За год россияне потратили на покупку искусственного мяса 2,6 млрд руб., подсчитали в Deloitte Consulting, данные исследовательского центра приводит Forbes. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие 5 лет рынок альтернативного мяса будет расти не менее чем на 10% в год.
По данным компании, пока рынок альтернативного мяса в России составляет 0,7-0,8% от европейского, но имеет большой потенциал. Мясо на растительной основе готовы включить в свой рацион около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет, отмечается в материалах исследовательского центра Deloitte Consulting.
В последние годы производством искусственного мяса в России занялись как небольшие стартапы, так крупные агрохолдинги.
В 2019 году на российский рынок зашла Beyond Meat — тогда её бургеры с растительным мясом начал продавать ресторанный холдинг White Rabbit Family Бориса Зарькова. Также продукция Beyond Meat появилась в «Азбуке вкуса», «Ленте», «Утконосе», а также в торговых сетях «Город-сад» и «Перекрёсток».
В 2020 году компания «Эфко», производитель майонеза «Слобода», объявила об инвестициях в 100 млн руб. в производство котлет для бургеров на растительной основе. Одновременно с «Эфко» запустилась компания Welldone, получившая в 2020 году 60 млн руб. инвестиций от венчурного фонда, основанного совладельцем Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) Иваном Сидорком.
Мировой рынок растительного мяса, по данным Deloitte Consulting, оценивается в 11,5–12 млрд долларов. К 2025 году этот рынок, по прогнозам компании, достигнет $28 млрд. Объем мирового рынка альтернативного мяса всех видов в ближайшие пять лет вырастет до $30 млрд, отмечают в исследовательском центре.
Аналитики считают, что рост будет достигнут в первую очередь за счет европейского рынка, на котором в прошлом году было продано 38% всего произведенного альтернативного мяса. Среди крупных рынков Deloitte также называет США (27%), страны Азиатско-Тихоокеанского региона (23%) и Латинскую Америку (12%).
Рынок альтернативного мяса Deloitte делит на две группы: растительное и клеточное мясо (мясо из пробирки). Растительное мясо — продукт, имитирующий вид, вкус, цвет, запах и консистенцию традиционных мясных и рыбных аналогов. Его производят на основе растительных белков (например, сои или гороха).
При производстве мяса из пробирки у животного изымаются клетки, склонные к размножению (например, эмбриональные или стволовые), затем их выращивают в биореакторе.
Мировой рынок клеточного мяса, по данным аналитиков, пока незначителен. В прошлом году его объём не превысил $14-15 млн. Одной из причин его медленного развития аналитики называют запрет на розничные продажи клеточного мяса в мире. Единственной страной, которая разрешила продажу мяса из пробирки, является Сингапур.