Исследование: люди воспринимают дорогую одежду как признак компетентности
Исследователи Принстонского университета выяснили, что люди связывают одежду и компетентность: чем дороже вещь на собеседнике, тем более хорошим специалистом он кажется.
Сначала ученые показали 50 фотографий людей и попросили оценить, дорогая на них одежда или дешевая. На основе ответов исследователи выбрали 36 фотографий мужчин в тех вещах, которые назвали самыми дорогими и дешевыми.
Эти изображения они показали другим группам и попросили оценить компетентность людей на фото по шкале от 1 до 9. По результатам людей в более дорогой одежде посчитали компетентнее остальных.
Затем исследователи провели похожий эксперимент с другими группами: некоторым участникам рассказали о профессии или доходе человека, других попросили не обращать внимание на одежду, а в каких-то группах убрали фотографии людей в галстуках.
Результаты исследования не поменялись — в любых условиях людей в более дорогой одежде участники оценили как более компетентных, даже когда им предлагали деньги в случае, если их оценка совпадет с оценкой групп, которые видели только лица — без одежды.
Участники должны были дать ответ быстро — в среднем они видели фотографии меньше секунды. Выводы не изменились даже когда изображение показывали в течение 129 миллисекунд. Ученые говорят, что за это время невозможно рассмотреть лицо человека, но можно оценить его одежду.
Исследователи считают, что для того, чтобы преодолеть первое впечатление, нужно захотеть это сделать, потратить много времени и быть внимательным к собеседнику. Это должны понять рекрутеры и минимизировать факторы, из-за которых они могут предвзято относиться к кандидатам, считает соавтор исследования Эльдар Шафир. Для этого можно, например, не проводить очные собеседования. Так работает и школьная форма: все ученики ходят в одной одежде, поэтому учителя могут оценивать их, несмотря на финансовое состояние.