Новости

ФАС подозревает Booking.com в антиконкурентном поведении

Фото: iStock

В конце января деловое объединение «Опора России» направило в ФАС жалобу на сервис Booking.com. Организация считает, что агрегатор «навязывает» отелям невыгодные условия договора. Служба примет решение через 2 месяца.


В компании Booking.com существует требование о паритете цен, сообщают «Известия». Согласно ему объект размещения не может установить стоимость номера с теми же датами заезда и условиями бронирования на других сервисах ниже, чем на Booking.com. В том числе на собственных сайтах. Такое условие дает агрегатору гарантию, что, скорее всего, бронирование произойдет через его платформу. Кроме того, при формировании цены на номер отель вынужден учитывать комиссию сервиса — в среднем 20%.

Если отель нарушает требование Booking.com, его рейтинг снижается в общем ранжировании сервиса, что ухудшает показатели выдачи в поиске и, следовательно, динамику бронирований. При систематическом нарушении компания прекращает сотрудничество с гостиницами.

В 2018 году на Booking.com пришлось 67,6% от общих заказов на онлайн-площадках по бронированию отелей, по данным TravelLine. По мнению «Опоры России», показатели говорят о монопольном положении сервиса на российском рынке.

В случае отмены паритета цен у отелей вырастет количество прямых бронирований через собственные каналы продаж, считают в «Опоре России». Изменения позволят компаниям увеличить доходы и, как следствие, налоговые отчисления, которые гостиницы платят с валового оборота предприятия. Однако пока компании не готовы прекращать сотрудничество с лидером рынка по привлечению клиентов.

В 2015 году туристическое агентство OnlineTur.ru уже сообщало ФАС о навязывании паритетных цен сервисом. Тогда регулятор не обнаружил нарушений. Весной прошлого года руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович предложил министерству культуры ограничить работу агрегатора на фоне антироссийских санкций. Ведомство и Ростуризм выступили против.

Партнер юридической компании «НАФКО» Ирина Мостовая подчеркнула, что в разное время ФАС возбуждала дела об административном нарушении в отношении Google, Apple, Microsoft и других иностранных компаний. Доказать, что Booking.com занимает доминирующее положение, будет непросто, считает юрист.

Необходимо установить, действительно ли при заключении договора прописывается требование по паритету цен. Даже обнаружив признаки нарушения, служба, скорее всего, ограничится предупреждением, указав на необходимость ее устранения, добавила Мостовая.

Председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго отметил, что полномочия ФАС применительно к деятельности иностранных интернет-гигантов, офисы которых расположены в других странах, весьма ограниченны. Эксперт сообщил, что в связи с этим готовятся поправки к закону «О защите конкуренции» и Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме того, предлагается ввести понятие «сетевого эффекта» — получение экономических преимуществ от количества пользователей. Крупные интернет-компании способны оказывать влияние на рынки, в том числе за счет сбора и обработки данных, считает юрист. По словам Корчаго, сетевой эффект может стать основанием для признания доминирующего положения компании.

В середине прошлого года Ростуризм заявил о создании российского конкурента сервиса для поиска бронирования отелей Booking.com, сообщал Inc


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews