Новости

Специалисты с синдромом самозванца работают лучше, чем уверенные в себе, показало исследование

Считается, что синдром самозванца, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям, выматывает и становится препятствием на пути к достижению успеха. Исследование сотрудницы Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Басимы Тевфик показало, что это не так. Проведя несколько экспериментов, она доказала, что синдром самозванца никак не влияет на производительность труда специалистов, а зачастую ― мотивирует их работать лучше своих более уверенных коллег.

По данным Международного журнала поведенческой науки, более 70% людей в тот или иной момент жизни испытывали синдром самозванца на работе. В таких случаях люди начинают сомневаться, что их успехи ― заслуга их труда, а не случайное стечение обстоятельств. Часто специалисты с синдромом самозванца чувствуют себя неудачниками, недостойными похвалы. Это приводит к подавленности и разочарованию.

Многие более ранние исследования по психологии утверждали, что синдром самозванца однозначно негативно сказывается на работе: неуверенность порождает ошибки, а состояние подавленности в целом снижает производительность труда.

Чтобы проверить эти данные, сотрудница Уортонской школы бизнеса Басима Тевфик провела несколько экспериментов, в которых приняли участие более 160 человек.

В первом исследовании она попросила руководителей инвестиционно-консалтинговой компании оценить навыки межличностного общения своих сотрудников, некоторые из которых, по их собственному признанию, страдали от синдрома самозванца в течение двух месяцев.

Финансовые работники, сомневающиеся в своих способностях, получили более высокие оценки, чем их уверенные в себе коллеги. Менеджеры описали их как «лучших сотрудников, которые наиболее эффективно работали с коллегами».

Во втором эксперименте исследовательница оценила группу студентов-медиков, часть из которых также заявили о наличии синдрома самозванца. Испытуемые должны были взаимодействовать с «пациентами», роль которых исполняли специально обученные актёры. А после «пациенты» должны были оценить, как медики справились с работой.

В результате студентам-медикам с синдромом самозванца также удалось получить более высокие оценки: пациенты оценили таких специалистов как «более внимательных»: они активнее слушали пациентов, лучше поддерживали зрительный контакт, проявляли участие, чаще наклоняясь вперёд и повторяя язык тела собеседника, задавали больше вопросов и лучше и подробнее отвечали на вопросы пациентов.

И наконец, в третьем исследовании приняла участие группа испытуемых, которые изображали соискателей на ту или иную позицию в компании. В ходе эксперимента им предстояло произвести впечатление на менеджера, чтобы пройти конкурсный отбор на основное собеседование.

В результате кандидаты с синдромом самозванца также оценивались лучше, чем более уверенные в себе, ― по мнению менеджеров, они задавали более интересные вопросы и давали более вдумчивые ответы.

Данные Тевфик также показали, что уровень компетенций менее уверенных в своих способностях специалистов не хуже, чем у их более уверенных коллег.

«Медики-самозванцы» из второго эксперимента давали такой же процент правильных диагнозов, что и «несамозванцы». Компетенции менее уверенных испытуемых из первого и второго эксперимента оценивали на том же уровне, что и остальных, пишет BBC.

«Поведение, которое демонстрируют специалисты с синдромом самозванца в попытке компенсировать неуверенность в себе, на самом деле может помочь им в работе, ― отмечает исследовательница. ― Чувствуя себя менее «полноценными», они прилагают дополнительные усилия в общении и тем самым могут превзойти в коммуникации своих коллег-несамозванцев».

По словам Адама Гранта, профессора Уортонской школы бизнеса при Университете Пенсильвании, это исследование опровергает устоявшееся мнение о том, что синдром самозванца однозначно пагубно сказывается на карьере.

«Наоборот, эти данные показывают, что такое психологическое состояние может побудить нас работать усерднее, чтобы проявить себя. А также больше учиться, чтобы заполнить пробелы в знаниях и навыках», ― говорит он.