Новости

Безналичные платежи увеличивают траты на нездоровую еду

Кредитные карты и мобильные приложения сделали процесс оплаты покупок удобнее для потребителей. Однако учёные из Чикагского университета выяснили, что безналичные платежи могут увеличить расходы потребителей на нездоровую еду. Об этом пишет EurekAlert! со ссылкой на исследование.

Авторы исследования — Джовон Парк, Кларенс Ли и Манодж Томас из Чикагского университета — предположили, что наличные и безналичные платежи вызывают разные уровни негативного возбуждения при принятии решений о покупках.

«Большинство людей испытывают негативную эмоциональную реакцию на потерю накоплений, особенно когда она является реальной и наглядной, — пишут исследователи. — Напротив, когда человек использует карту или мобильный платёж, ему трудно представить, как деньги переходят из рук в руки».

Авторы предполагают, что более низкий уровень возбуждения, вызванный безналичными платежами, может отвлечь внимание потребителей от рисков принимаемых ими решений. Например, о покупках продуктов, которые могут в перспективе навредить их здоровью. Учёные называют этот процесс «невниманием к риску принятия решения».

Чтобы проверить эту идею, исследователи пригласили добровольцев в лабораторию, которая представляла собой симуляцию продуктового магазина. Некоторым участникам предложили оплатить покупки наличными, другим — картой. Во время эксперимента добровольцы носили на руках устройство, которое измеряло уровень их возбуждения.

Участники, которые расплачивались безналичным способом, испытывали меньшее возбуждение по сравнению с теми, кто использовал наличные. Более сильное возбуждение, в свою очередь, заставляло людей обращать внимание на связанные с продуктами риски для здоровья и добавлять меньше печенья и сладостей в свои корзины. При этом разница в уровне возбуждения не влияла на решение о покупке полезных продуктов, таких как яблоки и салат.

В аналогичном исследовании участникам нужно было помочь владельцам воображаемого кафе выбрать самые популярные десерты. Они смотрели на фотографии и описания десертов и должны были указать, сколько готовы заплатить за каждый из них. Как и в предыдущем исследовании, участники, которым предложили расплатиться картой, были готовы отдать за десерты больше, чем те, кто якобы расплачивался наличными.