Новости

Аудитория Instagram и Facebook рухнула на 80% с начала «военной спецоперации»

Ежедневная российская аудитория соцсетей Facebook и Instagram (принадлежат Meta, признанной экстремистской в РФ) упала с начала года на 81% и 88,7% соответственно. Блокировка привела к росту пользователей мессенджера Telegram. Его суточная аудитория увеличилась на 66%, до 41,5 млн человек.

Ежедневная аудитория Facebook в России сократилась с начала года в восемь раз, а Instagram — почти в четыре раза, сообщает Forbes со ссылкой на исследование Mediascope. Данные учитывают все население России в возрасте от 12 лет и рассчитываются в двух разрезах — все сессии, вне зависимости от длительности, и сессии длительностью от пяти минут и больше.

После начала «военной спецоперации» на территории Украины Instagram потерял более 80% аудитории, рассчитывающейся по длительным сессиям. В феврале соцсетью пользовались 28,9 млн россиян, но уже в марте показатель снизился на 41%, до 16,9 млн.

В апреле аудитория упала до 6 млн человек, а в июле среднесуточный охват Instagram сократился до 5,5 млн — снижение на 81% по сравнению с февральским показателем.

Еще стремительнее падали показатели Facebook. Длительные сессии в феврале фиксировались у 2,7 млн человек, а в июле таких пользователей осталось только 305 тыс. — общее снижение на 88,7%.

Роскомнадзор заблокировал Facebook в России с 4 марта. Причиной стала «дискриминация российских СМИ и информационных ресурсов» соцсетью. 11 марта доступ ограничили к Instagram.

Руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк видит в методологии исследования недочеты и считает, что аудитория двух соцсетей упала не так радикально. Из-за блокировок россияне стали активно пользоваться VPN-сервисами, а значит, заходят в сеть не под своими IP-адресами. Представитель Mediascope отметил, что такие пользователи тоже учитывались в исследовании.

На фоне блокировки соцсетей увеличилась аудитория других сервисов. Мессенджер Telegram за полгода показал прирост в 66%, до 41,5 млн человек.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян объясняет взрывной рост наличием в Telegram новостного контента. 4 марта правительство ввело уголовную ответственность за «фейки» о действиях российских военных, после чего ряд СМИ объявили о прекращении работы, но не перестали вести каналы в Telegram.

«ВКонтакте» тоже показала рост аудитории, но не такой быстрый. В январе соцсетью пользовались 46 млн человек, а в июле — 50 млн (рост на 8,7%). Источник, близкий к VK (владеет соцсетью) рассказал Forbes, что рост аудитории был не таким стремительным из-за эффекта большой базы — площадка уже охватывает почти всех интернет-пользователей в России. Куда важнее, по словам представителя, рост активности. Пользователи стали проводить в соцсети на 7% больше времени.

Июльское исследование сервиса по анализу рынка приложений AppMagic показало, что Россия вышла на второе место в мире по количеству загрузок VPN-сервисов. За первые три недели июля такие приложения скачали более 12 млн раз. В январе Россия была только на 16-м месте с показателем 2 млн загрузок.