Экономисты рассказали, сколько бизнес экономил с помощью офшоров
Ученые из Копенгагенского университета и Калифорнийского университета в Беркли подсчитали, что каждый $1 налогов, выплаченный в странах с низкими налоговыми ставками, в 2015 году позволял компании сэкономить $5 там, где она ведет бизнес. Об этом сообщает газета «Ведомости»
По данным экспертов, в 2015 году юрисдикции с низкими налоговыми ставками привлекали примерно 40% прибыли международных компаний или 8% национального дохода.
Ставка корпоративного налога по всему миру за последние 30 лет опустилась с 49% до 24%. В 2018 году в США налог снизился с 35% до 21%. Но предприниматели по-прежнему пытаются снизить налоговую нагрузку. Лишь за 2015 год $600 млрд из $1,7 трлн транснациональной прибыли вывели в офшоры. 32% из этой суммы потерял Евросоюз, 30% — страны с развивающимися экономиками, а 25% — США.
Для оценки выведенных средств ученые проанализировали открытые данные о прибылях корпораций и сравнили показатели прибыли до выплаты налогов с зарплатами, выплачиваемыми сотрудникам. Средний показатель по всему миру составляет 36% (на $1 зарплаты у компании было $0,36 прибыли). В США соотношение достигало 31%, в Швеции — 39%, а в Англии — 42%. В Сингапуре и Гонконге это значение превышает 100%, а в Ирландии, Пуэрто-Рико и Люксембурге — 200%.
Экономисты отмечают, что в 2015 году около 8% национального дохода Мальты приходилось на корпоративные налоги. В Люксембурге этот показатель достигал 7%, а в Ирландии — превышал 5%. Налоговики борются с такими странами, а не с классическими офшорами, где информация закрыта.
Сейчас страны ужесточают налоговую политику. Летом прошлого года более 65 стран мира, включая Россию, ввели минимальные стандарты в двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Это позволило перекрыть лазейки для ухода от налогов. Еще 70 стран договорись об автоматическом обмене налоговых данных.
За 2 года налоговики продвинулись в борьбе с уклонением от уплаты налогов и размыванием налоговой базы, заявил партнер PwC Екатерина Лазорина. Однако бизнес не перестал пользоваться офшорами. А партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов отметил, что уже сейчас есть тренд на ослабление налоговой оптимизации.
По словам партнера International Tax Associates Рустама Вахитова, оптимизации налогов, в ходе которой бизнес открывал в офшоре компанию-пустышку и переводил в зарубежную организацию прибыль, больше нет. Если компания не ведет реальный бизнес, то прибыль будет облагаться налогом в той юрисдикции, которая ее генерирует, добавляет эксперт.