Показатели развития бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге ухудшились по итогам прошлого года и вернулись к уровню 2015 года, считают эксперты. Инвестпривлекательность значительно снизилась у аптек, хостелов и автосервисов.
По всем видам бизнеса в Москве сроки окупаемости выросли с 0,9–10,2 года до 2–10,5 года, по данным исследования консалтинговой компании «2Б Диалог». В опросе приняли участие 1,6 тыс. предпринимателей из Москвы и Санкт-Петербурга. Инвестпривлекательность также снизилась. Если в 2017 году инвестор вкладывал 0,2–2,4 руб., чтобы получить 1 руб. выручки, то в 2018 году — уже 0,2–3,2 руб.
Наиболее заметное ухудшение инвестиционной привлекательности исследователи обнаружили у аптек (1,7 руб. вложений на 1 руб. выручки в 2018 году против 0,4 руб. в 2017 году), автосервисов (3,2 руб. в 2018 году против 0,6 руб. в 2017 году), хостелов (1,8 руб. в 2018 году против 0,7 руб. в 2017 году) и детских центров развития (1,6 руб. в 2018 году против 0,6 руб. в 2017 году, см. диаграмму).
Хорошие инвестиционные показатели у малых продуктовых магазинов (0,2–0,4 руб. вложений для 1 руб. выручки с 2013 года) и магазинов одежды и обуви (1,5 руб. вложений в 2018 году против 2,3 руб. в 2017 году).
Причинами снижения рентабельности продаж аналитики назвали возросшую конкуренцию, падение доходов населения и сокращение бюджета компаний. Продажи сократились с 19–40% в 2017 году до 10–36% в 2018 году, по оценке консалтинговой компании. Кроме того, монополизация крупных сетевых бизнесов приводит к снижению доходов малых предприятий.
«Несмотря на декларируемые меры поддержки малого и среднего бизнеса (надзорные каникулы, программы кредитного стимулирования), сфера предпринимательства стагнирует пятый год подряд, кроме 2017 года, который показал незначительные улучшения. В итоге бизнес откатывается назад, к показателям 2015 года, некоторые просто уходят с рынка», — сообщил гендиректор «2Б Диалог» Борис Богоутдинов.