
Он также рассказал, что активные действия Следственного комитета по возвращению похищенных у государства средств имеют свои плоды. В 2018 году государству было возвращено 18,6 млрд руб. украденных денег с помощью арестов имущества и изъятий. А за первые три месяца 2019 года, по его словам, арестовано имущества коррупционеров на сумму 5,3 млрд руб.
Однако, главу Следственного комитета не утраивает сложившаяся правовая ситуация вокруг расследования коррупционных преступлений. Пути увеличения эффективности своего ведомства он видит в ужесточении существующего законодательства. В частности Бастрыкин предложил наделить следователя полномочиями запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну; вернуть в перечень уголовных наказаний конфискацию имущества; ввести институт уголовной ответственности для юридических лиц. Также его недовольство вызывает несогласованность работы основных ведомств, занимающихся возмещением ущерба от коррупции — Счетной палаты, Банка России, Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы.
Больше всего, по словам главы СК, мешают эффективной работе следственных органов сами обвиняемые, стремясь скрыть и преуменьшить ущерб, нанесенный ими казне. Кроме того, отдельной проблемой он назвал вывод за рубеж активов, принадлежащих государству и административно-правовые барьеры, выстраиваемые иностранными государствами в сфере возвращения таких средств.