Уже в 2020 году российские водители смогут отказаться от бумажных документов — прав и свидетельстве о регистрации автомобиля. В ГИБДД пообещали сделать их электронными. Inc. узнал у сервисов каршеринга, что изменится в их работе.
«Когда не было электронных баз данных, водительское удостоверение было подтверждением, что человек имеет право управления транспортным средством. А сейчас это подтверждение можно реализовывать с помощью информационных систем», — объяснил в беседе с РИА «Новости» начальник ГИБДД Михаил Черников. По его словам, нововведение поможет в борьбе с поддельными правами и водителями, которые используют документы похожих на них людей.
Сейчас проверку водителей осуществляет система скоринга, которая постоянно обучается, рассказала Inc. соосновательница каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова. При этом детали сервис раскрыть не может, поскольку некоторые параметры и данные критичные для его работы. Инициативу по внедрению электронных прав в BelkaCar оценивают как правильную — работать станет проще и безопаснее, говорит она.
екатерина макарова
основательница BelkaCar
«Мы за прозрачность и любого вида документацию, электронные права это большой шаг вперед. По аналогии с электронным ОСАГО — люди будут быстрее менять права и ответственнее относиться к вождению, а мы будем оперативно получать информацию об утере, смене, истечении срока действия. Все это позволит значительно снизить традиционные риски, связанные с ездой без прав или на „просроченных“ документах».
Введение электронных прав упростит жизнь прежде всего клиентам каршеринга, объяснил Inc. генеральный директор YouDrive Борис Голиков. «В целом, введение электронных прав, скорее всего, облегчит процесс регистрации для пользователей — им не придется вводить данные вручную. Проверка документов на подлинность уже сейчас производится автоматически. На обработку одного комплекта документов при этом уходит не более 3 часов», — сказал Голиков.
В «Делимобиле» сейчас проверяют сканы водительских прав, которые присылают пользователи. «Поскольку мы используем специальные программы для распознавания символов, времени тратится не так много. Если бы всё было в ручном режиме, было бы сложнее. С одной стороны, теоретически, документы в электронной форме могут упростить работу по верификации. Упростить и ускорить. С другой стороны, важно, как будет обеспечиваться сохранность этих документов и насколько сложно их будет подделать», — сказал представитель сервиса.
Риски действительно есть, говорит руководитель департамента системных решений Group-IB и эксперт по информационной безопасности Антон Фишман. «Уязвимая точка здесь – это получение доступа к информации. В идеале как можно меньше людей должны иметь возможность заполучить всю информацию целиком, так как подобная технически возможность создает потенциальную точку входа для злоумышленников. Причем опасность есть не только взлома, компрометации системы извне, но и исайда изнутри. Несколько лет назад не только в даркнете, но и на обычных рынках можно было приобрести базы данных регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и штрафов — большую часть информации, вероятно, слили сами сотрудники», — объяснил Фишман Inc.
ГИБДД предложила ввести электронные права в 2018 году. Тогда глава ведомства заявил, что «практически уже есть оцифрованная база», которая появилась еще в 2011 году. Бумажные права будут действительны, пересдавать экзамены водителям не придется.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews