Новости

Forbes: иностранные маркетплейсы будут блокировать в России за нарушение закона о платформенной экономике

Иностранные маркетплейсы, например eBay и AliExpress, обяжут соблюдать требования нового закона о платформенной экономике. За их несоблюдение будут применяться меры другого закона — о «приземлении», вплоть до блокировки сайта. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на источники.

Unsplash

Законопроект, одобренный 30 июня правительственной комиссией по законопроектной деятельности, вводит реестр посреднических цифровых платформ (ПЦП), куда включат площадки по критериям аудитории, установленным правительством.

Закон регулирует работу маркетплейсов (например Wildberries, Ozon) и сервисов заказа товаров и услуг («Яндекс», «Самокат»). Его цель — защита прав покупателей, продавцов и владельцев пунктов выдачи. Представитель аппарата Дмитрия Григоренко заявил, что интересы россиян должны быть защищены независимо от того, на отечественной или иностранной площадке они приобретают товары и услуги.

Иностранные платформы, включенные в реестр ПЦП, будут признаны иностранными ИТ-компаниями, обязанными соблюдать закон о «приземлении», включая создание представительства в России и размещение формы для обращений граждан. За несоблюдение требований предусмотрены меры: информирование о нарушениях через поисковики, запрет на рекламу, ограничение платежей, запрет на сбор и передачу персональных данных, а также частичная или полная блокировка.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов подчеркнул, что потребитель должен быть одинаково защищен вне зависимости от юрисдикции платформы. Законопроект уравняет условия для российских и иностранных платформ, добавил он. Первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева отметила, что мера усилит защиту данных и контроль за деятельностью платформ, но призвала избегать чрезмерного регулирования.

По данным АКИТ, в 2025 году трансграничная интернет-торговля составляет 3% e-commerce в России (404 млрд руб. по прогнозам Data Insight), тогда как в 2021 году ее доля достигала 18,18%. Около 85% россиян делают покупки на маркетплейсах, из них 80% — чаще двух-трех раз в месяц, с лидерством Wildberries и Ozon.