Иностранные компании могут обязать выплачивать НДФЛ за российских блогеров, которые зарабатывают на рекламе, используя такие платформы, как YouTube. Такое предложение Минцифры изложено в плане развития отрасли информационных технологий в России, пишут «Ведомости».
Иностранные юридические лица, такие как Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, TikTok и т. д., в качестве налоговых агентов будут обязаны уплачивать в бюджетную систему РФ «налог за российских блогеров с доходов от рекламы в блоге», говорится в документе.
В плане указано, что такой шаг приведёт к росту поступлений от деятельности российских блогеров в бюджет. Исполнителями проекта назначены Минфин, Минэкономразвития и ФНС. В этих ведомствах на запросы «Ведомостей» не ответили. В пресс-службе Минцифры отказались от комментариев, указав, что документ неактуален.
В TikTok и YouTube отказались от комментариев.
Как отмечается в перечне мер по поддержке российской IT-индустрии, изменение должно быть закреплено федеральным законом, его проект планируется подготовить к середине этого года, уточняет издание.
По данным исследовательской компании BloggerBase, в 2020 году видеоблогеры в России заработали около 18 млрд руб. Рост спроса на контент и рекламу в интернете стимулировала пандемия.
Блогеры, у которых иностранные компании заказывают рекламу, как правило, получают деньги на личный счёт: это может быть долларовая карточка или рублевый счет в банке.
«Банк и налоговая не квалифицируют такой платеж как коммерческий, и если сумма не попадает под финмониторинг, т. е. она менее 500 тыс. руб., то по факту никто ею не интересуется и не отслеживает, откуда она пришла», ― объясняет директор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский. Поэтому, по его словам, «сложно точно сказать, сколько денег таким образом недополучает государство».
Как отмечает глава Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков, инициатива вызывает много вопросов.
«Как будут находить владельцев аккаунта, в котором прошла реклама? Например, не все владельцы аккаунтов в YouTube, Twitter, Instagram, «ВКонтакте», TikTok и «Одноклассниках» известны… Сначала нужно сделать так, чтобы иностранные компании открыли в России свои полноценные представительства, выполнили ранее принятые законы, и только потом есть смысл выдвигать к ним новые требования», ― считает он.