Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Новости

Исследование: трудное детство способствует развитию творческого таланта

Исследования показали, что у многих творческих людей было трудное детство. Большинство известных художников связывают свой талант с тяжелыми детскими переживаниями, от которых они спасались, создавая в своем воображении миры, где могли свободно развивать способности.

Среди известных примеров можно упомянуть таких гениев искусства, как Винсент Ван Гог, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Вирджиния Вулф и Шинейд О’Коннор. Все они столкнулись с трудностями в детстве, но впоследствии добились выдающихся успехов в своей творческой деятельности. К сожалению, их таланты часто были омрачены различными проблемами психического здоровья.

Эти проблемы замечались и самими творческими людьми. В обширной биографии детства Гюстава Флобера, написанной Жаном-Полем Сартром, главный герой предстает перед читателями как нежеланный и заброшенный ребенок, которого родители считали умственно отсталым. Название книги — «Семейный идиот» — подчеркивает, насколько это обстоятельство было значимым для формирования личности Флобера.

В одном из недавних исследований рассматривается развитие творческих способностей человека, которое может идти по двум путям. Первый путь заключается в подражании спокойным и поддерживающим моделям поведения родителей, способным вдохновить ребенка на творчество и стремление к самосовершенствованию. Второй путь представляет собой способ справляться с тревогой, возникающей в результате нехватки таких положительных моделей.

Дональд Винникотт в своей ключевой работе 1971 года «Игра и реальность» объясняет, как дети справляются с тревогой, вызванной временной разлукой с родителями. Они находят утешение в так называемых «переходных объектах» и определенных действиях, которые могут временно заменить родительскую любовь и внимание.

Когда отсутствие родителей становится длительным и тяжелым, этот механизм сохранения может закрепиться и, в последующем перейти в творческий навык. Однако, несмотря на это у таких детей могут возникнуть серьезные поведенческие проблемы и сложности в социальном взаимодействии.

Некоторые исследователи предложили теорию, согласно которой до определенного уровня пренебрежение родителей способствует развитию талантов. Тем не менее если эта разлука становится чрезмерной, способности начинают сходить на нет, и изменения в социальном поведении становятся все более заметными.

Психолог Мэри Эйнсворт, внимательно наблюдая за маленькими детьми, установила, что стиль привязанности формируется уже к одному году. Другие исследования также подтвердили наличие ранее сформированных умственных навыков, что, вероятно, также относится к творческим способностям.

В наше время отношения между родителями и детьми становятся все более сложными. Часто бывает так, что родители либо не уделяют достаточно внимания своим детям, либо, наоборот, слишком сосредоточены на них. Кроме того, из-за необходимости выхода на работу, дети все чаще остаются без родителей на самых ранних этапах своего развития.

Как результат, современные дети начинают искать внимание где-то еще и часто уходят в параллельные миры, такие как видеоигры и интернет. Эти места становятся для них не только способом развлечения, но и возможностью развить свои творческие навыки. Однако такое увлечение может вызвать зависимость от технологий, стресс, тревогу и чувство одиночества, особенно у подростков.

Трудности не всегда ведут к негативным последствиям, и взрослые должны активно содействовать развитию творческих способностей своих детей. Тем не менее такая поддержка не может заменить должного внимания и заботы.

Исследования показывают, что поддержка родителей особенно важна в первые годы обучения в школе. Однако зачастую родители оказываются физически или психологически отдалены от своих детей, что может привести к различным проблемам с психическим здоровьем. Важно понимать, что первые и самые значимые когнитивные схемы формируются именно в раннем возрасте, и позднее вмешательство может оказаться менее эффективным.

Хорошей новостью является то, что результаты этих исследований могут помочь выявить и решить проблемы, с которыми сталкиваются дети. Кроме того, они подчеркивают глубокую психологическую важность развития талантов и творческих навыков как у детей, так и у взрослых.

Ранее исследование выявило, что дети с умеренно или сильно строгим воспитанием чаще испытывают трудности с эмоциональной регуляцией, имеют низкую самооценку и сталкиваются с проблемами в отношениях со сверстниками. Они также набрали более низкие баллы по шкале, измеряющей просоциальное поведение.