Новости

Электросамокаты опередили велосипеды по популярности в шеринговых сервисах

Количество электросамокатов в российских шеринговых сервисах превысило число велосипедов. Сейчас для аренды доступно 11,2 тыс. самокатов и 7,1 тыс. велосипедов, пишет РБК со ссылкой на исследование института территориального планирования «Урбаника».

Сейчас 56% от всех транспортных средств в российских сервисах шеринга — это электросамокаты, а в 2021 году их доля может вырасти до 70%, подсчитали исследователи.

Услуги проката больше всего развиты в Москве — на нее приходится 52% всех транспортных средств, которые можно взять в аренду. Но в столице все еще лидируют велосипеды: почти 5,3 тыс. обычных и 209 с электромотором. Число доступных для проката электросамокатов превышает 3,8 тыс., обычных — 1,1 тыс.

В Санкт-Петербурге больше развиты сервисы по аренде электросамокатов. Для аренды доступно более 4,6 тыс. электросамокатов и 84 обычных самоката против 500 велосипедов. Самокаты также доминируют в прокате в Екатеринбурге и Уфе.

В некоторых российских городах вообще нет сервисов велошеринга: в частности, в Казани можно воспользоваться лишь 1,1 тыс. электросамокатов и 95 обычными. Противоположный пример — Нижний Новгород: в прокате есть 450 велосипедов и нет самокатов.

У сервисов по аренде самокатов экспансия шире, чем у велосипедных операторов, отмечают аналитики. Компания Urent работает в 18 городах, ToGo sharing — в 15, Whoosh — в 12, самокаты от компании Samocat есть в 10 городах. Среди операторов велошеринга наибольший географический охват у сервиса Lucky Bike, который доступен в 10 городах. Сервисы «Велобайк» и Smark Bike работают в 3 городах.

Велосипеды и самокаты смогут стать полноценной частью транспортной системы, только если операторы снизят цены на аренду, предупреждают в «Урбанике». Большинство пользователей считают адекватной стоимостью поездки 2 руб. в минуту, текущая же — не ниже 3,5 руб.

Объём рынка микромобильности к 2030 году вырастет до $200—300 млрд в США, до $100—150 млрд в Европе и до $30—50 млрд в Китае, прогнозируют аналитики McKinsey. По их данным, в США во время пандемии средняя продолжительность поездок на электросамокатах выросла на 26%, так как люди начали чаще выбирать этот вид транспорта из-за рисков заражения COVID-19.

Точками роста рынка в «Урбанике» считают сотрудничество с курьерскими сервисами, развитие агрегаторов и интеграцию с общественным транспортом, сервисами каршеринга и агрегаторами такси.