Производители сидра и медовухи опасаются ужесточения лицензирования. Эксперт — о том, что это значит на самом деле
Производители сидра, медовухи и пивных напитков пытаются добиться четкого определения своей продукции. Причина — ужесточение госконтроля и возможное лицензирование из-за роста продаж слабоалкогольных напитков.
«Опора России» направила письмо первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову с просьбой внести изменения в принятый в 2018 году технический регламент «О безопасности алкогольной продукции», сообщает «Коммерсант». Он должен вступить в силу в декабре 2020 года. Регламент принят Советом Евразийской экономической комиссии требует обеспечение безопасности к алкоголю, процессам его производства и другое.
Производители просят уточнить понятия «пивной напиток», «сидр ароматизированный», «сидр фруктовый ароматизированный», «медовуха», «фруктовое вино» и «сидр фруктовый». По их мнению, вкусоароматические добавки позволяют производить напитки, похожие на алкогольные коктейли. Этим пользуются производители слабоалкогольной продукции, не желающие платить более высокий акциз. По оценке «Опоры», за 6 лет потери бюджета РФ от недоплаты акцизов достигли 18 млрд руб.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин сообщил, что Минфин дал отрицательный ответ на письмо производителей алкоголя. Для борьбы с недобросовестными производителями слабоалкогольных коктейлей власти могут ввести лицензирование производства и оборота всей пивной продукции, опасается Небольсин.
О состоянии пивной отрасли в условиях ужесточения госконтроля рассказал Inc. основатель пивоварни «Аляска» Юрий Катуков. Предприниматель назвал усиление контроля данностью, с которой приходится работать производителям пива. «Думаю, нас всех ожидает дальнейшее развитие проекта ЕГАИС (Прим. ред. Единая государственная автоматизированная информационная система), маркировки продукции, контроля использования сырья и так далее. Цели могут называться самые разные, но реальная задача только одна — это увеличение собираемости налоговых и квазиналоговых сборов», — считает Катуков.
По мнению эксперта, опыт предыдущих лет ясно показывает, что ужесточение контроля в долгосрочной перспективе только тормозит развитие бизнеса. Налоговая нагрузка на сегодняшний день составляет более половины доходов пивоварни — и это без учета расходов на обновление оборудования, признается Inc. бизнесмен.
«Если смотреть в конец этого пути, то перед пивоварней так или иначе встает вопрос снижения рентабельности или снижения себестоимости продукции. Затем контролирующие органы вновь забеспокоятся, правильно ли варят пиво и как это контролировать. Круг замыкается, делайте выводы», — подводит итог Катуков.
Ранее руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз сообщилInc., что из 11 млрд л. алкогольной продукции, выпиваемой в России в год, 8 млрд л. — это пиво и пивные напитки. «Главный российский напиток — пиво! Мы пивная страна уже около 12 лет», — говорит Дробиз.