Новости

Исследование: виртуальная реальность оказалась очень эффективна против депрессии

Новое исследование, опубликованное в журнале JMIR Mental Health, показало перспективность применения виртуальной реальности (VR) в лечении большого депрессивного расстройства (БДР). Исследование, проведенное под руководством доктора Марго Пол и команды из Стэнфордского университета, показало эффективность применения расширенной реальности (XR) в борьбе с симптомами депрессии.

От БДР страдают миллионы людей во всем мире, но доступ к научно обоснованным методам психотерапии для многих остается серьезной проблемой. Традиционные методы лечения часто сталкиваются с различными ограничениями, что побуждает исследователей искать инновационные решения. XR, к которой относится виртуальная реальность, включает в себя различные технологии погружения в виртуальную среду, которая объединяет физический и цифровой миры. Пол и ее команда провели рандомизированное контролируемое исследование среди 26 амбулаторных пациентов с БДР, получающих дистанционное лечение. Используя гарнитуру VR Meta* (запрещена на территории Российской Федерации) Quest 2, участники занимались симуляцией различных видов деятельности, включая VR-игры, поиск подсказок для решения головоломок, танцы под музыку и игру в мини-гольф в одиночку или с друзьями. Хотя процесс обучения пользованию гарнитуры был довольно сложным, участники отметили, что со временем этот опыт становился все более приятным и полезным.

Полученные результаты были сопоставимы с традиционной поведенческой активацией, проводимой с помощью дистанционного лечения. Оба метода помогли значительно снизить проявления депрессии, как было показано в опроснике Patient Health Questionnaire-9. Более того, полученные результаты позволяют предположить, что люди в группе, получавшей лечение с помощью XR, могли испытывать повышенные ожидания или эффект плацебо из-за новизны технологии и отсутствия предубеждений относительно лечения психических заболеваний.

«Эти результаты показывают, что XR может помочь снять стигматизацию психиатрической помощи и снизить барьеры, мешающие людям прибегать к ней. Клиницисты могут использовать XR в качестве инструмента лечения, чтобы мотивировать пациентов активно участвовать в психотерапевтическом лечении, выполняя „домашние задания“, которые являются новыми, веселыми и доступными», — отметила Пол.

Исследование подчеркивает потенциал VR в преобразовании методов лечения депрессии за счет эффективности, сравнимой с традиционной терапией. Это перспективное направление, которое позволит улучшить результаты лечения и устранить барьеры, препятствующие доступу к научно обоснованным психотерапевтическим методам лечения БДР, а значит, расширит возможности оказания помощи пациентам. Кроме того, исследование способности XR усиливать эффект плацебо указывает на возможности совершенствования методов лечения психических заболеваний при помощи технологий.

Виртуальной реальности нашлось применение и в образовании. В этом году Meta* запустит новое программное обеспечение для преподавателей, которое призвано упростить использование гарнитур виртуальной реальности (VR) в учебном процессе. Эти инструменты позволят учителям управлять несколькими гарнитурами Quest одновременно, а также предоставят доступ к ряду образовательных приложений и обеспечат контроль над тем, как учащиеся используют устройства.