Сеть магазинов низких цен Fix Price в преддверии IPO пообещала инвесторам начать активную экспансию на рынки Беларуси, Казахстана и Узбекистана. Компания может открыть в этих странах более 3,8 тыс. магазинов ― это почти в 12 раз больше действующих там точек сети, пишет «Коммерсант» со ссылкой на инвестиционный меморандум, подготовленный компанией перед IPO.
По данным издания, сеть планирует начать торги своими акциями на Лондонской бирже 10 марта. На прошлой неделе компания объявила ценовой диапазон в рамках IPO на уровне $8,75–9,75 за глобальную депозитарную расписку (GDR). Таким образом, капитализация сети может составить $7,4–8,3 млрд, компания сможет привлечь $1,5–1,7 млрд.
Точную цену размещения своих акций сеть официально назовет 5 марта. По данным «Коммерсанта», часть средств от IPO ритейлер готов направить на развитие, в том числе на экспансию в соседние страны. В Fix Price отказались комментировать содержание меморандума.
На конец декабря 2020 года у ретейлера за пределами России было 235 магазинов: 143 — в Беларуси, 77 — в Казахстане и 15 — в Узбекистане, отмечается в меморандуме. Таким образом, новый план предполагает увеличение числа точек в соседних странах почти в 12 раз.
В России, как указывается в меморандуме сети, есть потенциал для открытия еще около 11,7 тыс. магазинов под брендом Fix Price.
Сейчас Fix Price в общей сложности управляет более 4 тыс. точек. По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, в 2019 году доля сети на рынке товаров фиксированных цен в РФ составила 93%. В 2020 году выручка Fix Price составила 190,06 млрд руб., что больше на 33% год к году.
По словам экспертов, экспансия именно в эти постсоветские страны неслучайна. При большой ёмкости локальных рынков там практически отсутствует конкуренция в сегменте цивилизованной торговли, отмечает начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.
По подсчетам Oliver Wyman, сейчас только 2% рынка ретейлеров Узбекистана приходится на современные форматы торговли, в Казахстане — 5%, в Белоруссии — 46%.
Благодаря Таможенному союзу в рамках ЕАЭС в Беларуси и Казахстане легче выстроить логистику, говорит начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Однако ускоренный темп открытия новых магазинов всё же значительно увеличит затраты на логистику и дистрибуцию, предупреждает он. «Если открывать более 1 тыс. магазинов, то капзатраты могут превысить $1 млрд»,— говорит Ващенко.