По данным источников, переход из МСБ (малый и средний бизнес) в самозанятость связан с отъездом части сотрудников и изменениями налоговой нагрузки, а также с уменьшением доходов бизнеса. Эксперт назвал тенденцию тревожной, поскольку самозанятые платят меньше налогов в бюджет.
Россияне стали переходить из малого и среднего предпринимательства в самозанятые, сообщают «Известия» со ссылкой на исследование РАНХиГС и Корпорации МСП. За ростом числа самозанятых стоит легализация ранее работавших в тени граждан, а не перерегистрация существующих ИП и предприятий, подчеркивают авторы исследования.
Число занятых в секторе МСБ остается стабильным, однако в I квартале их количество сократилось на 60 тыс. человек год к году, отметили в Министерстве экономического развития. По данным ФНС, в первом полугодии 2023 года закрылись 285,7 тыс. ИП, что на 7,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Переход из малых и средних предприятий в самозанятость может быть связан с релокацией части сотрудников и последующей оптимизацией налоговой нагрузки или с уменьшением доходов компаний в первом секторе, считает эксперт по финансам и инвестициям, основатель финансового клуба «Мультипликатор» Эван Голованов. Если ежегодный заработок опускается ниже 2,4 млн, платить НПД 4% становится выгоднее.
По мнению доцента кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС и руководительницы экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерины Авдеевой, тенденция перехода субъектов МСП в категорию самозанятых — тревожный знак, поскольку они меньше платят в бюджет.
Специальный налоговый режим для самозанятых заработал в 2019 году. В рамках эксперимента он будет действовать до 2028 года. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что режим планируют продлить.
Самозанятые, оказывающие услуги клиентам, платят государству 4% от дохода, работающие с ИП и юрлицами — 6%. Платить НПД смогут лишь те, чей доход не превышает 2,4 млн руб. в год (200 тыс. руб. в месяц).