Чем более уверенно звучат ваши заявления, тем выше ваши шансы на успех в карьере и на то, что к вам прислушается как можно больше людей, показало исследование ученых из двух американских университетов, пишет Inverce. При этом в ходе эксперимента они обнаружили, что женщины чаще, чем мужчины, избегают подчеркнуто уверенного стиля коммуникации, что может повредить их карьере.
В своем исследовании ученые Университета штата Вашингтон и Калифорнийского университета в Мерседе (UC Merced) изучили, как влияет на людей коммуникация, когда собеседники используют заявления, подчеркивающие их достоинства, но при этом не несущие конкретики. Например, «у меня очень сильная репутация и навыки решения проблем».
Также они поставили целью доказать, проявляется ли в такой коммуникации гендерная дискриминация. Иными словами, действительно ли люди склонны больше прислушиваться к заявлениям мужчин, чем женщин.
В эксперименте приняли участие студенты Калифорнийского университета в Мерседе. Их распределили по группам, и каждой назначили случайного руководителя. Студентам предоставили развернутую информацию о лидерах, которые были как мужчинами, так и женщинами.
Информация включала советы, которые давали руководители, и соответствовала трем тональностям: наименее самоуверенной, нейтральной и подчеркнуто напористой (то есть в этом случае лидеры подчеркнуто самоуверенно продвигали свои компетенции).
Эксперимент также воспроизвели на краудсорсинговом сайте Amazon Mechanical Turk. Всего в исследовании приняли участие около 1 тыс. участников.
В результате авторы исследования обнаружили, что испытуемые были более склонны действовать советам, выраженным в «подчеркнуто самоуверенной и напористой» форме.
При этом им был не важен пол руководителя, хотя испытуемые подсознательно воспринимали такой язык как «более мужественный», отмечается в работе.
В то же время эксперимент показал, что женщины-испытуемые реже выбирали язык подчеркнутой саморекламы. По словам исследователей, это доказало гипотезу о том, что женщины в среднем реже, чем мужчины, склонны использовать самоуверенный и напористый тон в коммуникации.
Они добавляют, что это качество может повредить их карьере, так как именно подчеркнуто уверенная коммуникация является наиболее эффективной стратегией повышения своего влияния и авторитета на рынке труда.
Как отмечает Inverce, данные в целом коррелируют со статистикой: по состоянию на 2020 год, женщины возглавляли только 7,4% компаний из списка Fortune 500.
«Нам может часто потребоваться продвигать себя. Например, именно такое требование обычно выдвигается при приеме на работу в сопроводительных письмах, где нас просят рассказать о своих успехах. Но данные показывают, что женщины, описывая свои компетенции, в среднем чаще уклоняются от использования сильных, напористых формулировок в ущерб себе», ― говорит Кетки Шет, соавтор исследования из Калифорнийского университета в Мерседе.
Прочитайте также
ВЭФ: Гендерный разрыв удастся сократить только через 136 лет
Ученые отмечают, что использование стратегии более уверенной коммуникации может помочь женщинам добиваться бОльших успехов в карьере и сократить гендерный разрыв на рынке труда. Хотя и признают, что это, безусловно, не решит все гендерные вопросы.
Как именно можно реализовать эту стратегию? Сравните два утверждения: «Вероятно, вы лучше решаете проблемы, чем я, но вот чем я могу помочь» и «Если вы прислушаетесь к моему совету, могу заверить, что мои навыки и опыт помогут вам решить проблемы». Содержание примерно одинаково, но второе утверждение звучит гораздо сильнее и убедительнее.
«Всем специалистам, но особенно женщинам, необходимо оценить свой стиль коммуникации и спросить, следует ли им использовать более напористые формулировки. Это не всегда легко оценить, и наши результаты показывают, что люди часто неосознанно избегают сильных формулировок, занижая свои преимущества», ― говорит Шет.