Эксперты в сфере законотворчества и правоведения «Сколково» предложили ввести регулирование «цифрового следа» гражданина. Об этом сообщает РБК со ссылкой на документ, подготовленный экспертами. В документе также содержатся предложения ввести государственный контроль за устройствами интернета вещей, и использовать big data для изменения законодательства. Опрошенные изданием представители интернет-компаний негативно отнеслись к новым предложениям.
Документ под названием «Концепция комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики» был разработан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве по заказу «Сколково». В документе предлагается ввести определение и методы регулирования так называемого «цифрового следа». Концепция предлагает определить понятие «цифрового следа» как «совокупность данных о действиях пользователя в цифровом пространстве». Понятие также предлагается разделить на две категории: «активный» след и «пассивный».
«Активный цифровой след» будет составлять информация, которую пользователь оставляет в социальных сетях и личных кабинетах на сайтах, включая портал государственных услуг и банковские ресурсы. То есть, та информация о себе, которую он оставляет в сети преднамеренно. «Пассивный след» же будут составлять данные, которые оставляются пользователем ненамеренно или вследствие работы соответствующего программного обеспечения. К примеру те, которые собирает о пользователе операционная система или поисковик.
В документе предлагается прописать механизм получения у пользователя согласия на использование «активного цифрового следа», а также регламентировать доступ к этой информации коммерческих компаний и прописать ответственность и обязанности лиц, обеспечивающих его хранение и обработку. В то же время, указывают авторы документа, использование «пассивного цифрового следа», не должно подвергаться регулированию. По их мнению, это может затормозить внедрение современных информационных технологий, и создаст избыточные требования для коммерческих компаний.
В концепции также содержится предложение использовать анализ «big data» для корректировки действующих и вносимых законодательных норм. «Например, если у граждан есть спрос на проезд и остановку транспорта в каком-то определенном месте, то в результате запрета остановки может сократиться поток клиентов в магазины и рестораны, в итоге снизится инвестиционная привлекательность всего района. За счет накопленных на цифровых платформах данных можно связать регуляторные решения с реальным спросом и создать более эффективную модель регулирования», — пояснил глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит.
Концепция также предлагает ввести контроль государства за данными, поступающими с устройств «интернета вещей». Предлагается стандартизировать протоколы передачи данных между «умными» устройствами и государственными ведомствами, которые могут их использовать. Речь идет о своевременном предупреждении чрезвычайных происшествий, а также о ведении контрольно-надзорной деятельности.
Однако представители компаний, чьи пользователи генерируют большие массивы данных, не поддержали идеи, заложенные в концепцию. По словам представителя Ассоциации больших данных, организация и ее компании-участницы передавали свои замечания к документу. Однако пока что ключевые вопросы остались без ответа со стороны авторов. «Мы рассчитываем на дальнейшее обсуждение концепции с экспертным сообществом. В текущей редакции документ вряд ли можно считать отвечающим потребностям формируемой в России цифровой экономики», — заявил он.
Ранее Inc.сообщал, что фонд развития интернет-инициатив предложил закрепить в законодательстве понятие «деперсонализированных данных», чтобы пользователи смогли зарабатывать на их продаже. С этой целью фонд разработал поправки в закон «Об информации».