Новости

Российские компании подали несколько заявок на использование товарного знака Clubhouse

На фоне роста популярности голосовой соцсети Clubhouse российские компании подали сразу несколько заявок на одноимённый товарный знак, пишет «Коммерсант». Если Роспатент одобрит хотя бы одну заявку, компании могут получить возможность влиять на работу соцсети в России.

Среди заявителей ― холдинг «Выбери радио» Ивана Таврина и петербургская студия веб-разработки «Креобитс».

«Креобитс» подала заявку на товарный знак по классам программного обеспечения 16 февраля. Как рассказал изданию гендиректор компании Артем Рутковский, студия решила сделать сайт про Clubhouse с ответами на популярные вопросы о соцсети. Регистрация товарного знака, по его словам, нужна для защиты инвестиций в разработку сайта.

Ещё три заявки на товарные знаки Clubhouse, Clubhouse Radio и Clubhouse Audio подало 20 февраля ООО «Выбери радио» (управляет сетью региональных радиостанций), которое входит в группу «Медиа-1» Ивана Таврина. Заявки «Выбери радио» распространяются в том числе на услуги «социальных сетей онлайн» и «доступа на дискуссионные форумы в интернете», уточняет «Коммерсант».

Эксперты и юристы полагают, что с учётом известности Clubhouse шансов получить товарный знак у заявителей немного. В то же время владельцы самой соцсети пока не пытались зарегистрировать его в России.

Основная задача регистрации товарных знаков в данном случае — получение прав на использование обозначения, которое уже известно большой аудитории, объяснил партнёр юридической фирмы «Косенков и Суворов» Константин Суворов.

Эксперты считают, что регистрация товарного знака может использоваться и как инструмент давления на других его пользователей. Старший юрист группы технологий и инвестиций Vegas Lex Дмитрий Бородин допускает, что в случае успешной регистрации заявители смогут даже требовать удаления соцсети из магазинов приложений для территории РФ.

Роспатент может полностью или частично отказать заявителям. Одним из оснований может являться известность соцсети и тот факт, что применение её названия может ввести потребителей в заблуждение, отмечает управляющий партнёр Hogan Lovells CIS Наталья Гуляева.

Роспатент может отказать и потому, что такие знаки уже зарегистрированы за рубежом, добавляет партнёр юридической фирмы Nevsky IP Law Кирилл Митягин. Например, немецкая Sky Deutschland Fernsehen GmbH & Co. владеет знаком Clubhouse с 1996 года.

Если же регистрация по одной из российских заявок всё-таки произойдет, Alpha Exploration может оспорить её в палате по патентным спорам и в суде по интеллектуальным правам.

Clubhouse была запущена в марте 2020 года компанией Alpha Exploration, которую создали выходцы из Google Пол Дэвисон и Роэн Сет. Рост её популярности начался после того, как в соцсети появились основатель Tesla и SpaceX Илон Маск и создатель Facebook Марк Цукерберг. По данным AppAnnie, аудитория сервиса в России на 16 февраля достигла 137 тыс. пользователей.